МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
АГРОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЛПОДОВОДСТВА И ОВОЩЕВОДСТВА
ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Методические материалы для самостоятельной работы и выполнения контрольных работ студентов, обучающихся заочно по направлению
«Агрономия»
Составитель:
Профессор каф. плодоводства и
овощеводства,
д.б.н. И.Л. Бухарина
Ижевск 2011
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Физиология растений» является профессиональная подготовка специалистов по специальности «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», понимающих суть физиологических процессов растений, их связь с условиями окружающей среды, взаимосвязь физиологических процессов и биохимического состава растений, что влияет на качество продуктов переработки сельскохозяйственной продукции.
Основные задачи дисциплины «Физиология растений» – познание механизма физиологических процессов, происходящих в растениях, их зависимости от внутренних и внешних абиотических и биотических факторов. Воспитательной задачей курса физиологии растений является воспитание любви к природе, понимания роли растений для нашей страны и планеты. Важной воспитательной задачей является воспитание у студентов понимания значимости профессии технолога по переработке сельскохозяйственной продукции для народного хозяйства страны и человечества в целом.
В результате изучения физиологии растений студенты должны знать:
· процессы обмена веществ в клетках и тканях растений;
· особенности, ход и механизм основных физиологических процессов: фотосинтеза, дыхания, водного режима и минерального питания, превращения веществ в растениях, закономерности роста и развития растений, механизмы их устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды;
· методы диагностики физиологического состояния и повышения устойчивости растений к воздействию неблагоприятных факторов среды.
В процессе изучения дисциплины студенты должны уметь:
· выявлять причины нарушений физиологических процессов в растениях;
· давать физиологическое обоснование основных агротехнических приемов, используемых в практике растениеводства.
Роль физиологии растений как биологической дисциплины все более повышается в современных экологических условиях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционный курс
ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
Тема 1. Химический состав растительной клетки: белки, ферменты, углеводы, липиды, вещества вторичного обмена
Химический состав растительной клетки: аминокислоты, их строение, свойства и синтез. Функции, строение и свойства белков. Распад белков. Ферменты растительной клетки и их роль в жизни растений. Влияние внутренних и внешних факторов на активность фермента. Классификация ферментов. Практическое применение. Собственно жиры, воска, стероиды, их содержание в растении и роль в растительной клетке. Углеводы растений: свойства, локализация в клетке, биологическое значение, характеристика отдельных представителей. Вещества вторичного обмена: основные классы. Использование веществ вторичного происхождения в практике.
Объем часов: 2 ч
Тема 2. Физиология растительной клетки
Физиология растительной клетки. Растительная клетка как открытая биологическая система.
Растительная клетка как осмотическая система. Общие представления об осмосе и осмотическом давлении. Сосущая сила. Соотношение между сосущей силой, осмотическим и тургорным давлением. Зависимость этих показателей от степени насыщения клетки водой.
Объем часов: 2 ч
ВОДНЫЙ ОБМЕН РАСТЕНИЙ
Тема 3. Поглощение и транспорт воды по растению
Типы транспорта веществ в растениях. Биологическая роль воды. Состояние воды в почве. Поглощение воды растением. Поглощающий аппарат растений. Передвижение воды по растению. Транспирация. Движущие силы восходящего тока. Связь между состоянием растения и водным режимом, качеством сельскохозяйственной продукции.