Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные сферы экономики



Экономика страны представляет сложившиеся экономические комплексы, т. е. блоки однородных отраслей производства материальных благ. Среди важнейших экономических комплексов России можно назвать:

а) промышленный комплекс;

б) агропромышленный комплекс;

в) транспортно-дорожный комплекс;

г) строительно-жилищный комплекс;

д) комплекс связи.

Каждая отрасль экономики имеет свои функциональные особенности и специфические способы управления.

Промышленный комплекс — важнейшая часть экономики страны, основа ее экономической мощи и обороноспособности. Промышленный комплекс состоит из большого количества конкретных от­раслей промышленности, причем некоторые их группы также составляют свои комплексы (на­пример, топливно-энергетический; нефтехимичес­кий; военно-промышленный; лесопромышленный; атомный и др.). Отрасли, в свою очередь, подраз­деляются на объединения, предприятия.

Агропромышленный комплекс охватывает все отрасли хозяйства, которые осуществляют произ­водство, заготовку, транспортировку, хранение, переработку и доведение до потребителя сельско­хозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для промышленности.

Строительно-жилищный комплекс — это стро­ительство и реконструкция жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструк­туры, управление жилищным фондом, его содер­жание и ремонт.

Комплекс связи представляет систему техноло­гически сопряженных сетей связи общего пользо­вания и ведомственных сетей электросвязи, по­чтовой связи, а также информационных, информационно-вычислительных и автоматизирован­ных сетей.

Транспортно-дорожный комплекс играет важ­ную роль в экономике страны. Он включает граж­данскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический, желез­нодорожный транспорт и дорожное хозяйство, ко­торые осуществляют перевозочную деятельность, работы и услуги, связанные с обслуживанием пас­сажиров и грузов, содержанием автомобильных дорог, водных путей, морских, речных портов, гражданских аэропортов и др.

Железнодорожный комплекс относится к числу естественных монополий с особым регулированием, управление этой отраслью носит централизованный характер и относится к исключительной компетенции Федерации. В систему Министерства путей сообщения входят железные дороги и их отделения, промышленные, снабженческие, торговые и др. предприятия. Главным оперативным звеном является железная дорога – унитарное государственное предприятие, самостоятельной экономической формы деятельности. В настоящее время в управлении железнодорожным видом транспорта вместо строго административных внедряются начала гражданско-правовых отношений, кроме государственной формы собственности на железной дороге появляется частная (ж/д поезда).

Управление авиационным транспортом осуществляется специальными федеральными органами, в числе которых Авиационно-космическое агентство. В сфере авиационного транспорта действуют предприятия и организации различных форм собственности, физические и юридические лица. Административные органы исполнительной власти в области авиационного транспорта в отношении нарушителей физических и юридических лиц наделены полномочиями привлечения их к административной ответственности.

Государственное управление морским, речным и автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта РФ, в составе которого действует Речной регистр, осуществляющий надзор за судами внутреннего и смешанного плавания (река-море). Органами управления в сфере внутреннего транспорта являются также бассейновые (рек, внутренних морей, озер) управления водных путей. Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства и порты.

В ведении субъектов Федерации и органов местного самоуправления находятся вопросы управления пассажирским городским и междугородним автомобильным транспортом.

Одним из важнейших направлений для государства и общества в целом в сфере экономики является финансы и кредит. Подавляющая часть вопросов в этом направлении относится к исключительному ведению Федерации. Совместно Федерацией и её субъектами устанавливаются только общие принципы налогообложения и сборов в стране. Финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы отнесены к ведению Федерации. Основными федеральными органами управления в этой сфере являются Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (в составе Минфина), МНС РФ. Централизованное управление этой сферой осуществляется перечисленными органами через территориальные и местные органы. В субъектах Федерации существуют министерства финансов – в республиках, финансовые управления Минфина РФ – в других субъектах. Минфин РФ осуществляет межотраслевое координирующее управление. Правовой основой деятельности Минфина РФ является Бюджетный кодекс РФ.

Большую роль в осуществлении кредитной политике государства играют банки и банковская система. Государственное управление банковской системой сосредоточено в руках Центрального банка России, который находится в федеральной собственности. Банк России выполняет функции лицензирования, выпуск денежных знаков (эмиссию), регулирует покупку и продажу иностранной валюты, устанавливает курс рубля, осуществляет надзор за деятельностью банков различных форм собственности и др. Возглавляет Банк России Председатель, назначаемый Государственной думой по представлению Президента РФ.

Основным источником формирования государственного бюджета являются налоги. Управление в налоговой сфере осуществляется Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами, обладающие широкими полномочиями в вопросе контроля за налогоплательщиками независимо от форм собственности и привлечения их в случае нарушения к ответственности. Санкции за неуплату, несвоевременную уплату или уплату не в полном размере являются одними из самых жестких. В 2003 году в МВД были переданы функции ФСНП.

Постоянный и разнообразный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ, Федеральным казначейством, Департаментом государственного контроля и аудита. В отдельных случаях для проведения аудиторской проверки могут привлекаться зарубежные специализированные фирмы.

 

Вопрос 2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.