В структуре государственного аппарата выделяется четыре уровня:
· Государственные органы — есть властные полномочия.
· Государственные учреждения — нет властных полномочий.
· Государственные служащие.
· Служащие — лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но компетенцией не обладающие (в отличие от государственных служащих).
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ
Механизм государства состоит из соответствующих органов.
Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками.
Орган государства (2) – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.
Признаки государственных органов:
1. Юридическое закрепление и оформление – любой государственный орган имеет свой юридический статус (совокупность прав и юридических обязанностей), закрепленный в действующем законодательстве и нормативных правовых актов.
2. Государственный орган, как правило, организационно обособлен, несмотря на действие его в едином механизме государства. Каждый государственный орган является самостоятельным лицом, обладающим своими материальными средствами и выполняющие присущие только ему задачи и обязанности.
3. Государственному органу присуще наличие властных полномочий и механизмов воздействия на общественные отношения.
4. Государственный орган состоит из государственных служащих, наделенных в соответствии за законом властными и административными полномочиями.
5. Государственный орган создается в целях выполнения задач и функций государства.
Виды государственных органов:
1. В зависимости от способов возникновения государственных органов:
1) первичные государственные органы
2) производные государственные органы
2. По характеру принятия властных решений:
1) коллегиальные государственные органы
2) единоличные государственные органы
3. В зависимости от принципа разделения власти:
1) законодательные государственные органы
2) исполнительные государственные органы
3) судебные государственные органы
4) исполнительные государственные органы
4. В зависимости от способа формирования:
1) выборные государственные органы
2) назначаемые государственные органы
5. По сроку действия
1) постоянно действующие государственные органы
2) бессрочно действующие государственные органы
6. по характеру подчиненности:
1) государственные органы вертикального подчинения (например, прокуратура)
2) государственные органы двойного подчинения (например, любое министерство)
+коллективные образования (коллектив гос служащих, например Верховный суд, Правительство РФ), другие – представлены одним лицом(президент).
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Теория государства и права как юридическая наука- это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития
Государство- суверенная политическая организация классового общества, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, служащая целям обеспечения социального компромисса в данном обществе.
Государственная власть - это разновидность социальной власти, а именно отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.
Государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.
Государственный механизм - система государственных органов и иных организаций, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственные учреждения – это некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различных сферах. Например, организации образования, здравоохранения, библиотеки
Право - один из видов регуляторов общественных отношений
Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Право — единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости».
Субъективное право -обеспеченная законом возможность физического или юридического лица реализовать свое право путем совершения определенных действий или требуя определенного поведения от других лиц.
Юридическая обязанность - определенная законом мера должного поведения участника данного (конкретного) правоотношения - носителя этой обязанности.
Норма права - установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства. Формой существования норм права являются нормативно правовые акты и иные источники права.
Правотворчество -это вид государственной деятельноcmи, направленной на создание права. В процессе правотворчества происходит формирование права и его внешнее закрепление, оформление.
Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых норм и актов в целях их реализации и совершенствования.
Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняется смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п.
Реализация права - процесс воплощения правовых норм субъектами права. К формам Р.п. относятся: а) соблюдение норм права; б) исполнение норм права; в) использование норм права; г) применение норм права.
Правоприменение— это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как:
возникновение спора о праве;
установление фактов, имеющих юридическое значение;
осуществление государственного надзора за отдельными видами общественных отношений;
привлечение к юридической ответственности;
другие случаи, когда правоотношение не может сложиться без участия государственных органов.
Правоприменение -активно-властная форма реализации права, осуществляемая уполномоченными на то субъектами, в основном органами государства, должностными лицами. Суть правоприменения состоит в наделении одних субъектов правами, возложении на других юридических обязанностей, привлечении третьих к юридической ответственности. Это одна из официальных, законных, правовых форм деятельности органов государства, должностных лиц и уполномоченных негосударственных организаций.
Применение права (3) - властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм гражданами и их объединениями.
Источник права - формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Источник права (2) - это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел.
Источник права (3) - нормативный акт, принятый народом путем голосования на референдуме (населением территории на референдуме или на собрании), компетентным органом государства или органом местного самоуправления и устанавливающий нормы права. И. п. - это, следовательно, и внешняя форма существования нормативных предписаний, правотворческой деятельности.
Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. (2) вид общественных отношений, урегулированных нормами права (см.) и обусловленных в конечном счёте базисом общества.
Юридический факт– это такое жизненное обстоятельство, с которым право связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
Механизм правового регулирования представляет собой систему юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочивания общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права
Правовое регулирование - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права).
Юридическая ответственность -это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие неблагоприятные для него последствия, применяемые государственными органами в порядке, также установленном государством.
Законность - это строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.