Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современная демократия



Сущность государства.

Сущность государства традиционно определяется социальным назначением, природой государстваСледует отметить своеобразный «дуализм» государственной власти. Любому государству присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой — долговременные интересы всего населения. Первую «половину» сущности государства назовем его классовой природой, вторую — общесоциальной. «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государства – это способ организации политической власти охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.

«Форма государства» означает , кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приёмов.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Структурные элементы формы правления:

Форма государственного правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними (монархии и республики).

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти (унитарные и федеративные государства, конфедерации).

Форма государственного (политического) режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления государственной власти (демократический и антидемократический).

Таким образом, форма государства – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве вышеназванных составляющих.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально-экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т. д.

 

 

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: понятие и её виды

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Критериями разграниченияформ правленияявляются:

- порядок замещения должности главы государства;

- объем полномочий главы государства;

- распределение полномочий между главой государства и представительным органом (парламентом);

- ответственность высших государственных органов.

Формы государственного правления делятся на монархии и республики.

 

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору т.п. В абсолютных монархиях, как правило, отсутствует высший законодательный и представительный орган (парламент).

Конституционная (парламентарная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом, и это конституционно закреплено (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар и др.),

В настоящее время конституционными монархиями являются наиболее развитые и стабильные государства как в Европе (почти половина западноевропейских стран – членов Европейского Союза), так и на других континентах: Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Голландия, Канада, Бельгия, Австралия, Дания, Япония и др.

Дуалистическая монархия носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

- наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти – парламента и правительства;

- назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

- назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;

-монарх выполняет функции реального главы государства.

Республика– это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборным органами, избираемыми населением на определенный срок.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

- высшие органы государственной власти избираются народом (либо формируются органами, избранными народом);

- деятельность данных органов ограничена определенным сроком;

- имеет место разделение властей – на законодательную, исполнительную и судебную.

Республики делятся на президентские, парламентские, смешанные (парламентско-президентские) и нетрадиционные виды республик.

 

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: понятие и её виды

 

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

Основными видами форм государственного устройства являются:

- унитарное государство;

- федерация;

- конфедерация.

Унитарное государствоимеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности.

Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением.

Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т.д.

Помимо унитарных государств в «чистом виде» встречаются их особые разновидности:

- унитарные государства с автономиями;

- децентрализованные унитарные государства.

Автономия– это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц.

Децентрализованное унитарное государствоотличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное г-во.

 

Федерация– такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности.

Можно выделить следующие признаки федерации:

- территорию федерации составляют территории её субъектов;

- субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

- в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;

- высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту (в президентской республике), правительству, парламенту, судам;

- наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;

- парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов.

Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными.

Особый вид федерацийнационально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеративная Республика Германии (состоит из 16 территориальных субъектов – земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация – это союз государств. Для конфедерации характерны:

- слабый уровень интеграции составляющих её частей;

- наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства;

- отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;

- право свободного выхода из конфедерации.

Конфедерация– временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства. (США (создана 1781 году и преобразована в федерацию в 1787 году))

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

- Общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. (отделение скотоводства от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, а позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров - купцов.)

Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности. В таких условиях требовался уже другой властный орган, такой организацией, выделившейся из общества, стало государство.

 

Причины возникновения государства:

1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);

3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества;

 

 

ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (основные теории)

 

Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

Органическая теорияпредставляет государство как некое подобие человеческого организма. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

Теория насилия. ( Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.) В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. (например, Золотая Орда).

Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Один класс подавляет другой.

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

Типология— это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

  • Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
  • Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;
  • Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;
  • Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма;

 

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Цивилизационная типология(подход).В основе типологии — совокупность самых разнообразных факторов, таких, как экономика, политика, демография, культура, религия, социальная и национальная структура населения, географические и природно-климатические особенности, уровень технического развития и др. Базовой категорией выступает цивилизация как совокупность материальных, научных, политико-правовых, культурных и других достижений общества.

Например, А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.

В целом отдельные цивилизации обособлены друг от друга, развиваются самостоятельно, по своим собственным законам. Таким образом, отрицаются единство исторического развития человечества, общечеловеческие ценности, сходство материальных и духовных культур различных народов. Иногда выделяют христианские, исламские и традиционные цивилизации. Так же делят на древневосточные, древнегреческие, древнеримское и древнегерманские.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-историчеких условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства); 2). в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная 9гнографически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как широкого и объемного понятия.

 

 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции — это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

  • по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;
  • по сферам деятельности государства:внутренние ивнешние;
  • по продолжительности действия:постоянные ивременные;
  • по степени общности:основные инеосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

Функции государства классифицируются по различным критериям:

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

  • охранительные;
  • регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций, в том числе трудовых коллективов и т.п.), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в её рамках и с её помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической системы общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Выделяют следующие компоненты политической системы (элементы):

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации т объединения, трудовые коллективы и т.п.

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; и т.д.

 

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней своё особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

- управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

- мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое невыполнение);

- выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

- удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

- интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

- политическая социализация (посредством неё формируется политическое сознание индивида, и он «включается в работу» конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения всё новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

 

Государствокак главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечивать нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Конкретно это выражается в следующем:

1) государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создает необходимые условия их успешной деятельности;

2) может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий движений, групп давления и т.п.;

3) государство регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

4) может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;

5) деятельность общественных организаций находится под охраной государства

 

 

ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

 

Демократия — это политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан.

По Платону, демократия — это власть завистливых бедняков. Не жаловал демократию и Аристотель. Он рассматривал ее как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно данного большинства.

Со времен Великой французской революции демократия рассматривается как общественное устройство, отвергающее монархию и элитарность. В XVIII-XIX вв. демократия рассматривалась как режим, гарантирующий совокупность социальных и политических прав и свобод: участие в принятии важных политических решений; права собраний, союзов; свободы совести, мнений, передвижения, переписки. Этот режим означал гарантирование естественных прав человека на жизнь, безопасность, жилище, труд и т. п. Важнейшими условиями демократии стали формирующиеся гражданское общество и правовое государство.

Современная демократия

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Принципы демократии:

· принцип народного суверенитета,согласно которомуединственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ

· свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей

· участие гражданв управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)

· конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом

· наличие оппозиции,которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство

· принцип разделения властей,в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении(Участие народа в управлении государственными и общественными делами), кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на:

· прямую;

· представительную.

Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой.

Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения.

ФУНКЦИИ ДЕМОКРАТИИ:

1. Организационно-политическая 2. Регулятивно-компромиссная - 3. Общественно-стимулирующая4. Учредительная;

5. Контрольная6. Охранительная

ВИДЫ ДЕМОКРТИИ: Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.

Формы демократии находят проявление в ее институтах(референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

 

 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден (Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.). В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.

Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, — отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

Правовое государство– это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Основные признаки правового государства:

- признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

- реальность прав личности, обеспечение её свободного развития;

- единство прав и обязанностей граждан;

- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

- сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права;

- высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

- взаимная ответственность государства и личности;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА

 

Теория государства и права – юридическая наука, изучающая закономерности возникновения, развития, системной организации и функционирования государства и права и связанных с ними социальных явлений, а также формирует общие для всех юридических наук понятия и категории

ТГП- это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития. - Кодан С.В.

ТГП - это наука, которая изучает государственные и правовые явления в общественной жизни.

 

Признаки ТГП - черты ТГП, которые позволяют ей выступать в качестве целостной и состоятельной научной дисциплины.

1. Имеет фундаментальный характер, на ее знаниях базируются остальные юридические науки. Она представляет собой такую отрасль знаний, без освоения которой невозможно эффективно решать практические задачи и адекватно познавать явления окружающего нас мира в социально-экономической, политической и духовных сферах жизни людей.

2. тгп принадлежит культурно-творческая миссия, которая интенсивнее всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина и, особенно, в формировании профессионального правового сознания и культуры юристов.

3. тгп имеет практическое значение, т.к. изучая и обобщая исторический опыт юридической практики, она формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, делает из их анализа научные выводы и дает рекомендации, генерирует новые идеи, концептуальные подходы, позволяющие как понять сущность, содержание и формы государства и права.

4. тгп - это прогностическая наука. Любая отрасль знаний содержит элементы предвидения, но данная занимает особое место среди юридических наук, взаимодействую с другими естественными и общественными науками, обобщая данные отраслевых наук, и используя свой методологический инструментарий, она открывает новые явления в государственно-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития.

5. тгп – гуманитарная или общественная наука.

6. тгп – политико-правовая наука.

7. тгп – единая наука о гос-ве и праве

8. тгп – методологическая наука.

ФУНКЦИИ ТГП- это направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки.

1. Познавательная (гносеологическая)– применительно к тгп эта функция означает изучение реально существующего гос-ва и права и их институтов.

2. Онтологическая (о бытии)– изучение сущности гос-ва и права;

3. Эвристическая - состоит в открытии новых закономерностей гос-ва и права;

4. Методологическая – тгп разрабатывает основные методы познания государственно-правовой действительности;

5. Научно-интеграционная - обеспечивать связь юридических наук с другими общественными науками, транслирует в них данные последних и наоборот;

6. Организационно-управленческая - сводится к разработке конкретных средств и методов преобразования правовых и государственных институтов, образования и строения органов государства, правотворчества и применения норм права, а также укрепления законности;

7. Идеологическая – тгп направлена на правовое воспитание, формирование правовой культуры.

8. Прогностическая - сводится к предвидению того, каким качественным или количественным изменениям подвергнутся соответствующие государственно-правовые явления, прогноз их развития и эффективности.

 

Как учебная дисциплина теория государства и права создает мировоззренческую основу для подговки специалиста в сфере юриспруденции (юриста), обеспечивает предпосылки его подготовки к практической деятельности. Создает базу для изучения отраслевых и специальных юридических дисциплин.

 

МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Под методомнауки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, приобретаются новые знания. Если предмет науки показывает, что изучает наука, то метод — как, каким образом она это делает. Метод – это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Методология теории государстваи права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.

1). Всеобщие методы– это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, тесно не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм – с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором); материалистическая диалектика – с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

2). Общенаучные методы– это приёмы, которые не охватывают всё научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента, сравнения, абстрагирования, метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, логический метод, статистический метод и др.

Анализпредставляет собой условное разделение сложного теоретическогоо государстве и праве на части и исследование его по частям.

Синтезпредполагает изучение государственно правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как единого целого, он по содержанию представляет собой операцию противоположную анализу. В теории и практике, как правило процессы анализа и синтеза неразрывно взаимосвязаны и их деление представляется достаточно условным.

Системный подходориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.

Функциональный подходориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений по отношению к другим. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, функции поощрений, правовых стимулов и ограничений и т.д.

Метод социального экспериментасвязан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

Статистический методпозволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трёх стадий: сбор статистического материала, его группировка по определенному критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам и на заключительной стадии делаются оценочные выводы относительно рассмотренных явлений.

Частнонаучные методы– это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных, гуманитарных наук. К ним можно отнести: формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, кибернетический, метод толкования норм права и другие.

С помощью формально-юридического методаизучаются основные понятия и категории юриспруденции: даются определения понятиям; толкование их смысла; классификация понятий; вычленяются их признаки; осуществляется иное их исследование.

Присравнительно-правовом методепроисходит сопоставление законов, иных нормативно-правовых актов, правовых систем в целом, определение общих закономерностей и особенностей.

Конкретно-социологический методпредполагает выяснение мнения общества по коренным вопросам государственно-правового строительства посредством тестирования, интервьюирования, телефонных опросов и др.

Кибернетический методвключает изучение государства и права с использованием современных технических достижений: математических моделей, алгоритмов, компьютерных программ и т.д.

Толкование норм права позволяет выявить сущность смысла содержащегося в конкретной норме.

Использование арсенала всех методов, характеризующих исследование государства и права с позиции этой науки, раскрывается в процессе рассмотрения всех проблем, составляющих предмет данной науки и учебной дисциплины.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Гражданское общество– это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

В современной трактовке понятие «гражданское общество» выражает определенный тип общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости и завершенности. Другими словами, под этим термином понимается общество, отвечающее ряду критериев, выработанных историческим опытом.

В гражданском обществе происходит взаимное влияние на людей и друг на друга государства и права и таких экономических категорий как разделение труда и форм собственности.

Структура гражданского обществаохватывает:

- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

- общественные объединения и организации;

- политические партии и движения;

- сферу воспитания и негосударственного образования;

- систему негосударственных средств массовой информации;

- семью;

- церковь и др.

 

Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

- социальная система представляет собой комплекс объективно сформировавшихся общностей людей (семья, общественные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотношений между ними;

- экономическая система представляет собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта;

- политическая система представляет собой комплекс определенных субъектов политики (органов местного самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, иных общественных объединений) и отношений между ними;

- духовная система представляет собой комплекс соответствующих культурно-просветительских, научных и религиозных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуются духовные отношения;

- информационная система представляет собой комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в данном обществе (прежде всего негосударственные средства массовой информации).

 

К признакам гражданского общества, жизнедеятельность которого базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации), в частности, относятся:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур в различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальность осуществления права человека на информацию;

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический характер власти;

- правовое государство;

- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства . Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства

Признаки

· Целостность — механизм государства представляет собой целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов;

· Иерархичность — механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя собой сложную властную пирамидальную структуру;

· Особый состав — государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей;

· Специальные цели деятельности — фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства

· Материально-техническая обеспеченность.

Под государственным аппаратом – (совокупность государственных служащих) - понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных

Механизм государства – совокупность государственных служащих, и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций

Принципы работы

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата[8]:

· Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.

· Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.

· Высокий профессионализм и компетентность.

· Законность.

· Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.