эффективность нормативно- степень информированности
правового регулирования в адресатов о содержании
целом правовых норм
надлежащий уровень реали- уровень правосознания и
зации правовых норм правовой культуры граждан
Схема 12
ВИДЫ
Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т И
НОРМ ПРАВА
юридическая социальная
Юридическая эффективность правовой нормы -соответствие поведения адресатов правовой нормы с требуемым поведением, указанным в норме.
Социальная эффективность правовой нормы -более отдаленная социальная цель, эталоном оценки которой является не само правомерное поведение ее адресатов, находящаяся вне непосредственной сферы правового регулирования.
Тема 10. Правотворчество
Вопросы: Правотворчество: понятие, признаки, стадии и виды. Понятие нормативного правового акта, его виды. Понятие закона и его виды. Подзаконные нормативные акты, их виды. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона. Юридическая техника.
Схема 1
Правообразование - относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридических норм.
Правотворчество (законотворчество) - специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу и вступает в действие закон.
(С.С. Алексеев)
Правотворчество -деятельность государственных органов, должностных лиц, в случае референдума всего народа по изданию, переработке, и отмене нормативных правовых актов.
(В.К. Бабаев)
С О О Т Н О Ш Е Н И Е
ПРАВООБРАЗОВАНИЯ И ПРАВОТВОРЧЕСТВА
П Р А В О О Б Р А З О В А Н И Е
- возникновение потребности в правовом регулировании общественных
отношений;
- анализ социальной ситуации;
- осознание экономической и социально-политической обусловленности
В основу принципа законности правотворчества положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках закона и, прежде всего, основываться на положениях Конституции Российской Федерации.
Суть принципа демократизма состоит в открытости правотворческого процесса, свободном, гласном и деловом обсуждении проектов нормативных правовых актов.
Принцип профессионализма прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью разработки законопроектов компетентными специалистами, обладающими профессиональными знаниями и опытом в сфере, требующей регулирования.
Научный характер правотворчества заключается в тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки в обществе, потребности правового регулирования определенных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования, основанных на данных, полученных учеными, научно-исследовательскими учреждениями.
Схема 3
С Т А Д И И
Правотворчества
1 законодательная инициатива 3 внесение законопроекта в
законодательный орган
2 решение компетентного органа 4 принятие законопроекта
о необходимости издания акта
5официальное опубликование
(промульгация)
Стадия законодательной инициативы представляет собой осуществление определенными лицами права на предложение об издании законов и на внесение законопроектов в законодательный орган, который обязан рассмотреть поступившие законопроекты и предложения.
Стадия решения компетентного органа о необходимости издания законапредставляет рассмотрение комитетами и комиссиями внесенных в Государственную Думу законопроектов, оценки их с точки зрения целесообразности принятия, необходимости включения в план законопроектных работ и выработки официального текста законопроекта.
На стадии внесения законопроекта в законодательный орган (обсуждение законопроекта) законопроект в целом принимается к рассмотрению, происходит его обсуждение, рассмотрение поправок, после чего законопроект принимается в порядке первого, второго, третьего чтения.
Стадия принятия законопроекта состоит из непосредственного принятия его Государственной Думой, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом страны.
Стадия официального опубликования предусматривает порядок, в соответствии с которым все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия.
Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самих законах или актах палат не установлен иной порядок вступления их в силу.