Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выгоды и риски франшиз без паушального взноса и роялти.



Франшиза бесплатно. Бывают ли бесплатные франшизы. Выгоды и риски франшиз без паушального взноса и роялти. Может ли масштаб бизнеса франчайзера защитить франчайзи?

Как франчайзер туроператор Капитал Тур (Capital Tour) разорил своих франчайзи.

Франшизы, о которых пойдет речь на этой странице, специалисты нашего БКА между собой называют дилерскими. А сами их франчайзеры, чаще всего используют привлекательную формулировку «бесплатные франшизы». При этом имеют в виду не бизнес без инвестиций вообще (на одной из страниц мы объяснили, что франшиз без вложений не бывает), а франшизы без паушального взноса и роялти. Либо наличие сравнительно небольших паушальных взносов и роялти, наличие которых они обычно объясняют необходимостью покрытия текущих затрат на помощь своим франчайзи.

Бывают ли бесплатные франшизы.

Мы называем такие франшизы дилерскими, потому, что именно такова суть взаимоотношений между франчайзером и франчайзи. Первый выступает как производитель или оптовый поставщик товаров, а второй реализует их в розницу под торговой маркой поставщика.
При этом ключевым отличием дилерской франшизы всегда является товар, владеет которым франчайзер.
Но любому производителю или оптовику все равно нужно как-то продавать свой товар. Одни создают для этого собственные магазины и структурные подразделения, другие — просто продают его оптом всем желающим, а третьи создают для реализации франчайзинговую сеть. То есть первые — тратят на реализацию много денег, вторые — можно сказать, ничего не тратят, а франчайзеры еще и деньги должны брать со своих дилеров за право продавать их продукцию? Немало таких, кто берет. Но, согласитесь, можно и без этого обойтись.
Так что сама правомерность паушального взноса за право торговать в розницу товаром франчайзера, весьма спорна. За что тут деньги брать? Торговых марок, которые бы сами по себе привлекали своим имиджем клиентов, можно перечесть по пальцам. А знания, необходимые для работы в таких дилерских франшизах, обычно нужны самые примитивные, которые можно получить во многих других местах.
Поэтому, если под бесплатной франшизой понимать только отсутствие паушального взноса, то таких франшиз много. А должно быть намного больше, потому, что в таких дилерских франшизах почти всегда брать паушальный взнос просто не за что.
Но в отношении роялти бесплатных франшиз не бывает. Франчайзеры их просто не обозначают, а зарывают в оптовой цене, которую всегда формируют сами.
Как видим, так называемые, бесплатные франшизы далеко не бесплатные. И делать молниеносный вывод о том, дорого или дешево стоит франшиза только по размеру паушального взноса, по меньшей мере, легкомысленно.
Например, франчайзер ЭкоТехЦентра берет паушальный взнос в размере 2500 $ (т. е. около 77 тыс. руб.). Но за это передает, без преувеличения, уникальные знания, благодаря которым в любых условиях и для любых потребителей (хоть для трактора фермера, хоть для гонщика Формулы-1) его франчайзи на практике применяет целый комплекс мер по системам энергосбережения и ресурсосбережения. Причем делает это не с помощью какого-то специального аппарата, а именно благодаря знаниям, полученным от франчайзера. Важно и то, что сам франчайзер, не ученый-теоретик, он опытный практик, имеющий колоссальный опыт чрезвычайно эффективной работы.
А франчайзер свадебных салонов Slanovskiy паушальный взнос не берет. Потому, что учит не тому, как разрабатывать модели и шить красивые свадебные, вечерние и детские платья (это он делает сам), а только тому, как красиво обустроить салон-магазин своего франчайзи для продажи его продукции.
Но, не смотря на отсутствие паушального взноса, франчайзи Slanovskiy понадобится от 40000 до 70000 $ (что, впрочем, не много, т. к. большая часть уйдет на закупку товара). А франчайзи ЭкоТехЦентра, вместе с паушальным взносом может ограничиться стартовыми затратами в 3000 — 4000 $.

Выгоды и риски франшиз без паушального взноса и роялти.

Первая выгода от, так называемых, бесплатных франшиз, очевидна — обычно они не требуют больших стартовых затрат. Однако, сам дилерский характер взаимоотношений с франчайзером, чаще всего, не дает франчайзи большой прибыли. А если, сама продукция позволяет делать большую наценку, то всегда появится другой производитель или оптовик, который начнет делать что-то похожее и найдет способ продавать это дешевле.
Об иллюзорности второй выгоды дилерских франшиз мы говорили на специальной странице. Это очень простые франшизы, а простой бизнес всегда легко и быстро копируется. Вокруг появляется много конкурентов, что многих разоряет и сильно уменьшает прибыль оставшихся.
Есть и откровенные минусы.
Первый — полная зависимость франчайзи от благосклонности и благоразумия своего франчайзера. Тот, кто работает по дилерской франшизе, бесправен в главном — не может повлиять на закупочные цены франчайзера. А тот, прекрасно зная розничные цены на свою продукцию, в лучшем случае, не дает франчайзи «жировать», а в худшем, вообще держит его «в черном теле».
Второй минус дилерской франшизы в предельно жесткой сцепке франчайзи с франчайзером. Реклама обычно это преподносит как благо для франчайзи: мол, ваш бизнес взлетит благодаря успеху вашего франчайзера! Но не говорят, что неудача франчайзера потянет на дно и его франчайзи, а при определенных обстоятельствах разорит их.
Поэтому, мы призываем не довольствоваться голословными утверждениями, а тщательно взвесить защиту от рисков разорения. Одно дело, когда речь идет о такойвысокой степени защиты от разорения, как франшиза Slanovskiy, и совсем другое, когда франчайзером является живущий на кредитах оптовик и, тем более, туроператор.
Приведу пару примеров.

Может ли масштаб бизнеса франчайзера защитить франчайзи?Обычно считают, что крупный бизнес надежно защищен от разорения. На самом деле, по большей части защита зависит от того, как этот бизнес вести.
Компания по продажам телефонов, аксессуары к ним и всевозможной цифровой техники Диксис (DIXIS)просуществовала с 1996 по 2009 г. После того, как она разорилась, большинство данных из доступных источников Диксис уничтожил. Но и того, что осталось достаточно, чтобы оценить масштабы ущерба для франчайзи России.

К началу кризиса 2008 г. ежедневный официальный размер выручки DIXIS составлял около полутора миллионов долларов и среди продавцов своего сегмента он входил в число лидеров.
Франчайзинговую программу Диксис начал с 2002 г. и достоверно известно, что к середине 2006 г. у него было 346 франчайзи, каждый из которых заплатил паушальный взнос в размере 10000$ (фактически, только за право работать под его торговой маркой) и, кроме того, вложил в инвестиции не менее 20000$.
Эксперты связывают разорение Диксиса с большой зависимостью от банковских кредитов. Многие также приводят примеры странной кадровой политики и непродуманных менеджерских решений.
По разным оценкам, к моменту своего банкротства у Диксиса было от 500 до 1000 франчайзи. Ни одного телодвижения для того, чтобы не дать им разориться Диксис не сделал. Он вообще поступил просто по-свински. Не выплатив даже своим сотрудницам пособия по уходу за детьми, которые ему перечислил Соцсстрах. По десяткам исков к нему бывших сотрудниц суды обязали DIXIS выплатить им пособия, но и судебные решения Диксис игнорирует.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.