Лекция № 2. Безналичная форма расчётов. Организация и учёт.
Нормативное регулирование безналичных расчётов.
Безналичные расчёты представляют собой погашение обязательств юридических и физических лиц без использования денежных знаков. Основными нормативными документами, регламентирующими проведение безналичных расчётов, являются:
1. ГК РФ часть вторая Глава 46 «Расчёты»
2. ФЗ о ЦБ РФ от 10.07.2002 г.
3. Положение о безналичных расчётах в РФ от 03.10.2002 г.
4. Положение о проведении безналичных расчётов физическими лицами в РФ от 01.04.2003 г.
Безналичные расчёты.
Предприятия независимо от форм собственности обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков. Расчёты организаций по своим обязательствам с другими предприятиями производится, как правило, безналичными платежами. Т.е. перечислением денежных средств через отделения банка с расчётного счёта плательщика на счёт получателя. При этом учреждения банков играют роль посредника, в проведении расчётных операций. Применение безналичных расчётов позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сократить потребность в наличных денежных средствах обеспечивает их более надёжную сохранность.
Безналичные расчёты могут проводится по товарным операциям(купля-продажа продукции сырья и материалов) и нетоварным операциям(расчёты за коммунальные услуги, с учебными учреждениями).
Расчётный счёт.
Расчётный счёт – это счёт, открытый банке и предназначенный для хранения рублёвых средств организации и проведения безналичных расчётов с другими юридическими и физическими лицами. Через него организации могут осуществлять все денежные расчёты, без каких либо ограничений. Организация при получении денежных средств на свой расчётный счёт выступает в качестве получателя, при перечислении в качестве плательщика.
Для проведения безналичных расчётов организация должна открыть хотя бы один расчётный счёт в любом отделении банка. Однако она вправе открыть и несколько расчётных счетов в разных банках, а так же другие счета: текущие, валютные, специальные. Для открытия расчётного счёта, организация обязана предоставить следующие документы:
1) Заявление на открытие РС
2) Регистрационные документы организации
3) Копии учредительных документов
4) Копия свидетельства о регистрации в налоговых органах
5) Карточку с образцами подписей и оттиска печати организации.
В течение 7 дней с момента открытия расчётного счёта организации обязаны сообщить об этом в налоговый орган. Открытому счёту присваивается номер, который затем указывается на всех документах, отражающих движение средств на расчётном счёте. Взаимоотношения между банком и организацией строятся на основании договора, в котором указываются перечень услуг банка, тарифы вознаграждений за банковские услуги, сроки обработки платёжных документов и т.д.
Списание денежных средств с расчётного счёта может производится по распоряжению клиента. Без его согласия списание осуществляется только по решению суда или в случаях установленных договором. Средства организации списываются с расчётного счёта в порядке календарной очерёдности поступления расчётно-платёжных документов. Однако существуют и некоторые приоритеты.
Денежные средства на расчётном счёте, оформляется банковскими расчётными документами, к ним относят:
1) Платёжные поручения
2) Аккредитивы
3) Чеки
4) Платёжные требования
Расчётный документ представляет собой документ, оформленный на бумажном носителе или в электронном виде и содержащий распоряжение получателя или плательщика средств. Расчётные документы действительны в течении 10 дней, не считая дня их выписки. Они должны быть преданы в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчётов. Все экземпляры должны быть заполнены идентично. Расчётные документы должны содержать: ряд обязательных реквизитов, подписи уполномоченных лиц и штамп организации. Расчётные документы принимаются банком к исполнению независимо от их сумм. Расчётные документы заполненные с нарушением установленных требований приёму не подлежат.
Синтетический учёт операций по счёту 51 «Расчётные счёта»
Движение денежных на расчетном счёте организации состоит из двух основных стадий:
- стадии поступления (зачисления) денежных средств на расчётный счёт, в результате чего происходит увеличение денежной суммы на расчётном счёте
- стадии списания (перечисления) денежных средств с расчётного счёта организации, в результате чего происходит уменьшение денежных средств на расчётном счёте.
Синтетический учёт наличия и движения денежных средств в рублях на расчётном счёте организации, ведётся на активном счёте 51 «Расчётные счета». По дебету счёта 51 отражаются поступление денежных средств на расчётный счёт, по кредиту списание денежных средств. Конечное сальдо этого счёта является дебетовым и показывает остаток рублёвых средств на всех расчётных счетах организации.
Бухгалтерские записи по счёту 51 делаются на основании выписок банка из расчётного счёта и приложенных к нему документов, полученных от других организаций или выписанных на предприятии. Выписка из расчётного счёта – это копия лицевого счёта предприятия. Она отражает движение денежных средств на расчётном счёте предприятия.
В выписке указывается:
- номер расчётного счёта клиента
- входящий остаток выписки
- номера документов, на основании которых производились движения денежных средств на расчётном счёте
- суммы по дебету и по кредиту
- исходящий остаток выписки
Выписка с приложениями оправдательных документов передаётся предприятию ежедневно или в другие установленные сроки. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «Погашено».
Операции по расчётному счёту могут быть оформлены одной из следующих проводок:
Д 51 - К 50, 60, 62, 66, 67, 75,76 - получено на расчётный счёт
Д 20, 26, 44, 50, 60, 66, 67, 68, 76 - К 51 - списано с расчётного счёта.