Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



В рамках дисциплины «Этнопсихология в образовательном пространстве» предполагается использование следующих образовательных технологий и форм организации учебных занятий:

– лекции – проводятся с использованием мультимедиа технологий (демонстрация материала посредством проектора);

– практические занятия – предполагают работу студентов с конкретными методиками психолого-педагогической диагностики этнических особенностей личности, а также разбор проблемных ситуаций и решение вопросов по организации условий для поликультурного взаимодействия субъектов образовательного пространства;

– самостоятельная работа студентов – предполагает внеаудиторную работу по применению психолого-педагогического инструментария для диагностики этнических особенностей личности и отношений к представителям разных этнических групп, а также поиск и осмысление различных ситуаций с позиции поликультурного подхода в образовательной среде.

Задания для самостоятельной работы предусматривают составление обзора диагностических методов и психотехнологий работы педагога-психолога в поликультурной образовательной среде. По результатам изучения тем 5-8 составляется обзор методик диагностики изученного феномена (не менее 5 методик), а также список психологических упражнений (не менее 10) на каждую из вышеуказанных тем.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Для текущего контроля успеваемости предполагается выполнение студентами самостоятельных домашних заданий, направленных на актуализацию умения самостоятельного научного поиска, а также способности связывать полученные научные знания с реальной практической деятельностью.

Примеры домашних заданий:

Задание 1. Составьте на основе анализа научной литературы психологический портрет конкретной национальности, этноса. Примеры наций и этносов: русские, татары, башкиры, армяне, грузины, буряты, украинцы, литовцы, эстонцы, белорусы, поляки, немцы, французы, китайцы, японцы, корейцы, евреи и т.п.

Задание 2. Осуществите поиск определений предложенных ниже понятий в психологической информационно-справочной литературе (словари, энциклопедии и др.), а также смежных с психологией других социальных наук: народ, государство, этнос, нация, национальность, народность, культура, этническое сознание, этническое самосознание, этническая идентичность, социальная группа, социальная общность, этнические стереотипы, этнические установки, национальный конфликт, этническая напряженность. Опираясь ни их феноменологический анализ, изобразите соотношение этих понятий друг с другом, комментируя и поясняя связи и отношений их между собой.

Задание 3. Разработайте программу индивидуально социально-психологической адаптации для учащегося, попавшего в новую для него этнокультурную среду.

Задание 4. Приведите пример из художественной литературы, описывающий межэтнические взаимоотношения. Проведите психологический анализ обозначенной ситуации. Сформулируйте выводы и рекомендации.

Задание 5. Составьте психологические рекомендации администрации, педагогам и родителям, которые взаимодействуют в условиях поликультурной образовательной среды.

 

Для итоговой аттестации студентов используется экзамен, предполагаемая форма проведения устная.

Вопросы к экзамену:

1. Актуальность этнопсихологических знаний.2. Основные тенденции развития этнических общностей.3. Психологические причины роста этнической идентичности.4. Место этнопсихологии среди других наук. Предмет, задачи, основные понятия.5. Основные ветви, разделы этнопсихологии, -emic и -etic подходы и их реализация в психологической антропологии и сравнительно-культурной психологии.6. Ранние историко-философские воззрения на природу психологических особенностей народов, культурно-политическую специфику их жизни.7. Зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки. Психология народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя.8. Вклад В.Вундта в развитие психологии народов.9. Первые этнопсихологические исследования и теоретические подходы к созданию этнопсихологии в России в 40-е годы XIX века.10. Г. Лебон о психологии народов и масс.11. Теория «культура и личность». Предмет, задачи, методы культурной антропологии.12. Основные направления этнопсихологических исследований. Релятивизм, абсолютизм, универсализм - сущность данных подходов, основные положения, задачи.13. Этнопсихологические исследования личностных черт. Понятие о «национальном характере», проблемы исследования национального характера, примеры выделяемых черт.14. Исследование социализации детей (этнография детства).15. Межкультурные различия в экспрессивном поведении.16. Этнокультурные особенности вербальной коммуникации.17. Этнопсихологические исследования невербальной коммуникации.18. Этнические предрассудки, их изучение.19. Кросс-культурные исследования интеллекта, история и основные проблемы.20. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия.21. Этнические стереотипы, их содержание, функции.22. Этнические предрассудки, их происхождение и функции, теоретические подходы и практические исследования.23. Каузальная атрибуция как механизм межэтнического восприятия.24. Понятие об этнической напряженности и конфликте.25. Возникновение, протекание, разрешение конфликта, модели, механизмы урегулирования.26. Поиски причин этнических конфликтов в социальной психологии и смежных науках.27. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Факторы, влияющие на процесс адаптации.28. Изучение ценностей в этнопсихологии.29. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию.30. Методы этнопсихологического исследования.

 

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. – 176 с.

Крысько В. Г. Этническая психология. М.: Академия, 2011. – 320 с.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2009. – 368 с.

Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение. М.: Форум, 2011. – 176 с.

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 2008. – 608 с.

 

б) дополнительная литература:

Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: для педагогов и старшеклассников. М.: Смысл, 2002. – 246 с.

Днепрова Т.П. Воспитание межнациональной толерантности: Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 88 с.

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-пресс, 1997. – 379 с.

Здравомыслов А.Г. Священность этноса. М.: Аспект-пресс, 1999. – 456с.

Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 169 с.

Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Ростов-на-Дону. 2002. – 146 с.

Лебедева Н.С. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. – 324 с.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Питер, 1995. – 256 с.

Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2-е изд., переработанное. М.: Смысл; Per Se, 2000. – 549 с.

Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М.: Юнити-дан, 2004. – 564 с.

Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. – 381 c.

Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. – 483 с.

Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб. 2001. – 340 с.

Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. – 216 с.

Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Д.: Сталкер, 1997. – 400 с.

Тавадов Г.Т. Этнология. М.: Проект, 2002. – 399 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Портал психологических изданий – http://psyjournals.ru

Журнал «Вопросы психологии» – http://www.voppsy.ru

Поисковые системы, рекомендованные ФГОС:

§ http://informika.ru

§ http://edu.ru

§ http://rospsy.ru

§ http://rsl.ru

§ http://mon.gov.ru

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для освоения дисциплины «Этнопсихология в образовательном пространстве» необходимо мультимедиа оборудование и видеотехника для реализации принципа наглядности в лекционном курсе.

 


 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Этнопсихология в образовательном пространстве»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.