Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Информация как объект защиты



ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕН-НОЙ ТАЙНЫ

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Информация как объект защиты

 

 

в соответствии со ст. 2 ФЗ от 20 февраля 1995 года 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Под данное определение попадает любая информация – как устная, так и письменная. В зависимости от характера информации законодательство устанавливает различные правила ее защиты (ст.2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»).

В соответствии со ст. 139 ГК информация является одним их объектов гражданских прав. Однако гражданское законодательство устанавливает правила защиты лишь той информации, которая имеет коммерческую ценность. В соответствии со ст. 139 ГК, которая называется «Служебная и коммерческая тайна», информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к ее охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Правила ГК конкретизируются Федеральным законом от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В соответствии с ним коммерческая тайна – это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю получить коммерческую выгоду (ст. 3). Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо (ст. 4).

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

üСодержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

üСодержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

üО составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

üО загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечении безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

üО численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

üО задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

üО нарушении законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

üОб условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

üО размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

üО перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

üОбязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами (ст. 5).

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке. На предоставляемых документах, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя: для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства (ст. 6).

Меры по охране конфиденциальности информации признается разумно достаточными, если:

ü Исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

ü Обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (с. 10).

Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений, является работодатель (ст.8). в целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

ü Ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты;

ü Ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

ü Создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:

ü Выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

ü Не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;

ü Не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течении срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, если указанное соглашение не заключалось;

ü Возместить работодателю ущерб, если работник виновен в разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

ü Передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

Работодатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков лицом, прекратившим с ним трудовые отношения, в случае, если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой это лицо получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если разглашение такой информации последовало в течение трех лет после прекращения трудового договора. Причиненные убытки не возмещаются работником или прекратившим трудовые отношения лицом, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, явилось следствием непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны (ст. 11).

Охрана конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений предполагает определение договором условий охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора в соответствии с гражданским законодательством, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору. Контрагент обязан незамедлительно сообщить обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, о допущенном контрагентом либо ставшем ему известным факте разглашения или угрозы разглашения, незаконном получении или незаконном использовании информации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицам. Сторона, не обеспечившая в соответствии с условиями договора охраны конфиденциальности информации, переданной по договору, обязана возместить другой стороне убытки, если иное не предусмотрено договором (ст. 12).

Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации. Составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Органы государственной власти, иные органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющую коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечено к ответственности в соответствии с Федеральным законно «О коммерческой тайне» (ст. 14).

Грифы нанесенные до вступления в силу Федерального закона «О коммерческой тайне» на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, что меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями данного Федерального закона (ст. 16).

В соответствие со ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация (т.е. зафиксированная на материальном носителе (бумаге, дискете и др.) с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать), отнесенная к категории ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную, к которой относятся и документированные персональные данные о гражданах как налогоплательщиках, работниках и т.д. Следует подчеркнуть, что ст. 24 Конституции РФ не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

В соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» к данным сведениям относятся:

ü Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (например, сведения о кандидате в депутаты);

ü Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

ü Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и другими федеральными законами (служебная тайна);

ü Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (врачебная, нотариальная адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

ü Сведения, связанные с коммерческой деятельностью доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и другими федеральными законами (коммерческая тайна);

ü Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Сохранение конфиденциальности информации обеспечивается обладающими ею заинтересованными лицами.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

ü Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

ü Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

ü Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

ü Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан (ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»).

Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в суде.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты информации, в частности, являются:

ü Предотвращение утечки, хищения, искажения, подделки информации;

ü Предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

ü Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных;

ü Сохранение государственной тайны.

Отдельные правила об информации содержатся и в других нормативных актах, в частности, в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

За нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации и разглашение информации с ограниченным доступом установлена административная ответственность соответственно ст. 13.12 – 13.14 КоАП. На защиту информации направлены и положения ст. 183 УК, устанавливающие ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.