Государственные формы разрешения экономических споров в России.
Экономический спор- это споры возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере экономической деятельности содержащие имущественные требования о защите определенного имущественного права и иные требования о защите прав связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственные формы защиты права: судебная (общий порядок) и административная (специальный порядок).
Судебные формы: Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
- осуществляются в соответствии с правилами подведомственности в различных процессуальных органах;
- особые источники правового регулирования;
- цель судопроизводства – защита нарушенных или оспариваемых прав , свобод и законных интересов;
- дифференциация судопроизводства;
- характеризуется особыми принципами состязательности, равноправия и диспозитивности сторон «в диалектическом единстве с властным положением суда»
Специфика административной формы:
- разрешение споров как направление деятельности факультативный характер;
- детальная регламентация в рамках особых производств (рассмотрение жалобы, применение мер административного принуждения);
- по общему правилу является не обязательной, а дополнительной (по отношению к судебной) формой защиты.
Альтернативные формы разрешения экономических споров в России.
Альтернативным называют внесудебный и досудебный способ урегулирования спора, целью которого являются устранение конфликта правового характера без вмешательства государственных органов основан на принципах добровольности и свободы воли сторон.
Альтернативное разрешение споров (АРС) – совокупность альтернативных официальному правосудию приемов и методов урегулирования споров, в результате применения которых спорящие стороны заключают взаимоприемлемое соглашение:
- досудебные (внесудебные)
- судебные.
Формы АРС: претензионное производство, третейское производство, посредническое (медиация), заключение соглашений и другие.
Источники претензионного производства (ст.4 АПК): ФЗ (ГК ст. 452, ФЗ № 126-ФЗ, № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта») или соглашение сторон.
Закон РФ от 07.07.1993г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», ФЗ от 24.07.2002г. № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ»
В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено ФЗ,
Источники медиации:
- ФЗ № 193-ФЗ « Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» - вступил в силу с .01.01.2011г.
Цели: создание правовых условий для применения в РФ альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора (процедуры медиации); содействие развитию партнерских деловых отношений и формированию делового оборота, гармонизации социальных отношений.
Понятие арбитражных судов и их система
Арбитражные суды – это федеральные суды специальной компетенции в рамках системы органов гражданской юрисдикции, осуществляющие правосудие в рамках предпринимательской и иной экономической деятельности.
Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК РФ.
В настоящее время судебную арбитражную систему в РФ составляют:
1) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
2) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
3) арбитражные апелляционные суды;
4) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов РФ).