Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ



Часть 2. Литература и искусство Нового и новейшего времени

2012 / 2013 уч. год, 6 семестр (экзамен)

Преподаватель – Первушина Елена Александровна,

доктор филологических наук, профессор,

каф. русского языка как иностранного (513 ауд.)

 

Консультации по средам, с 15.00 в 609 ауд.

 

I. ВИДЫ КОНТРОЛИРУЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

  1. Посещаемость занятий, работа на занятиях
  2. Работа на семинарах
  3. Ответы на вопросы, задаваемые на лекциях
  4. Контрольные работы
  5. Творческая работа
  6. Индивидуальное задание (реферат)
  7. Представление темы реферата аудитории

 

II. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК

 

№ недели Дата   Тема занятия     Контрольные работы и семинары  
12.02.13 Искусство XVII-XVIII вв. Утверждение рационалистического сознания. Развитие представлений о жизни как о дисгармонии. Формирование художественных направлений (классицизм, барокко). Искусство XVII века. Просвещение как тип культуры. Просветительские идеи исторического прогресса и естественного человека. Новые художественные направления (рококо, сентиментализм, реализм).  
  19.02.13 Культурно-историческое своеобразие русской культуры. Принцип соборности в древнерусском искусстве. Основные виды древнерусской живописи: иконопись и фресковые росписи. Семинар «Художественный мир русской иконы. Реализация принципа обратной перспективы в “Троице” Андрея Рублева».
  26.02.13 Кризис рационалистических идей в культуре. Трагедия Гете «Фауст».Особенности композиции. Система основных персонажей. Диалектическое единство образов Фауста и Мефистофеля. Своеобразие сюжета. Домашн. задание по трагедии Гёте «Фауст» (сдать 5.03.): Определить содержание драматического трагедии Гете.
  5.03.13 Подъем национального искусства в России. Идея державности в русском искусстве XVIII века. Русский классицизм. Жанр парадного портрета в живописи. Творчество М.В. Ломоносова. Филологические реформы Ломоносова. Реформа стихосложения. ! Последний день для выбора индивидуального задания! Домашнее задание по теме «Русское искусство XVII века» (сдать 12.03): 1. Привести примеры стихотворений, написанных в силлабической и в силлабо-тонической системах. 2. Привести пример русского парадного портрета XVIII – начала XIX вв.
  12.03.13 XIX век как культурно-историческая эпоха. Кризис просветительской культуры и становление романтизма. Романтизм как тип культуры. Романтический принцип двоемирия. Западноевропейские писатели-романтики (Байрон, В. Гюго, Гофман и др.). Своеобразие романтизма в России. Золотой век русской поэзии: В.А. Жуковский, поэты пушкинской поры (К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, Е.А. Баратынский и др.) А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др. А.С. Пушкин как блистательное завершение процесса самоопределения русской литературы.  
  19.03.13   Становление реализма – ведущей художественной системы XIX века. Принцип социально-исторической детерминации в создании образа типического героя. Творчество русских художников-передвижников. Исторические и мифологические темы в творчестве В.И. Сурикова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина: И.Н. Крамского; пейзажи И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, И.И. Левитана и др. Реализм в западноевропейской литературе. Развитие реализма в России. Художественные принципы писателей «натуральной школы». Н.В. Гоголь. Типы реалистических героев («лишний человек», «маленький человек»). Контрольная работа по истории искусства Нового времени
  26.03.13 Утверждение романа как ведущей жанровой формы реалистической литературы. Реалистический роман в Западной Европе: Ч. Диккенс, У. Теккерей, О. де Бальзак, Стендаль, Г. Флобер и др. Глубина психологизма в русских романах второй половины XIX в. Творчество Ф.М. Достоевского. Своеобразие писателя в изображении внутреннего состояния героя в романах Достоевского («pro et contra»). Творчество Л.Н. Толстого. Отличительные особенности психологической манеры Толстого («диалектика души»). Культурно-историческое значение толстовской идеи нравственного искания.  
  2.04.13 Запад и Восток как культурологические понятия.   Семинар «Запад и Восток как культурологические понятия». «Девятый вал» И.К. Айвазовского и «Большая волна в Канагаве» К. Хокусая: различие в художественном осознании соотношений человека и природы. Домашнее задание:дать краткое определения Запада и Востока как особых типов культуры, привести свои примеры (сдать до 9.04)
  9.04.13 Искусство рубежа XIX-XX веков Общественная атмосфера переходной эпохи. Импрессионизм как художественное противостояние духу прагматизма формирующейся техногенной цивилизации.Поэтизация «малых форм» в литературе» (А.П. Чехов). Символизм как предчувствие модернизма. Контрольная работа по истории искусства XIX века.
  16.04.13 Искусство XX века. Модернистские искания начала века. Модернизм как тип культурного сознания и тип культуры. Модернистские искания мастеров зарубежной литературы (М. Пруст, Ф. Кафка, Д. Джойс). Экзистенциализм. Тема «потерянного поколения (Э. Хемингуэй, Ремарк). Наиболее значительные достижения деятелей модернизма. Историческая роль русского авангарда. Серебряный век в истории русского искусства.  
23.04.13 Художественный феномен и основная эволюция русского зарубежья и понятие всемирной литературы. Творческое задание! (сдать 14.05)
  30.04.13 Историческое и художественное своеобразие мировой литературы XX века. Процесс ремифологизации в искусстве (Т. Манн и Г. Манн, М.А. Булгаков, Т. Уайлдер, Г. Маркес и др.). Крупнейшие мастера зарубежного и русского искусства. Новая жизнь культурологической проблемы «Запад – Восток». Идеи культуры как игры и роман Г. Гессе. «Игра в бисер». Явление постмодернизма в современном искусстве.
7.05.13 Наиболее значительные представители художественной культуры Приморья. Домашнее задание (сдать 14.05): Представить краткий анализ одной из картин, или спектакля владивостокских театров, или литературного произведения приморского писателя
14.05.13 Презентация лучших рефератов Последний срок отчета по домашнему заданию, спецвопросу и творческому заданию
  21.05.13 Итоговая контрольная работа
28.05.13 Подведение итогов

 

III. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

Вопросы для обязательного знания

 

1. Основное значение терминов (см. словарь).

2. Основная периодизация в истории мирового искусства. Общая характеристика периодов Нового и Новейшего времени в истории искусства. Наиболее значительные представители и самые заметные достижения художественной культуры эпохи.

3. Культурно-историческое значение русской культуры. Всемирно-историческое значение, основная периодизация, художественное своеобразие русской культуры. Наиболее значительные представители и самые заметные достижения.

 

Индивидуальные вопросы (по выбору студента)

1. Готическая архитектура.

2. Стиль барокко в европейской архитектуре.

3. Трагедия французского классицизма.

4. Творческий путь Ж.-Б. Мольера – создателя высокой комедии.

5. Парковое искусство в Европе XVII-XVIII веков.

6. Человек и природа в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо».

7. Роман-антиутопия Д.Свифта «Путешествия Гулливера».

8. Живопись европейского барокко.

9. Русская духовная музыка XVII-XVIII веков.

10. Парадный портрет в русской живописи XVIII века.

11. Деятельность М.В. Ломоносова – реформатора русской культуры.

12. Крупнейшие дворцово-парковые ансамбли XVIII-XIX веков в Европе.

13. Крупнейшие дворцово-парковые ансамбли XVIII-XIX веков в России.

14. Трагедия познания в «Фаусте» Гете.

15. Поэзия Г.Р. Державина.

16. Творческий путь В.А. Жуковского.

17. В.А. Жуковский – гений художественного перевода.

18. Поэзия европейского романтизма.

19. Образ собора в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери».

20. Музыка европейского романтизма.

21. Русская музыка XIX века.

22. Жанр романса в русской музыкальной культуре XVIII-XIX веков.

23. Творчество М.И. Глинки.

24. Творчество П.И. Чайковского.

25. Поэты пушкинской поры.

26. Лирика А.С. Пушкина.

27. Образ России в произведениях А.С. Пушкина.

28. Лирика М.Ю. Лермонтова.

29. Романы Г. Флобера.

30. Художественный мир Ч. Диккенса.

31. Образ скупого в мировой литературе.

32. Реализм Бальзака.

33. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир».

34. .Нравственные искания героев романов Л.Н. Толстого.

35. «Диалектика души» как принцип художественного изображения Л.Н. Толстого

36. Полифония романов Ф.М. Достоевского.

37. Реализм в русской живописи XIX века.

38. Творчество русских художников-передвижников.

39. Живопись художников барбизонской школы.

40. Русское оперное искусство.

41. Западноевропейская опера XIX века.

42. Натурализм в европейской литературе. Э. Золя.

43. Живопись западноевропейского импрессионизма.

44. Импрессионизм в музыке.

45. Поэтика «малой формы» в творчестве А.П. Чехова.

46. Поэзия французского символизма.

47. Русские поэты серебряного века.

48. Модернизм в живописи.

49. Искусство русского авангарда XX века.

50. Роман Г. Гессе «Игра в бисер» как выражение идей «культуры-игры».

51. Принцип созерцания в японском парковом искусстве.

52. Тема потерянного поколения в зарубежной литературе.

53. Наиболее значительные мастера современной зарубежной прозы.

54. Наиболее значительные мастера современной зарубежной поэзии

55. Творческий портрет деятеля художественной культуры XX века.

56. Явление джаза в музыке.

57. Стиль кубизма в европейской живописи.

58. Искусство балета в России.

59. Зарубежный балет.

60. Искусство современной книги.

61. Явление сюрреализма в европейской живописи.

62. Мифологические сюжеты в зарубежной литературе XX в. (Т. Манн).

63. Мифологические сюжеты в русской литературе XX в. (М. Булгаков).

64. Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии.

65. Русские поэты-переводчики.

66. Искусство кино XX века.

67. Выдающиеся художественные музеи мира.

68. Постмодернистские романы В. Пелевина.

69. Наиболее значительные художественные музеи России.

70. Наиболее значительные художественные музеи мира.

71. Архитектурный портрет Владивостока.

72. Художественные музеи Приморья.

73. Творческий портрет деятеля художественной культуры Приморья.

IV. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

 

1. Боголепова Т.Г., Модина Г.И., Ознобихина Н.А., Первушина Е.А. Культурология. История мировой культуры. Владивосток, 2000.

2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. Очерки в 2-х томах. М., 1968; 1975.

3. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. Учебное пособие. Минск, 1997.

 

Дополнительная

 

1. Мировая художественная культура. Под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2001.

2. История всемирной литературы. В 9 т. М. Начала изд. с 1983 г.

3. Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. М, 1962-1978.

4. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. М. 1962.

5. Краткая литературная энциклопедия.

6. Музыкальный энциклопедический словарь. М.. 1982.

7. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. (любое издание).

8. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2001.

9. Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.

10. Бартеньев И. Архитектура. М.,1960.

11. Беда Г. Живопись и ее изобразительные средства. М., 1974.

 

 

4. романский стиль, готика, классицизм, барокко, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», декаданс, импрессионизм, натурализм, символизм, акмеизм, модернизм, авангардизм, экзистенциализм, сюрреализм, абстракционизм, постмодернизм, всемирная (мировая) литература.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.