Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В целях обеспечения нормального хозяйственного оборота законодательство предусматривает индивидуализацию юридического лица.



Индивидуализация юридического лица - это его выделение из общей массы всех других организаций. Она осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования. Средства индивидуализации юридического лица позволяют четко определить, какая именно организация является стороной в гражданском правоотношении либо в судебном споре, какому именно юридическому лицу принадлежат те или иные субъективные права и обязанности.

Наименование юридического лица. Юридическое лицо обязательно должно иметь полное наименование на русском языке. Кроме того, оно может дополнительно иметь полное наименование на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, а также сокращенное наименование. Оно обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму (хозяйственное товарищество или хозяйственное общество определенного вида, унитарное предприятие, учреждение и т.п.). Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Например, общество защиты животных, фонд помощи детям-сиротам и т.д. Полное наименование унитарного предприятия также должно содержать указание на собственника его имущества (Российскую Федерацию, субъект Российской федерации или муниципальное образование) (ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Наименование коммерческой организации называется фирменным наименованием (или фирмой). Фирменное наименование определяется в учредительных документах организации и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 1473 ГК РФ).

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Коммерческая организация должна иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Она вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц.

В настоящее время распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ).

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Юридическое лицо, нарушившее указанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) и обязательно указывается в его учредительных документах.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). До вступления в силу Закона о регистрации юридических лиц различались понятия "юридический адрес" (т.е. адрес, по которому была произведена регистрация данного юридического лица) и "фактический адрес" (т.е. место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица). В настоящее время такие различия упразднены.

При перемене места нахождения юридического лица регистрирующий орган по прежнему месту вносит в реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения.

Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. По этому месту ему направляются различные документы, в том числе судебные повестки, и определяется место исполнения некоторых обязательств. В частности, согласно ст. 316 ГК РФ, если место исполнения обязательства не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, а кредитором является юридическое лицо, исполнение по денежному обязательству должно быть произведено в месте нахождения юридического лица в момент возникновения обязательства, а если кредитор к моменту исполнения обязательства изменил место нахождения и известил об этом должника - в новом месте нахождения кредитора с отнесением на счет кредитора расходов, связанных с переменой места исполнения. Также место нахождения юридического лица определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.

 

2.3.2. Виды юридических лиц

 

Юридические лица подразделяются по различным основаниям, классификаций существует множество <38>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

 

<38> Достаточно подробно основания классификации систематизированы в учебнике: Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1998. Т. 1. С. 86 - 90.

 

Опираясь на нормы действующего законодательства стратифицируем организации со статусом юридического лица следующим образом?

1. По цели образования организации делятся на коммерческие и некоммерческие.

2. По субъекту собственности различаются частные и государственные организации.

3. В зависимости от отношения учредителей к имуществу образованных организаций (п. 2 ст. 48 ГК РФ) они классифицируются как организации:

- на имущество которых учредители сохраняют обязательственные права;

- на имущество которых учредители сохраняют вещные права;

- на имущество которых учредители не сохраняют никаких имущественных прав.

Далее будут рассмотрены все три приведенных основания.

1. В зависимости от целей деятельности, возможности распределять полученную прибыль между участниками и объема правоспособности различаются две большие группы юридических лиц - коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Как уже указывалось, по гражданскому законодательству РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ (см. § 2 гл. 4 ГК РФ), крестьянских (фермерских) хозяйств (см. п. 3.1 § 2 гл. 4 ГК РФ), хозяйственных партнерств (см. Закон "О хозяйственных партнерствах"), производственных кооперативов (см. § 3 гл. 4 ГК РФ), государственных и муниципальных унитарных предприятий (см. § 4 гл. 4 ГК РФ).

Необходимо отметить, что ГК РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций (п. 2 ст. 50 ГК РФ). В ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <39> разъяснено, что со дня официального опубликования части первой ГК РФ коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены гл. 4 Кодекса.

--------------------------------

<39> Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.

 

В юридической литературе отмечается, что законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота, поскольку статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности) <40>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

 

<40> Гражданское право: Учеб. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1998. Т. I. С. 181.

 

Поэтому представляется ошибочной точка зрения некоторых авторов, полагающих, что "такое жесткое определение организационно-правовых форм для коммерческих... организаций вызывает определенные сомнения, поскольку в известной мере сдерживает развитие предпринимательства, ограничивает свободу выбора таких форм" <41>.

--------------------------------

<41> Веденин Н.Н. Аграрное право: Учеб. М.: Юриспруденция, 2000. С. 56.

 

Правовое положение коммерческих организаций, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, а также другие отношения, специфические для каждого из указанных видов юридических лиц, регулируют в соответствии с ГК РФ специальные федеральные законы. В настоящее время действуют:

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)";

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";

Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах".

Кроме того, особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации коммерческих организаций, действующих в специфических сферах, определяются другими федеральными законами. Это касается организаций, осуществляющих, например, банковскую, страховую, инвестиционную и некоторые другие виды деятельности.

Некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Исключение составляют потребительские кооперативы, которые хотя и отнесены ГК РФ к категории некоммерческих организаций, но вправе распределять полученную прибыль между своими членами.

Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, государственных корпораций, государственных компаний, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

В ГК РФ регулированию собственно некоммерческих организаций посвящены нормы ст. 50, определяющие различия между коммерческими и некоммерческими организациями, а также ст. ст. 116 - 123, устанавливающие сущностные признаки потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Специальным актом гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующим правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации как юридического лица, формирование и использование имущества такой организации, права и обязанности ее учредителей (участников), основы организации управления в указанных организациях и другие отношения, общие для любых видов некоммерческих организаций (кроме потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, автономных учреждений), является Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" <42>. Необходимо иметь в виду, что указанным Федеральным законом предусмотрено ограничение действия ряда его норм также в отношении религиозных организаций, бюджетных и казенных учреждений.

--------------------------------

<42> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 16 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Более детальное регулирование разных видов некоммерческих организаций осуществляется специальными законами, действующими в отношении конкретных видов таких организаций.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ <43>.

--------------------------------

<43> Тихомиров М.Ю. Юридические лица: Учеб.-практ. пособие. М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2003. С. 8.

 

Тем не менее в сегодняшней России большинство некоммерческих организаций вынуждено заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому действующее законодательство не запрещает предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций, устанавливая ряд требований, соблюдение которых является для них обязательным.

Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и в соответствии с этими целями (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Это означает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям: служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации; соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

Важно отметить, что прибыль, полученная в результате деятельности некоммерческой организации, не распределяется между участниками. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса <44>.

--------------------------------

<44> Гражданское право: Учеб. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. Т. 1. С. 199.

 

Положенная в основу построения ГК РФ систематизация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации по критерию возможности осуществления ими предпринимательской деятельности вызывает критику специалистов. "При таком подходе, - пишет В.И. Андреев, - оказывается, что деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации не имеет практического значения. Нередко некоммерческие организации осуществляют целиком предпринимательскую деятельность, не отвечая по правилам п. 3 ст. 50 ГК РФ". И далее: "Гражданский закон не позволяет создание иных организационно-правовых форм юридического лица как коммерческой организации, хотя и разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, ставя тем самым под сомнение и в теоретическом плане само деление на коммерческие и некоммерческие организации" <45>.

--------------------------------

<45> Андреев В.И. Роль государства в развитии малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства. М.: Норма, 2001. С. 72.

 

Хужокова И.М. также отмечает, что на практике "иногда бывает очень сложно отграничить коммерческую организацию от некоммерческой, поскольку и те и другие организации фактически могут заниматься различными видами деятельности" <46>.

--------------------------------

<46> Хужокова И.М. Корпоративное право Российской Федерации: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. М.: Экзамен, 2004. С. 91.

 

Отвечая на такие замечания, Е.А. Суханов считает, что "можно дискутировать по поводу содержания критериев деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие (хотя более четких критериев, нежели имеющиеся в ГК, пока как будто не предложено), но вряд ли это дает основания для принципиального отказа от такого деления" <47>.

--------------------------------

<47> Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. 2002. N 5. С. 53.

 

По мнению И.П. Грешникова, "основное различие между коммерческими и гражданскими (некоммерческими) организациями не в организационно-правовой форме и не в масштабе деятельности, а в намерениях их учредителей, направленности и характере фактических действий организаций и их учредителей" <48>. Автор полагает, что учреждения, фонды, объединения, ассоциации, распределяющие в какой бы то ни было форме прибыль (доход) между своими членами, должны признаваться коммерческими структурами. Кроме того, сфера и масштабы предпринимательства гражданских (некоммерческих) организаций должны быть ограничены предметом их деятельности. И наоборот, если коммерческая организация занимается благотворительностью, то льготы, предоставляемые ей, должны быть соотносимы с размерами ее пожертвований и не могут существенно превышать последние. Далее автор отмечает, что в Казахстане, в отличие от России, некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества (п. 3 ст. 34 ГК РК) и практическая потребность в их создании достаточно велика.

--------------------------------

<48> Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 176.

 

Н.В. Козлова, наоборот, полагает, что "цель разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит том, что коммерческие организации могут создаваться только в формах, прямо предусмотренных Гражданским кодексом", и "этот перечень является исчерпывающим", а некоммерческие организации "могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом" <49>.

--------------------------------

<49> Козлова Н.В. Юридические лица в современном российском гражданском праве: теория и практика // СПС.

 

С нашей точки зрения, следует согласиться с мнением И.В. Елисеева, который указывает, что "проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разграничения этих видов организаций, сколько в последовательном применении выбранных критериев к тем или иным видам юридических лиц. Отмеченные законодателем признаки некоммерческих организаций вполне обоснованны и в совокупности с соответствующими методами статистического и бухгалтерского учета работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли законодатель построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие" <50>. Пока, к сожалению, сделать этого не удается. Так, Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" <51> объединяет в одном документе нормы, регулирующие правовое положение и производственных, и потребительских кооперативов в сельском хозяйстве, усматривая в них гораздо больше сходства, нежели различий.

--------------------------------

<50> Гражданское право: Учеб. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. Т. 1. С. 199 - 200 (автор главы - И.В. Елисеев).

<51> Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (ред. от 3 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

 

Кроме того, на сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения <52>.

--------------------------------

<52> Законы Российской Федерации о юридических лицах. М.: Норма, 2003. С. 7.

 

В отношении организационно-правовых форм некоммерческих организаций в теории российского гражданского права до сегодняшнего дня не утихают дискуссии. Различные ученые называют от 11 до 27 организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Именно поэтому, для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в ГК <53>. Подобный вывод также содержится и в Концепции развития законодательства о юридических лицах. Авторы Концепции предлагают предусмотреть в Гражданском кодексе пять организационно-правовых форм, разделяя их на две группы:

--------------------------------

<53> Юридические лица: итоги и перспективы кодификации и совершенствования законодательства: Материалы международной научно-практической конференции // Журнал российского права. 1998. N 10 - 11. С. 3 - 70.

 

1) для корпораций (потребительский кооператив, общественная организация и объединение лиц);

2) для юридических лиц некорпоративного характера (учреждение и фонд) (п. 2.3 § 1 подразд. 8).

Вместе с тем представляется, что с указанной классификацией согласиться нельзя, поскольку, во-первых, такая классификация юридических лиц никогда не была предусмотрена российским законодательством, а во-вторых, в отношении критериев разграничения юридических лиц на корпорации и учреждения в юридической литературе отсутствует единое мнение <54>.

--------------------------------

<54> Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Юридическое издательство Минюста СССР, 1947. С. 46.

 

Безусловно, предложения разработчиков Концепции о закреплении в ГК РФ исчерпывающего перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций в принципе должны быть поддержаны. Но, как справедливо отмечает Т.В. Сойфер, "к решению этого вопроса следует подойти серьезно и взвешенно, выработав четкие критерии, разграничивающие отдельные организационно-правовые формы" <55>. Такие критерии должны учитывать не только гражданско-правовые аспекты статуса некоммерческих организаций (наличие или отсутствие членства, порядок формирования имущества и пр.), но и возможные способы реализации ими своих функций.

--------------------------------

<55> Сойфер Т.В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 56.

 

К сожалению, в настоящее время такие критерии не сформулированы, и вопрос о формах некоммерческих организаций, которые следует закрепить в ГК РФ, остается открытым.

2. Юридические лица в зависимости от субъекта собственности на их имущество делятся на государственные и частные.

Уже довольно продолжительное время существует ошибочное мнение о том, что организации с правами юридического лица подразделяются на государственные и частные в зависимости от формы или вида собственности.

Остановимся на этом подробнее и для начала рассмотрим словосочетание "вид собственности".

Термины "вид" и "форма" собственности впервые появились в экономических теориях XIX в. в работах социал-демократов, и с юридической точки зрения значения они не имели. Затем, уже после Октябрьской революции 1917 г., данные термины преимущественно по идеологическим мотивам попали в текст Конституции СССР 1936 г. и другие законодательные акты, в том числе гражданско-правовые.

В разные периоды советской истории таких видов собственности насчитывалось до пяти - семи наименований (государственная, колхозно-кооперативная, личная собственность граждан, собственность общественных организаций, коллективная и пр.). С юридической точки зрения "вид" собственности - это нонсенс. Никаких видов собственности нет. Согласно одному из классических определений собственности, собственность есть право субъекта, выражающее его юридическое господство над вещью. Имущество, являющееся собственностью гражданина или другого частного лица, есть частная собственность, и, соответственно, имущество, принадлежащее государственным предприятиям, учреждениям, есть собственность государства. Вне субъекта нет права собственности.

Нельзя не согласиться с Е.А. Сухановым, который считает, что "формы собственности представляют собой экономические, а не юридические категории" <56>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

 

<56> Гражданское право: Учеб. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1998. Т. 1. С. 480.

 

Иной позиции придерживается Ю.К. Толстой. Так, он пишет, в частности: "В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяется правовой режим имущества, составляющего объект этого права, и спектр тех возможностей, которыми в отношении указанного имущества располагает его собственник" <57>.

--------------------------------

<57> Гражданское право: Учеб. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. Т. 1. С. 412.

 

Между тем, по нашему мнению, правовой режим имущества, спектр возможностей, которыми располагает собственник, зависят от правосубъектности самого собственника и особенностей объекта собственности, а не от "формы" или "вида" собственности.

Термин "форма собственности" используется в тексте ст. 212 ГК РФ: "В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Между тем сама эта статья называется "Субъекты права собственности. Неразличение понятий "субъект права собственности" и "форма собственности" в ГК РФ, возможно, и дает почву для различного понимания и толкования.

Итак, все юридические лица в зависимости от субъекта собственности условно делятся на государственные и частные.

К государственным прежде всего относятся: государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и казенные предприятия на праве оперативного управления, а также государственные учреждения.

Остальные организационно-правовые формы можно отнести к частным. Это означает, что если государство будет владеть даже стопроцентным пакетом акций какого-либо акционерного общества, учредителем которого оно является, то и тогда подобное акционерное общество должно рассматриваться как частная организация.

Акционерное общество с участием государства само является собственником своего имущества, а государство, даже если оно единственный учредитель и участник данного АО, обладает лишь правами акционера, в том числе обязательственными правами на имущество акционерного общества.

3. Юридические лица различаются в зависимости от того, сохраняют ли их учредители (участники) какие-либо права в отношении имущества созданной организации.

Учредителем называется тот субъект (физическое или юридическое лицо), который создает данную организацию и передает ей в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление часть своего имущества. Фактически учредителем являются лицо или лица, подписавшие учредительные документы создаваемого юридического лица <58>.

--------------------------------

<58> Козлова Н.В. Юридические лица в современном российском гражданском праве: теория и практика // СПС.

 

По этому критерию юридические лица подразделяются на три вида:

1) организации, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют никаких прав (все виды некоммерческих организаций, за исключением некоммерческих партнерств, потребительских кооперативов и учреждений);

2) организации, в отношении имущества которых учредители (участники) сохраняют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства);

3) организации, в отношении имущества которых учредители сохраняют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, учреждения).

Поскольку субъектами предпринимательской деятельности являются в основном коммерческие организации, далее охарактеризуем отдельные организационно-правовые формы юридических лиц - коммерческих организаций.

 

2.3.3. Полные товарищества и товарищества на вере

 

На сегодняшний день деятельность хозяйственных товариществ, старейших из всех организационно-правовых форм коммерческих организаций, регулируется положениями ГК РФ, в соответствии с которыми хозяйственные товарищества создаются в форме полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных товариществ).

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. При этом лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Требуется также, чтобы фирменное наименование полного товарищества содержало либо имена всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество".

Учредительный договор полного товарищества, помимо сведений, предусмотренных для учредительных документов юридических лиц (ст. 52 ГК РФ), должен содержать условия о размере и составе складочного капитала товарищества, о размере и порядке изменения долей каждого из участников, о размере, составе и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, но учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый из участников вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Если ведение дел поручено одному или нескольким участникам, остальные участники для совершения сделок должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел.

Полное товарищество ликвидируется помимо оснований, предусмотренных ГК РФ для ликвидации юридических лиц (ст. 61), также в случае, когда в товариществе остается единственный участник. Такой участник вправе преобразовать в установленном порядке такое товарищество в хозяйственное общество.

В товариществах на вере (коммандитных товариществах) наряду с участниками (полными товарищами), осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Они не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества. Фирменное наименование такого товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество". Если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, то он становится полным товарищем.

Управление делами товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики не вправе принимать участие в управлении делами такого товарищества или выступать от его имени. Они доверяют осуществление таких действий полным товарищам. Сами же от имени товарищества могут выступать лишь по надлежащим образом оформленной доверенности.

Товарищество на вере ликвидируется, помимо общих оснований для ликвидации юридических лиц, также в случаях выбытия всех участвующих в нем вкладчиков. Однако полные товарищи вправе в этом случае преобразовать такое товарищество в полное товарищество. Товарищество на вере ликвидируется также по основаниям, предусмотренным для ликвидации полного товарищества (ст. 81 ГК РФ). Однако ст. 86 ГК РФ предусматривает, что товарищество на вере сохраняется, если в нем остается хотя бы один полный товарищ и один вкладчик.

Отметим, что в настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации в своих положениях, посвященных хозяйственным товариществам, очертил лишь контуры и основные направления их деятельности, оставив неурегулированными значительное количество вопросов.

Таким образом, правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ в России требует кардинального изменения. В связи с чем представляется необходимым скорейшее изменение ряда положений Гражданского кодекса Российской Федерации в части регулирования вопросов создания, деятельности и ликвидации хозяйственных товариществ и принятие Федерального закона "О хозяйственных товариществах".

Полагаем, что следует учесть некоторые предложения по совершенствованию законодательства о товариществах, а именно урегулировать законодательно следующие вопросы:

1) определить требование к минимальному размеру складочного капитала товарищества, поскольку именно складочный капитал в первую очередь направляется на погашение требований кредиторов, а удовлетворение требований кредиторов из личного имущества участников происходит только при недостатке имущества (складочного капитала) товарищества. Кроме того, в проекте Закона следует определить необходимое соотношение складочного капитала и чистых активов хозяйственного товарищества. Например, положение о том, что полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит определенный размер складочного капитала;

2) следует установить положение, в соответствии с которым участниками (полными товарищами) хозяйственного товарищества могут быть не только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, но и совершеннолетние физические лица. Во всем мире хозяйственные товарищества пользуются успехом у рядовых граждан, где полные товарищества создаются преимущественно в сфере мелкого и среднего бизнеса (их организуют врачи, адвокаты и другие лица, оказывающие платные услуги). При этом индивидуальным предпринимателям невыгодно создавать юридическое лицо, которое не ограничивает их ответственности по обязательствам товарищества, а никаких привилегий для полных товариществ законодатель не устанавливает (в данной области следует изменить Гражданский кодекс Российской Федерации);

3) следует изменить положения о порядке управления товариществом, определить, каким образом определяется количество голосов, принадлежащих конкретному полному товарищу; разграничить, какие решения должны приниматься единогласно, какие могут приниматься и большинством голосов; предусмотреть возможность и пределы участия вкладчиков в управлении товариществом и другие (в данной области следует изменить Гражданский кодекс Российской Федерации);

4) необходимо установить дифференцированный подход к ответственности участников товарищества. Например, ограничение ответственности полного товарища в случае, если он определенное время не участвовал в деятельности товарищества (в данной области следует изменить Гражданский кодекс Российской Федерации);

5) необходимо установить, что полное товарищество продолжает осуществлять свою деятельность независимо от выхода или вступления в состав участников полного товарищества какого-либо лица (в данной области следует изменить Гражданский кодекс Российской Федерации);

6) следует установить (учитывая, в частности, опыт Франции), что, помимо учредительного договора в хозяйственном товариществе, должен быть устав, при этом следует определить минимальный перечень положений, которые должны в нем содержаться. Отсутствие устава у хозяйственных товариществ нередко приводит к парадоксальным ситуациям. Так, коммандитное товарищество сохраняется, если в товариществе остались один полный товарищ и один вкладчик. Единственный вопрос, который в этой ситуации остается открытым: с кем будет заключен учредительный договор товарищества на вере, если полный товарищ остался в единственном числе, а вкладчик стороной по договору не является (в данной области следует изменить Гражданский кодекс Российской Федерации);

7) необходимо установить для хозяйственных товариществ специальный льготный режим налогообложения и кредитования. Во всем мире товарищества поддерживаются государством, им предоставляются налоговые льготы, кредиты без дорогостоящего обеспечения, поскольку гарантией возврата денег служит неограниченная солидарная ответственность товарищей по долгам компании (в данной области следует изменить Налоговый кодекс Российской Федерации);

8) предусмотреть порядок преобразования (создания) хозяйственного товарищества на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (см. ст. 259 ГК РФ);

9) предусмотреть диспозитивные нормы, в частности регулирующие вопросы о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов (в данной области следует изменить Гражданский кодекс Российской Федерации);

10) внесение вкладчиком имущественного взноса в уставный капитал товарищества удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику товариществом. Поэтому для надлежащего обеспечения прав вкладчиков необходимо определить порядок выдачи, учета и хранения свидетельств об участии вкладчиков в товариществе на вере;

11) определить сроки и порядок ликвидации товарищества на вере (преобразования товарищества на вере в полное товарищество) при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков и ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение указанных требований.

На основании вышеуказанного считаем необходимым разработать комплексный подход к созданию и деятельности хозяйственных товариществ в рамках Федерального закона "О хозяйственных товариществах", Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации".

 

2.3.4. Общества с ограниченной

и с дополнительной ответственностью

 

Законодательная модель общества с ограниченной ответственностью (ООО) в российском праве в значительной мере приближена к европейскому континентальному (германскому) образцу <59>.

--------------------------------

<59> Суханов Е. Закон об обществах с ограниченной ответственностью // Хозяйство и право. 1998. N 5. С. 86.

 

В соответствии со ст. 2 Закона об ООО обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли.

ООО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников. Участники общества не отвечают по долгам общества личным имуществом. Они несут только риск убытков в размере стоимости принадлежащей доли. На участника общества, внесшего свой вклад не полностью, возлагается солидарная ответственность по обязательствам общества личным имуществом, но лишь в пределах стоимости неоплаченной части вклада.

В литературе отмечается неудачность наименования этой организационно-правовой формы корпорации. Действительно, почему общество, участники которого согласно законодательству (п. 1 ст. 87 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона об ООО) вообще не отвечают по его обязательствам, а лишь несут ограниченный размером своего вклада риск убытков, связанных с возможной потерей этого вклада, именуется обществом с ограниченной ответственностью? "В действительности явление, обозначаемое сегодня как "ограниченная ответственность" участников хозяйственных обществ, есть не что иное, как риск потери вкладов, внесенных участниками в уставный капитал хозяйственного общества" <60>. Таким образом, по мнению В.А. Белова и Е.В. Пестеревой, общество с ограниченной ответственностью правильнее было бы именовать обществом с ограниченным риском убытков участников <61>.

--------------------------------

<60> Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М.: Норма, 2002. С. 123.

<61> Там же. С. 19.

 

Участниками ООО могут являться юридические лица и граждане. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе быть участниками обществ, если иное не установлено законом <62> (п. 4 ст. 66 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона об ООО).

--------------------------------

<62> Как следует из материалов судебно-арбитражной практики, не следует путать запрет на участие в хозяйственных обществах государственных органов и органов местного самоуправления с возможностью участия в них государственных или муниципальных образований. См.: Постановление Президиума ВАС России от 25 мая 1999 г. N 7484/98 // Вестник ВАС РФ. 1999. N 9.

 

Законодательством установлено ограничение количественного состава участников ООО - не более 50. В случае если число участников общества превысит установленный предел, общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив, в противном случае оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченных органов.

Общество ведет список участников с указанием сведений о каждом участнике, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. Общество обязано обеспечивать ведение и хранение списка участников в соответствии с требованиями закона с момента государственной регистрации общества.

Участники ООО имеют определенные корпоративные права и обязанности. К правам участников общества относятся:

- участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном законом и уставом общества;

- получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке;

- принимать участие в распределении прибыли;

- продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном законом и уставом общества;

- выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных законом;

- получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Обязанности участников общества не связаны с необходимостью личного участия в предпринимательской деятельности общества и ограничиваются следующим:

- оплачивать доли в уставном капитале общества в порядке, в размерах и в сроки, которые предусмотрены законом и договором об учреждении общества;

- не разглашать информацию о деятельности общества, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.

Учредительным документом общества является его устав.

В случае учреждения общества двумя и более лицами между ними заключается в письменной форме договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества. Такой договор об учреждении не является учредительным документом общества.

Устав является конституирующим документом общества для третьих лиц. Он должен содержать:

- полное и сокращенное фирменное наименование общества;

- сведения о месте нахождения общества;

- сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

- сведения о размере уставного капитала общества;

- права и обязанности участников общества;

- сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

- сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

- сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

- иные сведения, предусмотренные законом.

Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие закону.

Закон устанавливает требования к минимальному размеру уставного капитала ООО, а также к порядку его формирования. Размер уставного капитала, состоящего из номинальной стоимости долей участников, должен быть не менее 10000 рублей. На момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину, оставшуюся часть учредители должны внести в срок, установленный договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества, но такой срок не может превышать 1 год с момента государственной регистрации (ст. 16 Закона об ООО).

Исследователи отмечают, что сумма в 10000 рублей в качестве уставного капитала ООО является суммой условной и не является поэтому должным обеспечением интересов кредиторов. Для сравнения - в Германии минимальным уставным капиталом может быть сумма не менее 25000 евро (см. таблицу).

 

Вид общества Минимальный размер уставного капитала в России Минимальный размер уставного капитала в Германии
Общество с ограниченной ответственностью 10000 рублей 25000 евро (около 1000000 рублей)
Акционерное общество 100 МРОТ (10000 рублей) - ЗАО; 1000 МРОТ (100000 рублей) - ОАО 50000 евро (около 2000000 рублей)

 

Полагаем, что специфика хозяйственных обществ предполагает наличие уставного капитала в сумме, позволяющей гарантировать интересы кредиторов. Исходя из этого увеличение минимального размера уставного капитала хозяйственных обществ представляется необходимым.

Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников, принимаемым всеми участниками единогласно. Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20000 рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком. В случае завышения оценки имущества, вносимого в оплату доли, как участники общества, так и независимый оценщик в течение трех лет с момента его внесения несут солидарную ответственность по обязательствам общества при недостаточности его имущества (т.е. в субсидиарном порядке) в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты доли (абз. 3 п. 2 ст. 15). Это решение, заимствованное из французского корпоративного права, представляется весьма удачным <63>.

--------------------------------

<63> Суханов Е. Закон об обществах с ограниченной ответственностью // Хозяйство и право. 1998. N 5. С. 87.

 

Размер доли участника общества в уставном капитале определяется в процентах или в виде дроби. Он соответствует соотношению номинальной стоимости доли участника и уставного капитала общества. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.

Таким образом, закон различает номинальную стоимость доли участника, по соотношению которой с уставным капиталом определяется размер его доли, и действительную стоимость доли, которая соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру доли участника.

Переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.

Переуступка доли участником общества или ее части может быть осуществлена другим участникам общества без согласия общества или других участников, если иное не предусмотрено уставом общества. Продажа доли третьим лицам допускается, если это не запрещено уставом общества. При этом участники ООО имеют преимущественное право приобретения отчуждаемых другими участниками общества принадлежащих им долей по цене, предложенной другим лицам или по заранее определенной уставом цене. При этом цена покупки доли или части доли в уставном капитале может устанавливаться уставом общества в твердой денежной сумме или на основании одного из критериев, определяющих стоимость доли (стоимость чистых активов общества, балансовая стоимость активов общества на последнюю отчетную дату, чистая прибыль общества и другие). Это право реализуется участниками общества пропорционально размеру принадлежащих долей, если уставом общества или соглашением участников не предусмотрен иной порядок реализации этого права.

Участник общества, намеренный продать свою долю (ее часть) третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных участников и само общество путем направления через общество за свой счет оферты, адресованной этим лицам и содержащей указание цены и других условий продажи. Участники общества вправе воспользоваться преимущественным правом покупки доли или части доли в течение 30 дней с даты получения оферты обществом, если уставом не установлен больший срок. В случае если в указанный срок участники общества и (или) общество не воспользуются своим преимущественным правом, доля (часть доли) может быть продана третьему лицу по цене и на условиях, сообщенных обществу и его участникам. При продаже доли (части доли) с нарушением права преимущественной покупки участник общества в течение трех месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о совершении сделки, вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей покупателя. Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получить согласие остальных участников общества на уступку доли (части доли) участника третьим лицам иным образом, чем продажа.

Сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению, за исключением случаев, указанных в законе.

Какова же юридическая судьба доли (части доли) участника, если уставом общества уступка доли (части доли) участником третьим лицам запрещена, а другие участники от ее приобретения отказываются, или когда уставом общества предусмотрено согласие участников на уступку доли (части доли) участником общества, а они соответствующего согласия не дали? В этом случае общество обязано приобрести по требованию участника принадлежащую ему долю (часть доли) и в течение трех месяцев со дня перехода к обществу доли (если уставом общества не установлен иной срок) оплатить участнику действительную стоимость этой доли (части доли) или с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости.

Стоимость доли или ее части определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню обращения участника с таким требованием. Действительная стоимость доли (части доли) выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов и размером уставного капитала общества. Если такой разницы недостаточно, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму. Аналогичные правовые последствия наступают также и при отсутствии согласия участников общества на переход или распределение доли в случаях наследования, реорганизации или ликвидации участника общества. Для подсчета доли принимается бухгалтерская отчетность за последний отчетный период, предшествующий соответственно смерти, реорганизации или ликвидации участника.

Участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, только если это предусмотрено уставом. Такое право может быть предусмотрено уставом общества при его учреждении или при внесении изменений в его устав по решению общего собрания участников, принятому всеми участниками единогласно, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выход участников общества из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника общества из общества не допускается.

При этом выход участника общества из общества не освобождает его от обязанности перед обществом по внесению вклада в имущество общества, возникшей до подачи заявления о выходе.

Исключение участника из ООО возможно только в судебном порядке по требованию участников, совокупная доля которых составляет не менее чем 10% уставного капитала общества <64>. Основаниями исключения могут быть грубое нарушение участником своих обязанностей либо действия (бездействие), делающие невозможной деятельность общества или существенно затрудняющие ее (ст. 10 Закона об ООО).

--------------------------------

<64> В Постановлении Президиума ВАС России от 27 февраля 2002 г. N 10160/01 подчеркнуто, что право требовать в судебном порядке исключения участника из общества имеют другие участники, доли которых в совокупности составляют 10% уставного капитала общества, но не само общество // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5.

 

Распределение прибыли, полученной обществом в результате предпринимательской деятельности, осуществляется пропорционально долям участников в уставном капитале, если уставом общества, принятым единогласным решением участников, не предусматривается иной порядок. Возможность распределения прибыли в отклонение от долевого участия в уставном капитале отличает ООО от АО, где такой подход невозможен. Решение о распределении прибыли принимается общим собранием участников ежеквартально, раз в полгода или в год. С целью защиты интересов кредиторов, участников общества и самого общества в части создания и сохранения его имущественной базы закон устанавливает ограничения на распределение и выплату распределенной прибыли общества между его участниками. Так, общество не вправе принимать решение о распределении прибыли между участниками до полной оплаты всего уставного капитала общества; до выплаты действительной стоимости доли или части доли участника общества в случаях, предусмотренных законом; если на момент принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или если указанные признаки появятся у общества в результате принятия такого решения; если на момент принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате принятия такого решения; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 29 Закона об ООО).

Управление обществом с ограниченной ответственностью не отличается особой сложностью, поскольку круг лиц, объединенных в корпорацию, невелик.

Согласно ст. 32 Закона об ООО высшим органом управления общества является общее собрание его участников. Данный орган обладает исключительной компетенцией, определяемой уставом общества в соответствии со ст. 33 Закона об ООО.

Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решения. Любые ограничения этого права закон объявляет ничтожными. Каждый участник имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества. Особенностью ООО является возможность предусмотреть в уставе при учреждении или установить единогласным решением участников иной порядок определения числа голосов участников общества.

По общему правилу ООО имеет двухзвенную структуру управления: общее собрание участников - исполнительные органы общества. Однако уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета). К компетенции этого органа уставом могут быть отнесены вопросы определения основных направлений деятельности общества, образования и досрочного прекращения полномочий исполнительных органов, созыва и проведения общего собрания участников и решение иных вопросов, указанных в п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО.

Исполнительные органы имеют остаточную компетенцию и осуществляют руководство текущей деятельностью общества. Они подотчетны общему собранию участников и совету директоров. Общество может иметь только единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент) или наряду с ним может быть также создан коллегиальный исполнительный орган - правление, дирекция.

В случае, предусмотренном уставом, общество вправе передать полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему (ст. 42 Закона об ООО).

С целью контроля за деятельностью общества общим собранием участников избирается на срок, определенный уставом, ревизионная комиссия или ревизор. Ревизионная комиссия вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся его деятельности. В обязательном порядке комиссия проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их представления на утверждение общему собранию участников. Для проверки деятельности общества по решению общего собрания может быть привлечен также профессиональный аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом. Аудиторская проверка может быть проведена профессиональным аудитором по требованию любого участника общества, причем расходы по оплате его услуг по решению общего собрания могут быть возмещены участнику за счет средств общества.

Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим иму




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.