направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
профиля подготовки «Психология образования»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Этнопсихология в образовательном пространстве». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 16 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.
Авторы:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогической
психологии
И.В. Воробьева
кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогической
психологии
Д.Е. Щипанова
Рецензент:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры акмеологии и
психологии управления УрГПУ
А.А. Печеркина
Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 17 января 2013 г. № 6.
Заведующая кафедрой педагогической психологии
О.Н. Шахматова
Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 21 января 2013 г. № 5.
Председатель методической комиссии ИПс О.В. Мухлынина
Целью освоения дисциплины «Этнопсихология в образовательном пространстве» является становление основ бесконфликтного взаимодействия в условиях поликультурности образовательного пространства через формирование представлений о психологических особенностях этнических групп, навыков толерантного общения всех субъектов образовательного процесса, актуализацию их личностных особенностей и ценностно-смысловой сферы.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Этнопсихология в образовательном пространстве» относится к дисциплинам по выбору Профессионального цикла дисциплин ООП бакалавриата.
Данная дисциплина читается студентам на втором курсе в 3 (третьем) семестре. Она базируется на дисциплинах:
- «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире», вариативная часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (1 курс, 1 семестр);
- «История педагогики и образования», базовая часть Профессионального цикла. Модуль 1: Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности (1 курс 2 семестр).
Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления об основах взаимодействия в образовательном пространстве, психологических особенностях и условиях, определяющих его результативность и эффективность, а также способствующих поддержанию оптимального психологического климата в коллективе.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В целом, дисциплина ориентирована на формирование у студентов следующих компетенций, предложенных в ФГОС:
– способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
– способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК- 9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- особенности взаимодействия в условиях образовательного пространства в современных условиях;
- варианты и особенности коммуникативного поведения участников образовательного процесса с учетом этнокультурной принадлежности;
- основные факторы, определяющие создание условий для организации толерантного взаимодействия в поликультурной образовательной среде;
уметь:
- адекватно взаимодействовать с субъектами поликультурного образовательного пространства;
- разрешать конфликты и предотвращать возникновение напряжения во взаимодействии участников образовательного процесса;
- применять в образовательном процессе знания этнокультурных особенностей субъектов образовательного пространства;
владеть/ быть в состоянии продемонстрировать:
- современными методами исследований в области психологии межличностного взаимодействия в образовательной среде;
- конкретными методиками психолого-педагогической диагностики особенностей проявления межэтнической напряженности в условиях образовательного пространства;
- современными технологиями формирования и создания условий для развития субъектов образовательного пространства в поликультурной образовательной среде.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.
Таблица 1
№
Раздел дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекция
Практические занятия
Самостоятельная работа
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний
1.1. Понятие этнопсихологии и смежные научные дисциплины.
1.2. Актуальность изучения этнопсихологии в современном обществе.
Выполнение самостоятельных домашних заданий
Этнопсихология в образовательном пространстве
2.1. Понятие образовательного пространства и значение культуры в его формировании
2.2. Поликультурная образовательная среда
2-3
Феноменология этнопсихологии
3.1. Понятия «этнос», «нация», «культура», «народ».
3.2. Психология межэтнических отношений
4-5
Основные направления этнопсихологических исследований
4.1. История становления этнопсихологии
4.2. Психологические теории в этнопсихлогии
6-7
Особенности межгруппового восприятия межэтнических отношений в образовательном пространстве
5.1.Понятие этноцентризма и возможные поведенческие особенности
5.2.Этнические стереотипы и их проявление в образовательном пространстве
5.3.Социально-психологические феномены в межэтнических отношениях
8-9
Межэтнический конфликт в образовательном пространстве
6.1.Понятие конфликта и его структурные составляющие
6.2.Классификации межэтнических конфликтов в образовательной среде
6.3.Возможности разрешения межэтнических конфликтов в образовании
10-11
Психологические особенности адаптации к новой культурной среде
7.1.Понятие адаптации, особенности адаптации и аккультурации в новых образовательных условиях.
7.2.Факторы, влияющие на адаптацию в новой культурной образовательной среде.
7.3.Межкультурная сензитивность и актуальность ее формирования
12-13
Возможности формирования и развития толерантной личности в условиях поликультурной образовательной среды
8.1.Подходы к формированию и развитию толерантной личности
8.2.Методы и технологии развития толерантности
14-15
Экзамен
4.2. Матрица компетенций
Таблица 2
Темы дисциплины
Количество
часов
Формируемые компетенции
ОК-1
ОПК-2
∑
1.Этнопсихология как междисциплинарная область знаний
+
+
2.Этнопсихология в образовательном пространстве
+
+
3.Феноменология этнопсихологии
+
+
4.Основные направления этнопсихологических исследований
+
+
5.Особенности межгруппового восприятия межэтнических отношений в образовательном пространстве
+
+
6.Межэтнический конфликт в образовательном пространстве
+
+
7.Психологические особенности адаптации к новой культурной среде
+
+
8.Возможности формирования и развития толерантной личности в условиях поликультурной образовательной среды
+
+
4.3. Содержание дисциплины
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний
Понятие этнопсихологии и смежные научные дисциплины. Актуальность изучения этнопсихологии в современном обществе.