Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ- ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА



 

Значительная часть норм земельного права сосредоточена в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления земельными ресурсами. Это самая обширная группа источников земельного права, которые принимают такие федеральные органы исполнительной власти как Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство финансов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство юстиции РФ.

Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Таким правом они наделены Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»1.

Наличие системы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих нормы земельного права, объясняется также тем, что указанные органы обладают широкой компетенцией в сфере регулирования земельных отношений, при чем эта компетенция в последние годы в условиях реформы государственного управления значительно изменена. В области земельных отношений действуют, в частности, нормативные правовые акты Министерства экономического развития и торговли РФ, посвященные управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также государственного земельного контроля[20].

Система земельного законодательства включает многочисленные нормативные правовые акты, которые издаются федеральными органами исполнительной власти в форме положений, постановлений, правил, приказов, распоряжений, инструктивных писем. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы земельного права, по сфере действия разделяются на две категории. К первой относятся нормативные правовые акты, обязательные только для органов управления, организаций и учреждений, находящихся в системе органа государственного управления земельными ресурсами.

Среди них важную роль играют также нормативные правовые акты таких упраздненных в ходе административной реформы органов государственного управления земельными ресурсами как Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство имущественных отношений РФ, Госгортехнадзор, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Главный государственный санитарный врач РФ, нормотворческие функции которых переданы Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству финансов РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ,

К наиболее важным из них, регулирующим внутриведомственные отношения, относятся, например, нормативные правовые акты, принятые (изданные) в определенной форме правотворческими органами в пределах их компетенции, направленные на установление, изменение или отмену норм земельного права. Среди них особое значение имеют нормативные правовые акты, регулирующее отчуждение отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности3; хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности1; организацию работ по государственной кадастровой оценке земель2, оформление кадастрового плана земельного участка3; авторский надзор за выполнением работ по государственной кадастровой оценке4. Поскольку подобного рода нормативные правовые акты рассчитаны на применение и соблюдение субъектами, подчиненными органам государственного управления земельными ресурсами, издавшими соответствующий акт, и не затрагивают прав граждан в области земельных отношений, они не требуют государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Вторая категория –это нормативные правовые акты органов государственного управления земельными ресурсами, которые имеют межведомственный характер, распространяются на предприятия, организации, учреждения, не подчиненные органу государственного управления, издавшему данный акт. Поскольку такие акты, содержащие нормы земельного права, затрагивают земельные права и свободы граждан в области земельных отношений, они подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Нормативные правовые акты, незарегистрированные в Министерстве юстиции РФ и не опубликованные для всеобщего сведения, не признаются источниками земельного права и не могут служить основанием для применения санкций к участникам земельных отношений за невыполнение содержащихся в них предписаний.

В настоящее время на федеральном уровне сформировалась система нормативных правовых актов межведомственного характера, определяющих правовой статус федерального унитарного государственного предприятия5; регулирующих порядок взимания налогов и сборов при применении Закона РФ « О плате за землю»6; устанавливающих строительные нормы и правила застройки территорий садоводческих и дачных объединений граждан[21]; регламентирующих порядок государственной регистрации договора мены и (или) перехода прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории различных регистрационных округов1; определяющих рыночную стоимость земельных участков2.

Особую категорию источников земельного права составляют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие особенности правового режима отдельных категорий земель. Нормативные правила таких специальных актов посвящены вопросам проектирования и эксплуатации полигонов для твердых отходов3; охраны от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, водопроводных сооружений и окружающей территории4; хранения, применения и транспортировки пестицидов и агрохимикатов5; перевода лесных земель в нелесные и изъятия земель лесного фонда6; установления (восстановления) границ земельных участков предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта7; государственного технического учета и технической инвентаризации градостроительной деятельности8; геологического и маркшейдерского обеспечения промышленной безопасности и охраны недр9; предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений10.

Строгое соблюдение принципа иерархичности источников земельного права на уровне нормотворчества федеральных органов исполнительной власти является необходимым условием эффективности государственного управления земельными ресурсами и обеспечения земельных прав и свобод граждан.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.