Государственная тайна защищается на основе Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне». Он определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а систему защиты государственной тайны – как совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Не подлежит отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
ü О чрезвычайных происшествиях, катастрофах и их последствиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а текже о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
ü Состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
ü Привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;
ü Фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
ü Размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ; состоянии здоровья высших должностных лиц России;
ü Фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;
Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд (ст. 7 Закона).
В соответствии со ст. 20 Закона к органам защиты государственной тайны относятся:
ü Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
ü Федеральные органы исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и их территориальные органы;
ü Организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом.
Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством, и с учетом специфики проводимых ими работ.
Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
ü Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
ü Согласие на частичные или временные ограничения их прав;
ü Письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;
ü Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
ü Принятие решения руководителем органа государственной власти или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо (ст. 21 Закона).
В соответствии со ст. 22 Закона основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
ü Признание лица судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
ü Наличие у лица медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
ü Постоянное проживание лица и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
ü Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
ü Уклонение лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации и в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или суд.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
ü Расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
ü Однократного нарушения предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
ü Возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд (ст. 23 Закона).
Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны установлена несколькими статьями УК: 275 («Государственная измена»), 276 («Шпионаж»), 283 («Разглашение государственной тайны»), 284 («Утрата документов, содержащих государственную тайну»).
Контрольные вопросы
1. Дайте определение государственной тайне.
2. Перечислите категории сведений, относимых к государственной тайне.
3. Назовите меры, принимаемые органами государственной власти, по защите государственной тайны.
4. Каковы правовые основы защиты государственной тайны в Российской Федерации.
5. Дайте характеристику прав граждан Российской Федерации на получение информации.