Абстракционизм (лат. abstractio – отвлечение) - течение в изобразительном искусстве ХХ в., зародившееся перед первой мировой войной, распространившееся в ряде авангардных школ и групп 20-30-х годов, ставшее особенно популярным в США в 40-50 гг. Характерен полный отказ от изображения реальных объектов. Основой творчества становится интуиция, воображение и фантазия, художники предпочитают декоративные решения и объемно-пространственную пластику, предельное обобщение, отвлеченные композиции и эксперименты с цветом, формами и линиями.
Авангардизм (< франц. avant-garde – впереди) - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве первых десятилетий ХХ века, представители которого провозгласили разрыв с традициями реализма. Поэты отказывались от привычных норм стихосложения и логически связанных сюжетов; музыканты пренебрегали классической гармонией и стремились к свободе тоновых созвучий; в театральном искусстве игнорировали внешнее правдоподобие в оформлении спектаклей. Понятие "авангард" обычно связывают с такими течениями, как экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм.
Акмеизм (< греч. akmé – высшая степень чего-либо, расцвет) – течение в русской поэзии начала XX века (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от усложненной метафоричности, возврат к стихии «естества» и точному значению слова.
Барокко (итал. barocco – странный, причудливый) – художественный метод и стиль в искусстве XVIII – начала XIX веков. В искусстве барокко поэтизировалось представление о жизни как о дисгармонии. Поэтому художники стремились к драматической контрастности, экспрессивной патетике, преувеличенной яркости и пышности. В поэтике барокко преобладали усложненная, часто вычурная декоративность, смятенность эмоций и насыщенность неожиданными эффектами.
Представителями барокко были Л. Гонгора, Кальдерон, Д. Марино; в России – С. Полоцкий и др.
Всемирная (мировая) литература – идея единства мирового литературного процесса. Заявленная в трудах выдающихся просветителей Г. Гердера и И.В. Гете, данная идея получила дальнейшее развитие в трудах сторонников сравнительного литературоведения (компаративистики). Известны три основные концептуальные позиции в осознании явления всемирной литературы: всемирная литература как совокупность всех национальных литератур с древнейших времен до наших дней; всемирная литература как избранное всего самого значительного, что создано в недрах отдельных национальных литератур и имеет непреходящее мировое значение; всемирная литература как исторически развивающаяся системная общность взаимосвязанных и взаимно соотносимых литературных явлений, выявляющих основные закономерности мирового литературного процесса.
Готика (итал. gotico < франц. gothique – свойственный готам, готический) – стиль западноевропейского искусства XII-XV вв. Термин ввели итальянские гуманисты, которые хотели подчеркнуть «варварский» характер средневековой культуры, его связь с искусством готов, хотя на самом деле ничего общего с готами этот стиль не имел и развивался на основе романского искусства.
Наиболее выразительно готика представлена в архитектуре, особенно французской и немецкой. В отличие от массивного романского собора, похожего на крепостное сооружение, для готического здания характерны устремленные вверх стрельчатые своды, символизирующие порыв к небу; стены, которые стали похожи на каменное кружево, благодаря системе наружных подпорных арок (аркбутанов), переносящих давление свода на внешние опоры (контрфорсы); система внутренних колонн, собранных в «пучок»; выразительные рельефы и красочные витражи и др.
Декаданс (лат. decadentia - упадок) – общее название направлений, течений, школ и групп в искусстве конца XIX - начала ХХ веков, выражавших настроения отчаяния, душевной усталости, неприятия действительности. Декадансом называют также и само это умонастроение. Декадентам свойственен подчеркнутый индивидуализм и осознание себя носителем великой гибнущей культуры. Они стремились к «чистому искусству», культу красоты и наслаждений, что активизировало творческий поиск. Неслучайно именно в декадансе находят свои истоки многие культурные явления XX века (символизм, эстетизм, акмеизм, модернизм и др.).
Импрессионизм (< франц. impression - впечатление) - художественное течение, зародившееся во Франции в 1860-х гг., отразившее художественное противостояние духу прагматизма формирующейся техногенной цивилизации. Импрессионисты стремились к раскрепощению эмоционального начала и желали передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Импрессионисты ослабили значимость понятийно-аналитического сознания и отказались от классицистского деления предметов на главные и второстепенные, возвышенные и низменные. Главным для них стало воспроизведение авторского понимания явления, образы, позволяющие передать трепетность, изменчивость сиюминутных жизненных явлений.
Классицизм (лат. classicus - образцовый, совершенный) - художественный метод и стиль в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв. В основе классицизма - рационалистическое понимание жизни как разумно организованной и упорядоченной, а красота предстает лишенной метафизической тайны. Поэтому для эстетики классицизма характерно стремление к уравновешенности композиции, гармонической ясности образов, логически четкому размежеванию явлений. В системе жанров классицистского искусства существовала строгая иерархия. В них выделяли «высокие» (трагедия, эпопея, ода, религиозная картина, героическая опера и др.) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина, оперетта и др.). Художники классицизма стремились изображать вечное, непреходящее. Классицистами в зарубежной литературе были П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер и др., в русской – М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и др.
Кубизм (< франц. cubisme) - одно из течений европейского авангардизма в первые десятилетия ХХ в. Кубисты разлагали объемные предметы на плоские грани, уподобляли их простейшим геометрическим фигурам (шару, конусу, кубу). Представители: Сезанн, П. Пикассо, Ж. Брак, Мондриан и др.
Миф (греч. mythos - сказание, предание) – характерное для древнего сознания синкретическое отражение жизни в виде метафорически персонифицированных образов, воспринимаемых создателями мифов вполне реальными. Мифы предстают как древние сказания и обряды, отражающие представления о происхождении и устройстве мира, о природе, о богах и героях. Соответственно различают разные типы мифологических сюжетов: космогонические (о происхождении мира), теогонические (о богах), героические (о подвигах героев), антропогонические (о людях), эсхатологические (о «конце света») и др. Универсальность и семантическая наполненность мифологических образов и самого мифологического сознания явились причиной того, что многие из них легли в основу последующих произведений искусства и приобрели вечность.
Мифология (греч. mythos - сказание, предание и logos - рассказ, толкование) - совокупность мифов. Мифы могут группироваться по разным принципам: по национальной принадлежности (греческая мифология, славянская мифология и т. д.); они могут быть объединены по принципу историзма (первобытная, или архаическая мифология, мифология классического периода и др.) Мифологией называют также и науку, изучающую мифы.
Модерн (фр. modern современный) - художественный стиль в искусстве конца XIX - начала ХХ вв. (следует отличать от понятия модернизм). Для стиля модерн характерны подчеркнутый эстетизм, изысканная декоративность, особый ритм гибких, текучих линий, акцентированная индивидуальность авторских фантазий. Основной стиля принцип - уподобление рукотворной формы природной и наоборот. В разных странах возникали разные названия стиля, по-русски названного «модерн»: «ар нуво» во Франции и Бельгии, «югендштиль» в Германии, «стиль либерти» в Италии, «стиль Тиффани» в США.
Примерами стиля модерн можно назвать творчество прерафаэлитов (Англия), Ч.Р. Макинтоша (школа искусств в Глазго), Г. Гимара (парижский метрополитен), Ф.О. Шехтеля (Ярославский вокзал в Москве) и др.
Модернизм (фр. modern современный) – собирательное обозначение всех новейших течений, групп, школ и деятельности отдельных мастеров художественной культуры начала ХХ в., порывающих с традицией классического искусства и считающих эксперимент основой творческого метода. В недрах модернизма сформировался авангардизм.
«Натуральная школа» –этап развития русского реализма, связанного с творческими традициями Н.В. Гоголя и эстетикой В.Г. Белинского. Печатными органами, объединявшими писателей «натуральной школы» (Н.А. Некрасова, Д.В. Григоровича, И.С. Тургенева, А.И. Герцена, И.И. Панаева, В.И. Даля, позднее - Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина), были журнал «Отечественные записки», сборники «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник». «Натуральная школа» способствовала формированию реализма в русской литературе. Представителями натуральной школы были разработаны жанры социальной повести и «физиологического очерка». Новой для литературы стали тема и образ «маленького человека».
Оп-арт (англ. op art, сокращ. от англ. optical art оптическое искусство) - течение нео-авангарда, получившее особое распространение с 1960-х гг. Связано с использованием различных оптических эффектов, которые приводят к возникновению различных зрительных иллюзий. Для этого художники оперируют комбинациями повторяющихся геометрических фигур, используют вращающиеся зеркала, сложные системы линз и пр. При этом они создают особенную «эстетическую среду», не стремясь связать ее с подобием реальности. Оп-арт нашел широкое применение в дизайне, промышленной графике, в оформлении рок-ансамблей и пр.
Постмодернизм(фр. postmodernisme — после модернизма) – термин, имеющий очень широкое значение, в том числе – название самостоятельного направления в искусстве. Отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, писатели-постмодернисты избегают, нередко в игровой форме, саму возможность смысла и создают пародии этого поиска. Случайность для них выше таланта, а при помощи самопародирования и ставят под сомнение авторитет и власть автора. Под вопрос ставится и существование разницы между высоким и массовым искусством, которую постмодернистский автор размывает, используя особую литературную форму – пастиш – и комбинируя темы и жанры, которые прежде считались неподходящими для литературы. Важной особенностью постмодернизма является принцип сплошной текстуализации реальности, т.е. восприятия реальности как текста. Постмодернистский текст насыщенно интертекстуален и известен поэтому под названием «теория текста без берегов».
Постимпрессионизм(лат. post – после) - разнообразные новые течения во французской живописи конца XIX - начала ХХ вв., сознательно выступавшие против некоторых принципов импрессионизма. Постимпрессионисты стремились создать более условный, но при этом более обобщенный и цельный образ мира и таким образом усиливали интерес к философским и символическим началам искусства. К постимпрессионизму относят творчество В. Ван Гога, П. Гогена, позднего П. Сезанна и др.
Просветительство - идейное и общественное движение, сформировавшееся в эпоху Просвещения (в основном XVIII век). Просветители безгранично верили в исторический прогресс и разум человека. Они провозглашали идеи грядущего «царства разума» в мировой истории: всечеловеческое единство, гражданские свободы, благосостояние, счастье и равенство всех людей, ненасилие, веротерпимость, мир. К этому идеальному будущему человечество должно придти не путем войн и революций, а вследствие широкой программы образования, просвещения. Искусство должно было, по их мнению, служить этой благородной цели. Поэтому термин «просветительство» все активнее употребляется не только как название идеологии, но и определенного этапа и типа культуры.
Просветителями были Шефтсбери, Локк и др. (Англия); Монтескьё, Вольтер, Дидро, Руссо и др. (Франция); Гердер, Лессинг, Винкельман, Гете (Франция). Идеи просвещения в России разделяли М. Ломоносов, А. Радищев, Н. Новиков, Г. Державин.
Реализм(позднелат. realis – вещественный) – прежде всего, правдивое, объективное отражение действительности средствами, присущими тому или иному виду искусства. В этом значении реализм является свойством всякого искусства. В историческом развитии реализма наметились его основные разновидности: ренессансный реализм, классический реализм, веризм, реализм XX в. и др.
Не менее распространено и другое значение термина – как название ставшего классическим художественного направления, окончательно сформировавшегося в середине XIX в. Реалисты стремились к максимальной объективности, к социальному и историческому детерминизму в отражении действительности в "социально-типических лицах и обстоятельствах", к анализу физической основы человеческого поведения и глубокому психологизму. Реализм искал не столько красоту, сколько правду жизни, несмотря на то, что правда часто отражала трагические и уродливые формы бытия. Реалисты старались избежать простого копирования реальности и выявляли существенные основы бытия. Поэтому так важен в реализме принцип типизации.
Реалистами в зарубежной литературе были П. Мериме, О.де Бальзак, Стендаль, Ч. Диккенс, У. Теккерей и др.: в русской – зрелые А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, М.А. Шолохов и др.
Рококо (франц. Rocaille – раковина, похожий на раковину). Характерная орнаментика рококо часто предполагала прихотливо изысканные линии и элементы, напоминающие изогнутые морские раковины. Поэтому это странно звучащее слово стало в конце концом названием художественного стиля, тяготеющего к особой причудливости и изысканности форм.
Философской основой барокко считается гедонизм. Категории приятного достаточно близки по духу просветительской идее «естественного человека». Стремление к наслаждению – выражение нормальной потребности к счастью и потому отражает вполне гуманные идеи века. Особый гуманизм мастеров рококо выражен в оппозиционности общественным догмам и морализаторским и псевдогероическим лозунгам.
Рококо рождалось в исторической атмосфере измельчания общественных проблем, и потому отказывалось от изображения высоких героических страстей и крупномасштабных событий, уходило от парадности и торжественности. «Искусство рококо, – отмечает Н.Т.Пахсарьян, – создание светского, в высшей степени цивилизованного общества. Рококо чуждо стремление ставить и разрешать «вечные» вопросы, оно стремится говорить о серьезном легко, непринужденно, изящно и остроумно, вырабатывает особый галантный стиль жизни, сочетающий утонченную культуру мысли, чувства и поведения. Литература рококо понимает себя как игру, приносящую радость и наслаждение, что не снимает ни остроты поднимаемых ею проблем – прежде всего проблем частного, интимного существования человека (но рококо свойственно и сведение всего существенного в человеческой жизни к частному и интимному), ни их актуальности, но рождает особую, неповторимую манеру их воплощения. Характерные черты этой манеры – игривость, мягкость, легкость, остроумие, скептицизм, изящество, интимность, искусство намека, тонкая гривуазность».
Наиболее известным и последовательным рококо было во Франции. Представителями рококо в живописи были А. Ватто, Ф. Буше и др.
Рок-музыка, рок-культура (название восходит к песне Билла Хейли «Rock around the Clock», 1954 г.) – современное музыкальное направление, устремленное к непрерывному творческому поиску новых форм. Рок-музыка вобрала традиции афро-американского песенно-танцевального фольклора и джаза (ритм-энд-блюза) и музыки кантри (евроамерик. музык. фольклора). Многовековые песенные традиции соединились в рок-музыке с усложненной ритмикой, широкими тембровыми возможностями современных инструментов. Возникла как молодежный протест против довоенной массовой культуры. Обращенная непосредственно к личности, предельно лиричная, рок-песня объединяла людей сильнее, чем традиционные религиозные распевы (группа «Битлз», Элвис Пресли и др.).
Со временем рок менялся. В середине 1970-х гг. появились «панк-рок» (от англ. pank - гнилой), в музыке которых характерными особенностями были настроения протеста, частая смена интонаций, чрезмерное использование ударных инструментов, преобладание ритма над мелодией, внешняя эпатажность. На смену панкам в конце 1970-х гг. рок стал возвращаться к лиричности ранних исполнителей, и возник близкий к мелодиям блюза «арт-рок», соединивший традиции европейской классики и молодежной рок-музыки 1950-х гг. Большую популярность приобрел более понятный широкой публике «фолк-рок». С развитием джаза появился «джаз-рок».
В современном роке, объединяющем широкую панораму разнообразных направлений и стилей, есть группы, продолжающие традиции классического рока «мейнстрим-рок», но есть и другие формы («хард-рок»), устремленные к неожиданным соединениям разнокультурных пластов (простой ударный ритм и мелодию и пр.). Существуют также индивидуальные исполнительские стили («рок-перформенс»), часто связанные с культом «звезд» («старизм»). Наиболее известными рок-группами стали «Лед Зепелин», «Скорпионз».
В настоящее время музыкальные интонации рока начинают использоваться профессиональными композиторами, появилась рок-опера («Иисус Христос – суперзвезда» Э. Вебера, «Юнона и Авось» А. Рыбникова).
Рококо
Романский стиль (франц. roman < лат. romanus – римский) – стиль западноевропейского искусства раннего средневековья (X-XIII вв.). Главные его особенности ярче всего представлены в архитектуре. Для этих зданий характерны устойчивая ясность и монументальность архитектурного силуэта, геометрическая простота построечных форм (кубов, призм, цилиндров), массивность стен, узкие проемы окон, ступенчато-углубленные входы (порталы), яркая внушительность настенной живописи.
Романтизм (франц. – romantisme) - художественный метод, расцвет которого пришелся на конец XVIII и первую треть XIX веков. В основе романтического мировосприятия лежит смутное томление по мировой гармонии и духовному совершенству. Романтики стремились отразить переживание бесконечных глубин бытия. Центральная коллизия романтического искусства - индивид во вселенском потоке, а не человек в обществе, как это было в реализме. Поэтому романтики идеализировали средневековые художественные ценности, в отличие от классицизма, ориентированного на античность.
Романтики остро чувствуют бренность живого и безвозвратность прошлого и неизведанность будущего. Поэтому тип романтической красоты отразил все оттенки печали, тоски о недосягаемости идеала. Поэтому так важен для романтиков принцип «двоемирия», отражавшего глубокий разрыв между идеалом (сферой духовной, творческой жизни человека, бесконечной и совершенной) и действительностью (материальной, ограниченной во времени и пространстве).
Романтиками в зарубежной литературе были Д.Г. Байрон, П.Б. Шелли, У. Вордсворт, В. Скотт, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шатобриан, В. Гюго и др.; в русской – В.А. Жуковский, ранние А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев и др.
Сентиментализм (франц. sentimentalisme < sentiment – чувство) – художественное направление, возникшее в эпоху Просвещения и отразившее его кризис. Искусство сентиментализма исполнено разочарования в результатах научно-технического общественного развития и сомнений в возможности просветительского «царства разума» на земле. Культу рассудочной личности сентименталисты противопоставили образ чувствительного человека. Поэтому они акцентировали эмоциональное начало образа, искали гармоническое единство души «естественного человека» и первозданной красоты чистой природы, которая противопоставлялась цивилизации. Художественное произведение должно было умилить, растрогать, вызвать слезы сопереживания.
Основные представители сентиментализма: в зарубежной литературе – Л. Стерн, О. Гольдсмит, Ж.-Ж. Руссо, Т. Грей, Д. Томпсон, Э. Юнг, ранние Ф. Шиллер и И.В. Гёте и др., в русской – Н.М. Карамзин и др.
Силлабо-тоническое стихосложение (буквально «слогоударное стихосложение») – система русского классического стиха, введенная реформой В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова в XVIII веке. Основана на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Благодаря этой системе, открылись замечательные возможности русского поэтического языка, его напевность, мелодичность, оригинальность ритмического строя. Силлабо-тоническая система сменила господствующую прежде силлабическую систему, где главным было упорядоченное количество слогов в стихе, что больше соответствовало языкам с постоянным ударением в слове.
Символизм (франц. simbolisme) – художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX века и широко распространившееся впоследствии в России. В символизме нашла свое отражение художественная оппозиция позитивистскому подходу к миру и человеку и неудовлетворенность диктатом плоскостного мировидения. Символисты стремились выразить идеи, находящиеся за пределами чувственного восприятия, воплотить в образах-символах идеальную сущность мира, угадать во внешнем мире таинственные «знаменования» истинного иррационального мира. В живописи символизма были характерны расплывчатый цвет, «межфигурное пространство»; в литературе – акцентированная музыкальность поэтических мелодий, ритмов и слов. Важнейшими художественными идеями символизма были идея синтеза искусств и «соборности» творчества.
Основные представители: в зарубежной литературе – П. Верлен, А. Рембо, Ш. Бодлер, С. Малларме и др.; в русской – Вяч. Иванов, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый и др.
Сюрреализм (фр. surrealism - сверхреализм) - течение европейского авангарда, возникшее в 20-е гг. В тесном контакте с учением Фрейда о бессознательном сюрреализм призывает опираться на интуитивные прозрения, глубинные переживания, ниспровергая диктат рассудочной логики и погружаясь в мир потаенных движений психики. Главная цель – выход за пределы видимого мира, соединение несоединимого и попытка художественного построения «реальности, которая реальней реальности». Это порождает причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и фантастических предметов и явлений. Сюрреализм открывал многоплановость и парадоксальность Вселенной, тонкие связи ее невидимых граней.
Ярче всего представлено поэзии и в живописи, позднее - в кино. Представители: А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Р. Деснос, Ф.Г. Лорка, С. Дали, М. Эрнст, К. Бунюэль и др.
В обыденном понимании сюрреализм обозначает что-то фантастическое, безумное, эксцентричное.
Фовизм (фр. fauve - дикий) - одно из течений модернизма, возникшее во французской живописи в 1900-е гг. Главная цель - эмоциональность и декоративность, выражает идею жизнелюбия. Фовисты тяготели к «дикой» «живописи без правил»: чистому, локальному цвету, лаконичному рисунку, свободному обращению с пространством, крупным, плоским ярким цветовым пятнам, бессюжетности.
Основные представители - А. Матисс, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, А. Марке, П. Кузнецов, М. Сарьян.
Футуризм (лат. futurum - будущее) – одно из первых течений европейского (главным образом итальянского, русского) и американского авангарда начала ХХ в. Футуристы отрицали культурное наследие прошлого, стремились к слиянию искусства с ускоренным жизненным темпом и хотели создать искусство нового, индустриального века. Поэтому футуризм был так близок научным теориям своего времени. Теоретики футуризма утверждали, что объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, которое художник передает с помощью синтеза времени, места, формы, цвета и тона. Отсюда динамическое совмещение изображения разных стадий движения в живописи, «телеграфный стиль» или «высвобождение» звукового состава слова («заумы») в поэзии, конструктивистские новации в архитектуре.
Основные представители в итальянской литературе – Ф. Маринетти, К. Карра, Д. Северино, в русской – В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, А. Крученых и др.
Экспрессионизм (франц. expression – выражение, выразительность) – одно из авангардистских направлений в искусстве, поставившее своей задачей подчеркнутое выражение душевных состояний художника, бурных порывов чувств и настроений. Экспрессионисты провозгласили целью искусства не изображение действительности, а отражение ее сути. Мир виделся им в беспокойном движении, хаотическом столкновении враждебных по отношению к «естественному человеку» сил. Отличительные особенности стилистики экспрессионизма – отказ от ясности форм классической гармонии, акцентированная экспрессия, сознательная деформация художественного пространства, отсутствие стремления к внешней красоте, изломанность линий, цветовые контрасты.
Основные представители: в живописи - Э. Мунк, В. Кандинский и др.; в литературе – Ф. Кафка, Э. Толлер, Г. Кайзер и др.; в музыке – А. Шёнберг, А. Берг и др.