Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике



 

Под доходами обычно понимается сумма денежных средств, получаемая за определенный промежуток времени и предназначаемая для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В связи с тем, что в рыночной экономике основная часть потребительских благ и услуг реализуется в качестве товаров, уровень потребления населения определяется главным образом уровнем доходов.

Следует различать номинальный, располагаемый и реальный доходы. Номинальный доход – это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен. Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход. Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Другими словами, реальный доход – это располагаемый доход с учетом инфляции.

Основными каналами поступления доходов являются: трудовые доходы работников, представляющие собой оплату физических и умственных способностей людей, применяемых в процессе производства. Трудовые доходы наемных работников поступают главным образом в форме заработной платы и премий;

предпринимательский доход – это часть прибыли, оставшаяся в распоряжении предпринимателя после уплаты процентов за взятый им кредит. Предпринимательский доход зависит от эффективности хозяйствования и является вознаграждением за предпринимательские способности и предприимчивость предпринимателя;

доходы от собственности в виде процентов по вкладам, дивидендов, ренты и др.;

социализированные доходы, поступающие независимо от трудового вклада. К ним относятся выплаты из общественных фондов потребления, трансфертные платежи, поступающие от государства, – пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и т.д.;

доходы от теневой экономики, т.е. от совокупности неучтенных и противоправных видов экономической деятельности.

В странах с развитой рыночной экономикой все доходы подразделяются на две группы: доходы, полученные от участия в труде и предпринимательской деятельности (заработная плата и прибыль), и так называемые нетрудовые доходы, приобретенные на законном основании (проценты, дивиденды, арендная плата и др.). Особенностью последнего десятилетия является быстрый рост нетрудовых доходов, чему способствовало многократное увеличение числа держателей акций среди различных слоев населения.

В современный переходный период к рыночной экономике уравнительное распределение доходов, называемое распределением по труду, уступает место рыночным принципам распределения. При этом государство на макроуровне не смогло создать необходимых условий для зарабатывания доходов, произошла легализация значительной части средств из теневой экономики, поэтому наряду со значительным уменьшением уравнительности в текущих доходах населения наблюдается их прогрессирующая дифференциация, которая имеет главным образом незаработанную основу. Сегодня возможность получения более высоких доходов зависит не от непосредственно личных способностей, компетентности и квалификации, а от близости к тому или иному каналу привилегированного распределения, удачного устройства.

Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов. Так, функциональное распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства. Распределение дохода по его величине отражает распределение созданного в стране дохода между семьями или отдельными лицами.

Проблемами распределения доходов занимался еще в начале XX в. В.Парето, который установил, что неравенство в доходах присуще всем государствам примерно в одинаковых пропорциях.

Для определения степени неравенства в доходах используется кривая Лоренца. Чтобы построить кривую, по горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.

Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей даст кривую Лоренца, показывающую степень неравенства в распределении доходов. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая АР, когда 20 % семей располагают 20 % совокупного дохода, 40 % семей – 40 % и т.д.

Рис. 20.1. Кривая Лоренца

 

Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.

Следует отметить, что личный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее.

Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини, который определяется как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади фигуры H (см. рис. 20.1). Коэффициент Джини позволяет выявить динамику дифференциации населения: чем выше величина коэффициента, тем выше неравенство в распределении доходов.

Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. В России в период с 1991 по 1994 г. децильный коэффициент увеличился с 5,4 до 18, в США он равен 6, в Швеции – 3.

К причинам неравенства в распределении доходов кроме отсутствия условий для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов, они носят как объективный, так и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?

Аргументом в пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, приносящее максимально возможную совокупную полезность в обществе. Кроме того, политика государства по выравниванию доходов является социально привлекательной.

Главный довод против равенства в доходах – это постепенное разрушение мотивационного механизма, а следовательно, потери в объеме выпускаемого продукта и производительности труда.

С проблемами дифференциации доходов связаны проблемы бедности и социальной справедливости в обществе. Еще в прошлом веке Т.Мальтус считал бедность неизбежным результатом несоответствия между ростом населения и уменьшающимися запасами средств существования. Его теорию опровергли увеличение производительности ресурсов и усиление контроля за рождаемостью.

К.Маркс, критикуя Мальтуса за перенос биологических законов развития на общество, признавал бедность неизбежным спутником капиталистического общества. Он предсказывал, что вследствие погони за прибылью бедные будут становиться все беднее, а богатые богаче. Эта теория также не нашла своего подтверждения в реальной жизни.

Рыночная экономика сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту функцию берет на себя государство, перераспределяя уже распределенные доходы. К способам перераспределения доходов государством принадлежит, прежде всего, проведение соответствующей фискальной политики. Государство имеет возможность осуществлять трансфертные платежи наименее защищенным слоям населения, стимулировать предпринимательство и эффективность производства, формировать фонды общественного потребления, фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, реализовывать государственные программы социальной защиты, развития непроизводственной сферы и т.д.

Важным средством перераспределения доходов выступает установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальной ставки заработной платы, субсидирование отдельных отраслей и производств. В целом, касаясь политики доходов, можно сказать, что здесь необходимо найти тот ее вариант, который позволит сочетать социальное спокойствие с устойчивым экономическим ростом.

В переходный период к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен необходимо приведение в соответствие относительно фиксированных доходов повышению стоимости жизни. Способами реализации этого соответствия являются компенсации, адаптация и индексация доходов.

Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления, компенсация носит дифференцированный характер, преимуществом обладают социально уязвимые слои населения.

Адаптация – это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимума заработной платы) по мере роста стоимости жизни.

Индексация доходов представляет собой автоматическую корректировку номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В республике индексация доходов производится согласно закону об индексации доходов с учетом инфляции. В качестве индексируемых величин могут выступать заработная плата, сбережения, социальные выплаты и пособия, шкала подоходного налога. В условиях инфляции индексация может быть лишь частичной, предполагать четкое обеспечение адресности индексационных выплат и дифференцированный подход при разработке механизмов заработной платы по отраслям.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.