Особым предметом ведения ОМСУ является осуществление отдельных гос полномочий. Исходя из принципа субсидиарности, передача ряда гос полномочий и функций на местный уровень считается эфф-й, так как позволяет экономить затраты на созд-е соотв-х территориальных гос органов и улучшить обслуживание населения.
При распределении полномочий важно найти оптимальное решение вопроса о том, какую функцию следует передавать на данный; уровень для исключительного исполнения, а какую функцию реализовывать на основе совместной ответственности различных уровней управления. Для повышения эффективности управления необходимо стремиться к тому, чтобы во всех областях отношений между различными уровнями управления, где неизбежна совместная ответственность, определялся участник, координирующий усилия органов власти раз, личного уровня по решению совместной задачи.
ОГВ РФ или С-та РФ имеют право передавать свои отдельные гос полномочия ОМСУ всех МО, МО определенной категории или группы, а также отдельного МО.
Всякие отдельно взятые полномочия органа публичной власти состоят из трех компонентов: нормативно-правового регулирования, финансирования и реального предоставления тех или иных услуг.
При решении вопросов местного значения все эти компоненты закреплены за органами местного самоуправления. При решении вопросов гос значения, переданном на уровень МСУ, ОМСУ должны делегироваться только полномочия по предоставлению услуг.
ОГВ обязаны осуществлять контроль над тем, как ОМСУ исполняют переданные отдельные гос полномочия, которыми они наделены, а также над целевым использованием материальных и финансовых средств, переданных для осуществления этих полномочий в соответствии с установленными нормативами и иными требованиями.
ОМСУ не имеют права использовать материальные и финансовые средства, переданные им для осуществления государственных полномочий, не по целевому назначению.
9. полномочия всех ОМСУ, за исключением утверждения местного бюджета, отчета о его исполнении и контрольных полномочий.
Российский опыт
В РФ существуют самые разнообразные организационные структуры МСУ. Наиболее характерные из них следующие.
Модель с сильным мэром, когда глава МО (мэр) и ПО (совет) избираются населением независимо друг от друга. При этом возможны варианты:
1) мэр возглавляет и совет, и администрацию;
2) мэр возглавляет администрацию, не входит в состав совета, но председательствует на его заседаниях;
3) мэр возглавляет адм-ю, а совет из своего состава избирает председателя, который ведет заседания совета и орг-ет его работу.
Реализация этой модели в РФ нередко имеет негативные проявления в виде доминирования ИВ, сокращ-я числ-ти ПО МСУ, сужения его компетенции, снижения эфф-ти контроля над ОИВ.
Модель со слабым мэром, которого совет избирает из своего состава. При этом мэр возглавляет и совет, и адм-ю; подконтролен и подотчетен совету, а пределы его самостоятельности в руководстве администрацией ограничены решениями совета. Недостатки данной модели — меньшая степень доверия к мэру и неустойчивость его положения (совет в любой момент м. отстранить его от должности).
Модель «староста — сход жителей» применяется в малых сельских МО, где население непоср-но осущ-ет ф-ии ПО за старостой. В случае необх-ти и с согласия схода староста формирует небольшой аппарат управления для ведения адм-х дел, делопроизводства, бухгалтерского учета.
Распространенные за рубежом модели с главой МО, возглавляющим совет, и наемным главой адм-ии используются в РФ редко, а комиссионная форма в нашей стране вообще не встречается.
Уставом МО мб предусмотрена 1 из 3 моделей построения МВ:
1. Глава МО избирается населением и возглавляет местную адм-ю. Работу ПО орг-ет председатель, избир-й из числа депутатов.
2. Глава МО избирается населением и возглавляет ПО МСУ. Рук-во местной адм-ей возлагается на управл-го, нанимаемого по контракту на конкурсной основе.
3. Глава МО избирается из состава ПО МСУ и является его председателем. Местную адм-ю возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.