Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ



Абстракционизм (лат. abstractio – отвлечение) - течение в изобразительном искусстве ХХ в., зародившееся перед первой мировой войной, распространившееся в ряде авангардных школ и групп 20-30-х годов, ставшее особенно популярным в США в 40-50 гг. Характерен полный отказ от изображения реальных объектов. Основой творчества становится интуиция, воображение и фантазия, художники предпочитают декоративные решения и объемно-пространственную пластику, предельное обобщение, отвлеченные композиции и эксперименты с цветом, формами и линиями.

Авангардизм (< франц. avant-garde – впереди) - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве первых десятилетий ХХ века, представители которого провозгласили разрыв с традициями реализма. Поэты отказывались от привычных норм стихосложения и логически связанных сюжетов; музыканты пренебрегали классической гармонией и стремились к свободе тоновых созвучий; в театральном искусстве игнорировали внешнее правдоподобие в оформлении спектаклей. Понятие "авангард" обычно связывают с такими течениями, как экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм.

Акмеизм (< греч. akmé – высшая степень чего-либо, расцвет) – течение в русской поэзии начала XX века (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от усложненной метафоричности, возврат к стихии «естества» и точному значению слова.

Барокко (итал. barocco – странный, причудливый) – художественный метод и стиль в искусстве XVIII – начала XIX веков. В искусстве барокко поэтизировалось представление о жизни как о дисгармонии. Поэтому художники стремились к драматической контрастности, экспрессивной патетике, преувеличенной яркости и пышности. В поэтике барокко преобладали усложненная, часто вычурная декоративность, смятенность эмоций и насыщенность неожиданными эффектами.

Представителями барокко были Л. Гонгора, Кальдерон, Д. Марино; в России – С. Полоцкий и др.

Всемирная (мировая) литература – идея единства мирового литературного процесса. Заявленная в трудах выдающихся просветителей Г. Гердера и И.В. Гете, данная идея получила дальнейшее развитие в трудах сторонников сравнительного литературоведения (компаративистики). Известны три основные концептуальные позиции в осознании явления всемирной литературы: всемирная литература как совокупность всех национальных литератур с древнейших времен до наших дней; всемирная литература как избранное всего самого значительного, что создано в недрах отдельных национальных литератур и имеет непреходящее мировое значение; всемирная литература как исторически развивающаяся системная общность взаимосвязанных и взаимно соотносимых литературных явлений, выявляющих основные закономерности мирового литературного процесса.

Готика (итал. gotico < франц. gothique – свойственный готам, готический) – стиль западноевропейского искусства XII-XV вв. Термин ввели итальянские гуманисты, которые хотели подчеркнуть «варварский» характер средневековой культуры, его связь с искусством готов, хотя на самом деле ничего общего с готами этот стиль не имел и развивался на основе романского искусства.

Наиболее выразительно готика представлена в архитектуре, особенно французской и немецкой. В отличие от массивного романского собора, похожего на крепостное сооружение, для готического здания характерны устремленные вверх стрельчатые своды, символизирующие порыв к небу; стены, которые стали похожи на каменное кружево, благодаря системе наружных подпорных арок (аркбутанов), переносящих давление свода на внешние опоры (контрфорсы); система внутренних колонн, собранных в «пучок»; выразительные рельефы и красочные витражи и др.

Декаданс (лат. decadentia - упадок) – общее название направлений, течений, школ и групп в искусстве конца XIX - начала ХХ веков, выражавших настроения отчаяния, душевной усталости, неприятия действительности. Декадансом называют также и само это умонастроение. Декадентам свойственен подчеркнутый индивидуализм и осознание себя носителем великой гибнущей культуры. Они стремились к «чистому искусству», культу красоты и наслаждений, что активизировало творческий поиск. Неслучайно именно в декадансе находят свои истоки многие культурные явления XX века (символизм, эстетизм, акмеизм, модернизм и др.).

Импрессионизм (< франц. impression - впечатление) - художественное течение, зародившееся во Франции в 1860-х гг., отразившее художественное противостояние духу прагматизма формирующейся техногенной цивилизации. Импрессионисты стремились к раскрепощению эмоционального начала и желали передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Импрессионисты ослабили значимость понятийно-аналитического сознания и отказались от классицистского деления предметов на главные и второстепенные, возвышенные и низменные. Главным для них стало воспроизведение авторского понимания явления, образы, позволяющие передать трепетность, изменчивость сиюминутных жизненных явлений.

Классицизм (лат. classicus - образцовый, совершенный) - художественный метод и стиль в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв. В основе классицизма - рационалистическое понимание жизни как разумно организованной и упорядоченной, а красота предстает лишенной метафизической тайны. Поэтому для эстетики классицизма характерно стремление к уравновешенности композиции, гармонической ясности образов, логически четкому размежеванию явлений. В системе жанров классицистского искусства существовала строгая иерархия. В них выделяли «высокие» (трагедия, эпопея, ода, религиозная картина, героическая опера и др.) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина, оперетта и др.). Художники классицизма стремились изображать вечное, непреходящее. Классицистами в зарубежной литературе были П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер и др., в русской – М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и др.

Кубизм (< франц. cubisme) - одно из течений европейского авангардизма в первые десятилетия ХХ в. Кубисты разлагали объемные предметы на плоские грани, уподобляли их простейшим геометрическим фигурам (шару, конусу, кубу). Представители: Сезанн, П. Пикассо, Ж. Брак, Мондриан и др.

Миф (греч. mythos - сказание, предание) – характерное для древнего сознания синкретическое отражение жизни в виде метафорически персонифицированных образов, воспринимаемых создателями мифов вполне реальными. Мифы предстают как древние сказания и обряды, отражающие представления о происхождении и устройстве мира, о природе, о богах и героях. Соответственно различают разные типы мифологических сюжетов: космогонические (о происхождении мира), теогонические (о богах), героические (о подвигах героев), антропогонические (о людях), эсхатологические (о «конце света») и др. Универсальность и семантическая наполненность мифологических образов и самого мифологического сознания явились причиной того, что многие из них легли в основу последующих произведений искусства и приобрели вечность.

Мифология (греч. mythos - сказание, предание и logos - рассказ, толкование) - совокупность мифов. Мифы могут группироваться по разным принципам: по национальной принадлежности (греческая мифология, славянская мифология и т. д.); они могут быть объединены по принципу историзма (первобытная, или архаическая мифология, мифология классического периода и др.) Мифологией называют также и науку, изучающую мифы.

Модерн (фр. modern современный) - художественный стиль в искусстве конца XIX - начала ХХ вв. (следует отличать от понятия модернизм). Для стиля модерн характерны подчеркнутый эстетизм, изысканная декоративность, особый ритм гибких, текучих линий, акцентированная индивидуальность авторских фантазий. Основной стиля принцип - уподобление рукотворной формы природной и наоборот. В разных странах возникали разные названия стиля, по-русски названного «модерн»: «ар нуво» во Франции и Бельгии, «югендштиль» в Германии, «стиль либерти» в Италии, «стиль Тиффани» в США.

Примерами стиля модерн можно назвать творчество прерафаэлитов (Англия), Ч.Р. Макинтоша (школа искусств в Глазго), Г. Гимара (парижский метрополитен), Ф.О. Шехтеля (Ярославский вокзал в Москве) и др.

Модернизм (фр. modern современный) – собирательное обозначение всех новейших течений, групп, школ и деятельности отдельных мастеров художественной культуры начала ХХ в., порывающих с традицией классического искусства и считающих эксперимент основой творческого метода. В недрах модернизма сформировался авангардизм.

«Натуральная школа»этап развития русского реализма, связанного с творческими традициями Н.В. Гоголя и эстетикой В.Г. Белинского. Печатными органами, объединявшими писателей «натуральной школы» (Н.А. Некрасова, Д.В. Григоровича, И.С. Тургенева, А.И. Герцена, И.И. Панаева, В.И. Даля, позднее - Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина), были журнал «Отечественные записки», сборники «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник». «Натуральная школа» способствовала формированию реализма в русской литературе. Представителями натуральной школы были разработаны жанры социальной повести и «физиологического очерка». Новой для литературы стали тема и образ «маленького человека».

Оп-арт (англ. op art, сокращ. от англ. optical art оптическое искусство) - течение нео-авангарда, получившее особое распространение с 1960-х гг. Связано с использованием различных оптических эффектов, которые приводят к возникновению различных зрительных иллюзий. Для этого художники оперируют комбинациями повторяющихся геометрических фигур, используют вращающиеся зеркала, сложные системы линз и пр. При этом они создают особенную «эстетическую среду», не стремясь связать ее с подобием реальности. Оп-арт нашел широкое применение в дизайне, промышленной графике, в оформлении рок-ансамблей и пр.

Постмодернизм(фр. postmodernisme — после модернизма) – термин, имеющий очень широкое значение, в том числе – название самостоятельного направления в искусстве. Отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, писатели-постмодернисты избегают, нередко в игровой форме, саму возможность смысла и создают пародии этого поиска. Случайность для них выше таланта, а при помощи самопародирования и ставят под сомнение авторитет и власть автора. Под вопрос ставится и существование разницы между высоким и массовым искусством, которую постмодернистский автор размывает, используя особую литературную форму – пастиш – и комбинируя темы и жанры, которые прежде считались неподходящими для литературы. Важной особенностью постмодернизма является принцип сплошной текстуализации реальности, т.е. восприятия реальности как текста. Постмодернистский текст насыщенно интертекстуален и известен поэтому под названием «теория текста без берегов».

Постимпрессионизм(лат. post – после) - разнообразные новые течения во французской живописи конца XIX - начала ХХ вв., сознательно выступавшие против некоторых принципов импрессионизма. Постимпрессионисты стремились создать более условный, но при этом более обобщенный и цельный образ мира и таким образом усиливали интерес к философским и символическим началам искусства. К постимпрессионизму относят творчество В. Ван Гога, П. Гогена, позднего П. Сезанна и др.

Просветительство - идейное и общественное движение, сформировавшееся в эпоху Просвещения (в основном XVIII век). Просветители безгранично верили в исторический прогресс и разум человека. Они провозглашали идеи грядущего «царства разума» в мировой истории: всечеловеческое единство, гражданские свободы, благосостояние, счастье и равенство всех людей, ненасилие, веротерпимость, мир. К этому идеальному будущему человечество должно придти не путем войн и революций, а вследствие широкой программы образования, просвещения. Искусство должно было, по их мнению, служить этой благородной цели. Поэтому термин «просветительство» все активнее употребляется не только как название идеологии, но и определенного этапа и типа культуры.

Просветителями были Шефтсбери, Локк и др. (Англия); Монтескьё, Вольтер, Дидро, Руссо и др. (Франция); Гердер, Лессинг, Винкельман, Гете (Франция). Идеи просвещения в России разделяли М. Ломоносов, А. Радищев, Н. Новиков, Г. Державин.

Реализм(позднелат. realis – вещественный) прежде всего, правдивое, объективное отражение действительности средствами, присущими тому или иному виду искусства. В этом значении реализм является свойством всякого искусства. В историческом развитии реализма наметились его основные разновидности: ренессансный реализм, классический реализм, веризм, реализм XX в. и др.

Не менее распространено и другое значение термина – как название ставшего классическим художественного направления, окончательно сформировавшегося в середине XIX в. Реалисты стремились к максимальной объективности, к социальному и историческому детерминизму в отражении действительности в "социально-типических лицах и обстоятельствах", к анализу физической основы человеческого поведения и глубокому психологизму. Реализм искал не столько красоту, сколько правду жизни, несмотря на то, что правда часто отражала трагические и уродливые формы бытия. Реалисты старались избежать простого копирования реальности и выявляли существенные основы бытия. Поэтому так важен в реализме принцип типизации.

Реалистами в зарубежной литературе были П. Мериме, О.де Бальзак, Стендаль, Ч. Диккенс, У. Теккерей и др.: в русской – зрелые А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, М.А. Шолохов и др.

Рококо (франц. Rocaille – раковина, похожий на раковину). Характерная орнаментика рококо часто предполагала прихотливо изысканные линии и элементы, напоминающие изогнутые морские раковины. Поэтому это странно звучащее слово стало в конце концом названием художественного стиля, тяготеющего к особой причудливости и изысканности форм.

Философской основой барокко считается гедонизм. Категории приятного достаточно близки по духу просветительской идее «естественного человека». Стремление к наслаждению – выражение нормальной потребности к счастью и потому отражает вполне гуманные идеи века. Особый гуманизм мастеров рококо выражен в оппозиционности общественным догмам и морализаторским и псевдогероическим лозунгам.

Рококо рождалось в исторической атмосфере измельчания общественных проблем, и потому отказывалось от изображения высоких героических страстей и крупномасштабных событий, уходило от парадности и торжественности. «Искусство рококо, – отмечает Н.Т.Пахсарьян, – создание светского, в высшей степени цивилизованного общества. Рококо чуждо стремление ставить и разрешать «вечные» вопросы, оно стремится говорить о серьезном легко, непринужденно, изящно и остроумно, вырабатывает особый галантный стиль жизни, сочетающий утонченную культуру мысли, чувства и поведения. Литература рококо понимает себя как игру, приносящую радость и наслаждение, что не снимает ни остроты поднимаемых ею проблем – прежде всего проблем частного, интимного существования человека (но рококо свойственно и сведение всего существенного в человеческой жизни к частному и интимному), ни их актуальности, но рождает особую, неповторимую манеру их воплощения. Характерные черты этой манеры – игривость, мягкость, легкость, остроумие, скептицизм, изящество, интимность, искусство намека, тонкая гривуазность».

Наиболее известным и последовательным рококо было во Франции. Представителями рококо в живописи были А. Ватто, Ф. Буше и др.

Рок-музыка, рок-культура (название восходит к песне Билла Хейли «Rock around the Clock», 1954 г.) – современное музыкальное направление, устремленное к непрерывному творческому поиску новых форм. Рок-музыка вобрала традиции афро-американского песенно-танцевального фольклора и джаза (ритм-энд-блюза) и музыки кантри (евроамерик. музык. фольклора). Многовековые песенные традиции соединились в рок-музыке с усложненной ритмикой, широкими тембровыми возможностями современных инструментов. Возникла как молодежный протест против довоенной массовой культуры. Обращенная непосредственно к личности, предельно лиричная, рок-песня объединяла людей сильнее, чем традиционные религиозные распевы (группа «Битлз», Элвис Пресли и др.).

Со временем рок менялся. В середине 1970-х гг. появились «панк-рок» (от англ. pank - гнилой), в музыке которых характерными особенностями были настроения протеста, частая смена интонаций, чрезмерное использование ударных инструментов, преобладание ритма над мелодией, внешняя эпатажность. На смену панкам в конце 1970-х гг. рок стал возвращаться к лиричности ранних исполнителей, и возник близкий к мелодиям блюза «арт-рок», соединивший традиции европейской классики и молодежной рок-музыки 1950-х гг. Большую популярность приобрел более понятный широкой публике «фолк-рок». С развитием джаза появился «джаз-рок».

В современном роке, объединяющем широкую панораму разнообразных направлений и стилей, есть группы, продолжающие традиции классического рока «мейнстрим-рок», но есть и другие формы («хард-рок»), устремленные к неожиданным соединениям разнокультурных пластов (простой ударный ритм и мелодию и пр.). Существуют также индивидуальные исполнительские стили («рок-перформенс»), часто связанные с культом «звезд» («старизм»). Наиболее известными рок-группами стали «Лед Зепелин», «Скорпионз».

В настоящее время музыкальные интонации рока начинают использоваться профессиональными композиторами, появилась рок-опера («Иисус Христос – суперзвезда» Э. Вебера, «Юнона и Авось» А. Рыбникова).

Рококо

Романский стиль (франц. roman < лат. romanus – римский) – стиль западноевропейского искусства раннего средневековья (X-XIII вв.). Главные его особенности ярче всего представлены в архитектуре. Для этих зданий характерны устойчивая ясность и монументальность архитектурного силуэта, геометрическая простота построечных форм (кубов, призм, цилиндров), массивность стен, узкие проемы окон, ступенчато-углубленные входы (порталы), яркая внушительность настенной живописи.

Романтизм (франц. – romantisme) - художественный метод, расцвет которого пришелся на конец XVIII и первую треть XIX веков. В основе романтического мировосприятия лежит смутное томление по мировой гармонии и духовному совершенству. Романтики стремились отразить переживание бесконечных глубин бытия. Центральная коллизия романтического искусства - индивид во вселенском потоке, а не человек в обществе, как это было в реализме. Поэтому романтики идеализировали средневековые художественные ценности, в отличие от классицизма, ориентированного на античность.

Романтики остро чувствуют бренность живого и безвозвратность прошлого и неизведанность будущего. Поэтому тип романтической красоты отразил все оттенки печали, тоски о недосягаемости идеала. Поэтому так важен для романтиков принцип «двоемирия», отражавшего глубокий разрыв между идеалом (сферой духовной, творческой жизни человека, бесконечной и совершенной) и действительностью (материальной, ограниченной во времени и пространстве).

Романтиками в зарубежной литературе были Д.Г. Байрон, П.Б. Шелли, У. Вордсворт, В. Скотт, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шатобриан, В. Гюго и др.; в русской – В.А. Жуковский, ранние А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев и др.

Сентиментализм (франц. sentimentalisme < sentiment – чувство) – художественное направление, возникшее в эпоху Просвещения и отразившее его кризис. Искусство сентиментализма исполнено разочарования в результатах научно-технического общественного развития и сомнений в возможности просветительского «царства разума» на земле. Культу рассудочной личности сентименталисты противопоставили образ чувствительного человека. Поэтому они акцентировали эмоциональное начало образа, искали гармоническое единство души «естественного человека» и первозданной красоты чистой природы, которая противопоставлялась цивилизации. Художественное произведение должно было умилить, растрогать, вызвать слезы сопереживания.

Основные представители сентиментализма: в зарубежной литературе – Л. Стерн, О. Гольдсмит, Ж.-Ж. Руссо, Т. Грей, Д. Томпсон, Э. Юнг, ранние Ф. Шиллер и И.В. Гёте и др., в русской – Н.М. Карамзин и др.

Силлабо-тоническое стихосложение (буквально «слогоударное стихосложение») – система русского классического стиха, введенная реформой В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова в XVIII веке. Основана на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Благодаря этой системе, открылись замечательные возможности русского поэтического языка, его напевность, мелодичность, оригинальность ритмического строя. Силлабо-тоническая система сменила господствующую прежде силлабическую систему, где главным было упорядоченное количество слогов в стихе, что больше соответствовало языкам с постоянным ударением в слове.

Символизм (франц. simbolisme) – художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX века и широко распространившееся впоследствии в России. В символизме нашла свое отражение художественная оппозиция позитивистскому подходу к миру и человеку и неудовлетворенность диктатом плоскостного мировидения. Символисты стремились выразить идеи, находящиеся за пределами чувственного восприятия, воплотить в образах-символах идеальную сущность мира, угадать во внешнем мире таинственные «знаменования» истинного иррационального мира. В живописи символизма были характерны расплывчатый цвет, «межфигурное пространство»; в литературе – акцентированная музыкальность поэтических мелодий, ритмов и слов. Важнейшими художественными идеями символизма были идея синтеза искусств и «соборности» творчества.

Основные представители: в зарубежной литературе – П. Верлен, А. Рембо, Ш. Бодлер, С. Малларме и др.; в русской – Вяч. Иванов, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый и др.

Сюрреализм (фр. surrealism - сверхреализм) - течение европейского авангарда, возникшее в 20-е гг. В тесном контакте с учением Фрейда о бессознательном сюрреализм призывает опираться на интуитивные прозрения, глубинные переживания, ниспровергая диктат рассудочной логики и погружаясь в мир потаенных движений психики. Главная цель – выход за пределы видимого мира, соединение несоединимого и попытка художественного построения «реальности, которая реальней реальности». Это порождает причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и фантастических предметов и явлений. Сюрреализм открывал многоплановость и парадоксальность Вселенной, тонкие связи ее невидимых граней.

Ярче всего представлено поэзии и в живописи, позднее - в кино. Представители: А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Р. Деснос, Ф.Г. Лорка, С. Дали, М. Эрнст, К. Бунюэль и др.

В обыденном понимании сюрреализм обозначает что-то фантастическое, безумное, эксцентричное.

Фовизм (фр. fauve - дикий) - одно из течений модернизма, возникшее во французской живописи в 1900-е гг. Главная цель - эмоциональность и декоративность, выражает идею жизнелюбия. Фовисты тяготели к «дикой» «живописи без правил»: чистому, локальному цвету, лаконичному рисунку, свободному обращению с пространством, крупным, плоским ярким цветовым пятнам, бессюжетности.

Основные представители - А. Матисс, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, А. Марке, П. Кузнецов, М. Сарьян.

Футуризм (лат. futurum - будущее) – одно из первых течений европейского (главным образом итальянского, русского) и американского авангарда начала ХХ в. Футуристы отрицали культурное наследие прошлого, стремились к слиянию искусства с ускоренным жизненным темпом и хотели создать искусство нового, индустриального века. Поэтому футуризм был так близок научным теориям своего времени. Теоретики футуризма утверждали, что объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, которое художник передает с помощью синтеза времени, места, формы, цвета и тона. Отсюда динамическое совмещение изображения разных стадий движения в живописи, «телеграфный стиль» или «высвобождение» звукового состава слова («заумы») в поэзии, конструктивистские новации в архитектуре.

Основные представители в итальянской литературе – Ф. Маринетти, К. Карра, Д. Северино, в русской – В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, А. Крученых и др.

Экспрессионизм (франц. expression – выражение, выразительность) – одно из авангардистских направлений в искусстве, поставившее своей задачей подчеркнутое выражение душевных состояний художника, бурных порывов чувств и настроений. Экспрессионисты провозгласили целью искусства не изображение действительности, а отражение ее сути. Мир виделся им в беспокойном движении, хаотическом столкновении враждебных по отношению к «естественному человеку» сил. Отличительные особенности стилистики экспрессионизма – отказ от ясности форм классической гармонии, акцентированная экспрессия, сознательная деформация художественного пространства, отсутствие стремления к внешней красоте, изломанность линий, цветовые контрасты.

Основные представители: в живописи - Э. Мунк, В. Кандинский и др.; в литературе – Ф. Кафка, Э. Толлер, Г. Кайзер и др.; в музыке – А. Шёнберг, А. Берг и др.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.