Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные факторы, определяющие особенности МУ.



Формир-е той или иной модели организации МСУ происходит под комплексным влиянием со стороны всех хар-к среды, которое и опред-ет ос-ти складывающейся модели.

Важную роль, в частности, играют природный и географический факторы. Прир условия в значительной степени влияют на складывание систем хоз жизни и образ жизни населения данной трт. Именно природный фактор ускорил процессы разделения труда и развитие товарного характера хозяйства в странах Западной Европы, что в итоге привело к борьбе городов за свои права в рамках феодального цикла.

Существенную роль в складывании той или иной модели местного управления играет фактор внутренних и внешних воздействий на политико-хозяйственную систему. Речь идет о внутр и внешн условиях сущ-я системы управления, определяющих конкретные параметры ее развития.

Не меньшее влияние оказывают и внутренние факторы (прежде всего традиции государственного строительства), связанные с особенностями участия различных групп населения в процессе становления государственной власти.

Т.о., при изучении проц формир-я системы управления хозяйством следует опираться как на анализ общих характеристик экономического цикла, так и на особенности (скорость развития экономических отношений, природные условия, определяющие особенности хозяйствования и др.) протекания данного цикла в конкретной стране или регионе.

3. При этом одна соц-эк система может быть подсистемой в рамках другой соц-эк системы. МО (город, поселение, район) как соц-эк система является подсистемой региона и государства. В этих системах МО выполняет множество различных функций: административную, производственную, транспортную, образовательную, культурную, научную и др.

Для управления МО как соц-эк системой необходимо провести ее структуризацию и рассмотреть ее основные подсистемы.

В материально-вещественной структуре города можно выделить следующие главные подсистемы:

· территория;

· население;

· градообразующая сфера;

· градообслуживающая сфера, или городское хозяйство;

· социальная сфера.

МО как соц-эк сис­тема может быть определена через параметры объекта и субъекта управ­ления. Объект управления (место проживания) характеризуется насе­лением, инфраструктурой и территорией, поскольку именно они ока­зывают существенное влияние на формирование интересов совместного проживания.

На муниципальном уровне можно с достаточной степенью услов­ности выделить следующие интересы совместного проживания:

1) совместное использование ресурсов для производственной
и любой хозяйственной деятельности;

2) совместное пользование социальной инфраструктурой;

3) регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения и др.).

Цель и методы деятельности субъекта управления муниципальным образованием определяют его характеристики. Главная характеристика субъекта управления МО — объем его ком­петенции. Прежде всего, это те задачи, которые государство возложило на ОМСУ.

Практически все ОМСУ сейчас имеют в своем составе подразделения по экономическому и социальному раз­витию. Их основная цель — способствовать распространению на своей территории предпринимательства, росту производства товаров и услуг, созданию рабочих мест. В большинстве регионов страны созданы центры поддержки малого предпринимательства, образованы общественные фонды, осуществляется адресная материальная и финансовая помощь малым предприятиям.


 

2. Особое значение имеют также Гр, Зем, Градостр, Бюдж, Нал кодексы РФ.

Насел-е МО непоср, а также О и ДЛ МСУ принимают МПА по вопросам местного значения.

НПА, сформулированные ПО, регулируют важнейшие процессы жизнед-ти МО. К типичным правовым актам этой кате­гории относятся: полож-е о местных референдумах и местных выборах; положение об орг-ии ТОС на трт МО; положение о порядке упр-я соб-тью МО; правила землепользования и застройки; правила торговли; положение о муниципальном заказе; полож-е о МС и т.д.

Система муниципальных правовых актов

Лицо, принима­ющее правовые акты Тип правовых актов Наименование правового акта или решаемые вопросы
Население на референду­мах и сходах Решения Важнейшие вопросы местного значения, затраги­вающие интересы всего населения
Представитель­ный орган Решения Устав муниципального образования. Правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Вопросы органи­зации деятельности представительного органа
Председатель представитель­ного органа Постановления и распоряжения Вопросы организации деятельности представительного органа
Глава местной администрации Постановления Вопросы местного значения. Вопросы, связан­ные с осуществлением переданных государством полномочий
  Распоряжения Вопросы организации работы местной админист­рации
Глава муници­пального обра­зования Постановления распоряжения Вопросы, входящие в компетенцию председателя и представительного органа или главы админист­рации (в зависимости от занимаемой должности)
Иные должно­стные лица Распоряжения и приказы Вопросы, отнесенные к их полномочиям

Устав — это основной нормативный акт муниципального образова­ния (города, муниципального района или сельского поселения).


 

1. гос-во признает МСУ в кач-ве самост и независимого ур-ня власти, принадлежащей народу и им же самим осуществляемой.

Атрибуты МСУ — свойства МСУ, без кот оно не может сущ-ть. Действующее зак-во выделяет ряд обяз атрибутов МСУ: трт, нас-е, выборные органы, формы непоср уча­стия насел-я в МСУ, местный бюджет, мест налоги и сборы, мун соб-ть, местн нормативные акты.

Различия МСУ и ГВ

· различие в характере власти. ОМСУ — власть подзак-я, дей­ств-я в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью;

· разграничение сфер компетенции властей центральных и мест­ных, т.е. ограниченность круга дел, предоставленных местному самоуп­равлению;

· самост источники средств. Для реализации полномо­чий по своим предметам ведения МСУ д. иметь собственные ресурсы в виде самост бюджета и мун собственности;

· территориально ограниченный выборный пр-п МСУ. обяз наличие представи­тельства населения, т.е. власть выборная.

Отсюда видны отличия и неразрыв­ная связь МСУ с ГВ.

Функции МСУ в современном обществе:

1) МВ проводит в жизнь политику гос-ва на местах, принимает обязательные для исполнения решения по вопросам местн знач-я, обесп-ет охра­ну общ порядка, управляет мун соб-тью, выполняет др властные ф-ии;

2) как организатор местного хоз-ва, МСУ выполняет эк ф-ии по жизнеобеспечению местн сообщ-ва, орг-ет оказание жителям ряда важнейших общ услуг;

3) как часть гр общ-ва, МСУ обе­спечивает самоорг-ю гр-н, их непоср уч-е в решении вопр местн знач-я, в упр-ии местными делами.

ОМСУ играют роль орг стр-ры, выступающей от лица субъекта МСУ – нас-я МО. Следовательно, ОМСУ д. осущ-ть два типа ф-й:

· представлять его интересы (проектная функция) (выявление, агрегирование интересов, разработка проекта развития МО и принятие необх реш-й в форме правовых актов, создающих правовую базу для реализации проекта.;

· реализовывать эти интересы (программная функция). (обесп-ся путем разр-ки и исполнения пр-мы деятельности ОМСУ, направленной на осуществление проекта.

Т.о., ф-ии МСУ — осн напр-я деят-ти мун органов и их ДЛ. Правовым выраж-ем ф-й являются полномочия, или предметы ведения.


8. характерны наи­более значимые коллегиальные решения, а исполнительный орган реали­зует их, принимая единолично или коллегиально конкретные решения.

Состав ОМСУ Наличие выборных органов – важнейшее
организационное условие реальной значимости и эфф-ти МСУ. ОМСУ могут избираться непосредственно населением и (или) создаваться представительным органом муниципального образования. Каждый ОМСУ наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Должностное лицо МСУ может быть выборным либо нанятым по контракту (трудовому договору) и наделяется исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности ОМСУ.

ОМСУ не входят в систему ОГВ. Участие органов и должностных лиц ГВ в формировании органов и назначении ДЛ МСУ не допускается, за исключением случаев, предусмотренных тем или иным ФЗ. В частности в 131-ФЗ предусматривается участие представителей органов законод-ной власти субъекта РФ в конкурсных комиссиях по замещению должностей глав местных администраций муниципальных районов и городских округов (1/3 состава комиссии). ОМСУ являются юридическими лицами.

Структуру органов местного самоуправления составляют; пред­ставительный орган МО, глава МО, местная администрация (исполнительно-распоряди­тельный орган), контрольный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования. При этом, согласно №131-ФЗ, наличие представительного органа, главы МО и мест­ной администрации является обязательным.

Наименования органов и ДЛ МСУ устанавливаются законом субъекта РФ с уче­том местных традиций. Порядок формирования, полномочия, срок пол­номочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы деятельно­сти органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом МО.

 


 

7. свойственна ориентация на получение прибыли. Т.о, в стр-ре МХ должны доминировать орг-ии, предприятия и учр-я, которые производят соц значимые услуги и продукцию. Деят-ть этих предприятий нуждается в координации, чем на практике и занимаются ОМСУ.

Модели

Выделяют 3 модели МХ: коммунальную, коммунально-рентную, муниципально-рентную. Коммунальная модель МХ хар-ся тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов несут сами жители МО и осн рес-сом являются налоги с населения. Главным элементом в этой системе выступает ОМСУ, который осущ-ет как накопление ресурсов, так и их расходование. Коммунально-рентная модель МХ предусм-ет участие ОМСУ в сфере исп-я ресурсов территории и в ее развитии — через предоставление местной власти ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты, т.е. налоги с населения доп-ся налогообл-ем произв-ля продукции и услуг, действующего на территории МО. В структуре МХ организации коммун-й отрасли дополняются предпр-ми других сфер деят-ти, связ-х с ресурсными богатствами территории. Муниципально-рентная модель МХ подразумевает, что основное бремя по решению вопросов местного значения ОМСУ, для чего им предост-ся возм-ть стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Структура МХ при такой модели разнообразна и зависит от предприн-х спос-тей работников МСУ.

Ресурсы МХ - совокупность возможностей по развитию хозяйственной деят-ти в интересах населения.(матер-ные и немат-е)

В состав мат-ных ресурсов входят природные ресурсы, произв-ый потенциал, произв-е мощности, инфрастр-ра данной трт-ии, финансовые ресурсы, инвестиции, вкладываемые в регион. Несмотря на исключит-ю важность мат-ных ресурсов для ведения хоз-ной деят-ти, последняя невозможна без кадрового потенциала территории.

Не менее значимым немат-ным ресурсом явл определенный правовой ресурс. без него невозможно осущ-ть хоз-ю деятельность.

Различные виды муниципальных образований будут обладать разным набором ресурсов. В значительной степени это определяется тем перечнем прав и полномочий, которые законодательство предоставляет муниципальному образованию. Более того, поскольку территория муниципального образования — часть более крупной территориальной единицы, то, например, ресурсы, расположенные внутри границ городского или сельского муниципального образования, могут являться ресурсами различных уровней власти либо частных хозяйств, существующих на данной территории.

6. Поселение — это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией.

В состав территории ГП могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его инфраструктуры в соответствии с генеральным планом. На этих территориях могут находиться поселки и СНП, не являющиеся МО. Границы сельского поселения, состоящие из нескольких населенных пунктов, как правило, устан-ся с учетом пешеходной доступности администр-го центра поселения в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения.

Муниципальный район — это несколько поселений, объединенных общей трт-ей. В числе таких поселений могут быть и городские, и сельские. Главное предназначение мун района — решение вопросов межпоселенческого характера, требующих развитой инфраструктуры, а также выполнение отдельных гос полномочий. Границы МР определяются с учетом транспортной доступности административного центра района в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав МР (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий).

В ФЗ-131 вводится новое понятие — «межселенная территория» — это территория, не входящая в границы поселений. Здесь могут располагаться удаленные один от другого населенные пункты с числом жителей менее 1000 человек в каждом. На межселенной территории все функции ОМСУ исполняются мун районом.

Городской округ — это городское поселение, не входящее в состав МР, хотя и расположенное в его границах. Населенный пункт, имеющий статус городского округа, может быть административным центром муниципального района. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

Каждый тип МО, согласно 131-ФЗ наделяется своим перечнем вопросов местного значения. При этом гор округ решает вопросы местного значения как поселения, так и МР.

 


 

5. Правовой статус МО. Современное зак-во РФ предусматривает равенство прав МО в зависимости от их вида и специфики.

Классиф-я МО по правовому статусу в соотв с 131-ФЗ предполагает выделение следующих МО: гор поселения, сельск поселения, мун районы, гор округа. Наиболее существенные различия имеются между гор и сельс посел-ми. Город - крупное поселение, население которого занято преимущественно несельскохозяйственным трудом.

Число жителей населенного пункта, необходимое для присвоения ему статуса города, зависит от многих факторов. Обыч­но в России статус городов получают населенные пункты с числом жителей более 10—12 тыс. человек. Однако имеются города с населени­ем менее 10 тыс. и даже менее 5 тыс. жителей. Многие из ПГТ по мере расширения преобразу­ются в города. Однако наблюдается и обратная тенденция — превращение ПГТ и некоторых малых городов в сельские поселе­ния, что позволяет их жителям получать ряд социальных льгот.

Численность населения и территория. Так, напри­мер, по численности населения принято выделять города следующих типов: малые (до 50 тыс. человек); средние (50—100 тыс. человек); боль­шие (100—250 тыс. человек); крупные (250 тыс. — 1 млн человек); круп­нейшие (свыше 1 млн человек).

Формы организации хозяйственной жизни на территории муници­пального образования. Данный критерий выступает как комплексный показатель, поскольку в нем отражаются все стороны жизни МО. Так, эк-я организация обязательно имеет трт-ные границы эк интересов населения и хоз структур. От нее напрямую зависят демогр ситуация и проф ориентация населения. Создание оптимальных условий для деятельности хозяйственных структур — одна из главных задач местной власти, поскольку благополучие этих структур обеспечивает благополучие бюджета.

Единство инфраструктуры муниципального хозяйства. На протяжении многих десятилетий в РФ происходит постоянное укрупнение и стягивание объектов инженерной, социальной и другой инфраструктуры в центры районов. В результате сложилась ситуация, когда органы власти на местах не всегда имеют возможность организовать деятельность по своим предметам ведения. В большей степени это свойственно сельской местности, однако есть пример, когда инфраструктура одного города полностью зависима от другого. Это привело к необходимости выделения и рассмотрения в упомянутом Федеральном законе от 2003 г. муниципальных образований двух уровней — муниципалитетов и округов.


 


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.