Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Законодательные основы вексельного обращения в Российской Федерации



Вексельное законодательство в России отражает этапы формирования и развития внутреннего вексельного рынка.

Векселя появились в России еще в XYII в. Документом, регулировавшим вексельный оборот до революции 1917 г., был Вексельный устав (последняя его редакция, разработанная выдающимся правоведом П.П. Цитовичем по поручению министра финансов С.Ю. Витте, была принята в 1902 г.).

В течение первых послереволюционных лет векселя не использовались. Но с начала нэпа, допустившего, хоть и в урезанном виде, товарно-денежные отношения и взаимное кредитование хозяйственных организаций, вновь возникла потребность в векселях. Вексельная форма взаимоотношений между государственными, а также кооперативными предприятиями получила довольно широкое развитие. Этому способствовало принятое советским правительством в 1922 г. Положение о векселях, разработанное на основе Вексельного устава 1902 г.

Однако упразднение в ходе кредитной реформы 1930 г. системы коммерческого кредита и ликвидация хозяйственной самостоятельности предприятий сделали ненужным институт векселя. По этой причине СССР не принимал участие в состоявшейся в 1930 г. в Женеве международной конференции, на которой были подписаны три вексельные конвенции, имевшие целью унифицировать порядок выпуска и обращения векселей в разных странах: «О Единообразном законе о переводных и простых векселях» (в литературе он часто называется как Единообразный вексельный закон; далее - ЕВЗ), «О разрешении некоторых коллизий законодательства о переводных и простых векселях», «О гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей».

Но отказаться от использования векселей во внешнеторговых сделках было нельзя, и в 1936 г. СССР присоединился к Женевским вексельным конвенциям. В 1937 г. они были ратифицированы после принятия постановления ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» от 7 августа 1937 г. N 104/1341.

В 1940 г. правительственными органами страны был подготовлен проект о восстановлении вексельного обращения в СССР. Проектом предусматривалось, что с 1 февраля 1941 г. расчеты с предприятиями будут осуществляться в вексельной форме. Три известных экономиста того времени М.И. Боголепов, Г.А. Козлов и З.В. Атлас дали экспертные заключения по данному проекту, и все три были взаимоисключающими. М.И. Боголепов поддержал проект, но считал, что неакцептованный вексель не будет в ходу. Г.А. Козлов был против акцептованных векселей. А З.В. Атлас вообще был против вексельного обращения в промышленности, поскольку считал, что в этом случае предприятия перейдут на самофинансирование, но проблему неплатежей все равно не решат. Впрочем, он не возражал против того, чтобы оставить вексель при взаиморасчетах в оптовой и розничной торговле.

Начавшаяся в скором времени война помешала утверждению проекта, а потом к этому вопросу не возвращались, поскольку в условиях централизованной экономики основным платежным средством являлись безналичные деньги и в векселях потребности не возникало [32. С.40-41].

Переход России в начале 1990-х гг. к созданию рыночной экономики сопровождался возрождением коммерческого кредитования, а значит, и векселя, развитием новых форм банковской деятельности, основанных на его использовании. Но вексельное обращение могло развиваться на базе соответствующего законодательства. Это требовало либо подтверждения действия на территории Российской Федерации Положения о переводном и простом векселе от 7 августа 1937 г., либо разработки новых законодательных и нормативных документов по регулированию выпуска и обращения векселей.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР «О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР» от 24 июня 1991 г. N 1451-1 Россия вновь подтвердила приверженность Женевским вексельным конвенциям, признав правомочность действия на территории республики Положения о переводном и простом векселе [1]. Постановление разрешало хозяйствующим субъектам осуществлять поставку продукции (выполнять работы, оказывать услуги) в кредит с взиманием с покупателей (потребителей, заказчиков) процентов, используя для оформления таких сделок векселя. Оно также предписывало Центральному банку РСФСР разработать порядок совершения банками операций с векселями. В результате появилось письмо Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) «О банковских операциях с векселями» от 9 сентября 1991 г. N 14-3/30 с приложением к нему Рекомендаций по использованию векселей в хозяйственном обороте, преследовавшее цель «более полного понимания специалистами банков значения и механизма использования векселей в хозяйственном обороте»[2].

Среди законодательных актов по вопросам вексельного обращения выделяется указ Президента РФ «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» от 19 октября 1993 г. N 1662. Пункт 3 этого указа предписывал «...осуществить переоформление коммерческими банками просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций всех форм собственности по состоянию на 1 ноября 1993 г. срочными долговыми обязательствами (простыми финансовыми векселями) единого образца». Главным образом по причине содержания такой директивы указ профессионалы назвали указом о принудительной векселизации России. Он был подвергнут критике со стороны специалистов фондового рынка и банков. В.В. Геращенко, руководивший в то время Банком России, обратился с письмом к президенту [10]. В письме указывалось на наличие в указе спорных, а порою парадоксальных положений, которые делали невозможным его реализацию. Тем не менее в продолжение названного указа издается Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» от 23 мая 1994 г. N 1005 (векселю посвящены пп. 3 и 4), в котором дается поручение Правительству РФ и Центральному банку РФ завершить до 1 августа 1994 г. разработку нормативных документов, регулирующих порядок применения предприятиями векселей единого образца.

Образцы бланков простого и переводного векселей и порядок их применения были утверждены постановлением Правительства РФ «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения» от 26 сентября 1994 г. N 1094. В п.1 постановления было указано «... признать необходимым при проведении расчетов с использованием векселей применять стандартные бланки единого образца». Формулировка «признать необходимым» говорит о рекомендательном характере использования единых вексельных бланков. Однако не всеми данная формулировка была понята как рекомендательная: считалось, что если вексель выдан не на специальном бланке установленной формы, а например, на простом листе бумаги, то он должен быть признан изначально недействительным и не порождающим ничьих прав и обязанностей по нему. К сожалению, даже Высший арбитражный суд косвенным образом (письмом от 21 октября 1994 г. N 03-47) признал обязательность использования вексельных бланков. Однако применение бланков векселей единого образца носит исключительно рекомендательный, но не обязательный характер. То есть вексель на простом листе бумаги имеет ту же силу, что и вексель на бланке. Разница между ними заключается всего лишь в их внешнем оформлении. Данный вывод исходит из ст.3 Конвенции о коллизиях вексельных законов, которая предусматривает, что любые правила по форме принятия вексельных обязательств (а бланк - это и есть форма принятия такого обязательства) могут устанавливаться только законом страны - участницы Женевской конвенции. В федеральном законе «О переводном и простом векселе» такого нет.

Бланки векселей единого образца могут использовать только предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, кроме предприятий и организаций, состоящих на бюджетном финансировании, при заключении ими хозяйственных сделок на срок не более 180 дней. Министерству финансов РФ было поручено обеспечивать централизованное изготовление бланков векселей и устанавливать единую цену их реализации на всей территории страны. Эти бланки по сегодняшний день используются большинством предприятий при оформлении своих обязательств. Исключение составляют банки, которые разрабатывают собственные образцы вексельных бланков и организуют процесс их печати. На этих собственных бланках банки и оформляют свои долговые обязательства. На начальном этапе выпуска банками векселей практически все бланки векселей, помимо простой вексельной метки (в виде слова «вексель»), имели указание на наименование их эмитента - банка, что, в принципе, не соответствовало Положению о переводном и простом векселе в части заполнения реквизитов векселя (см. разд.2.3).

Помимо законодательных актов, в это время разрабатываются различные инструктивные материалы, необходимые для практической работы с векселями. Это, кроме уже названного письма ЦБ РФ «О банковских операциях с векселями» от 9 сентября 1991 г., письмо Банка России «Об операциях коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке бухгалтерского учета банковских операций с векселями» от 23 февраля 1995 г. N 26, письмо Министерства финансов РФ «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» от 31 октября 1994 г. N 142, инструкции Минюста. Однако требования перечисленных нормативных документов плохо претворялись в жизнь и не давали сколько-нибудь положительного эффекта в части регулирования вексельных обязательств. Оставалось достаточно много спорных и неурегулированных вопросов, для разрешения которых необходимо было дальнейшее развитие нормативной базы в сфере вексельного обращения. Развитие такой базы сдерживало прежде всего отсутствие закона в этой области. Поэтому в начале 1997 г. первоочередной задачей стало принятие закона, регламентирующего выпуск и обращение векселей. Он должен был упорядочить процесс выпуска и обращения векселей на территории РФ, а также разрешить все спорные вопросы, которые появились в результате сложившейся практики вексельного обращения.

Принятие и утверждение федерального закона «О переводном и простом векселе» шло долгое время. На обсуждение Государственной Думы было представлено два законопроекта. Первый был разработан специалистами ЦБ РФ, Министерства финансов РФ, Московской Центральной фондовой биржи, ряда коммерческих банков (Церих, Тверьуниверсалбанк, Альфа-банк, Поли-банк). Достоинством данного законопроекта было его достаточно точное соответствие Единообразному вексельному закону как по структуре, так и по содержанию и формулировке отдельных статей. Во втором, альтернативном, законопроекте была сделана попытка соединить Единообразный вексельный закон и национальные особенности вексельного обращения. Он был разработан специалистами Международного института развития правовой экономики. По оценке специалистов, отход от структур Единообразного вексельного закона и стремление к детализации, характерное для данного законопроекта, стало причиной того, что некоторые статьи проекта, сформулированные более подробно, чем в ЕВЗ, вошли в противоречие с ним.

«Альтернативный» проект содержал такое нововведение, как бездокументарные векселя. Бездокументарный вексель должен был представлять собой ценную бумагу, появление или прекращение права требования по которой предполагало фиксацию в журнале или компьютерном реестре. Ответственность за правильность ведения реестров должны были нести операторы.

Против обращения таких векселей выступили Минфин России и ЦБ РФ. Их мотивации основывались на противоречии обращения таких векселей Единообразному вексельному закону, который не предусматривает бездокументарной формы векселей. Сторонник обращения векселей бездокументарной формы - Федеральная комиссия на рынке ценных бумаг (ФКЦБ) строила свои утверждения на том, что Женевская конвенция «О разрешении некоторых коллизий законодательства о переводных и простых векселях» предусматривает возможность для государств самостоятельно устанавливать у себя действующую форму векселя. Однако такая форма векселя должна быть закреплена в федеральном законе и иметь все реквизиты, перечисленные в ЕВЗ. Из него однозначно следует, что вексель может оформляться только на бумаге. Авторы Женевской конвенции и не предполагали, что вексельные расчеты можно вести по компьютерным сетям. К тому же организовать сегодня в России выпуск и обращение векселей в бездокументарной форме не позволяют технический уровень развития единой инфраструктуры рынка ценных бумаг, находящейся до сих пор на стадии формирования, и отсутствие стандартов операций с бездокументарными ценными бумагами. Помимо прочего, выпуск векселей в бездокументарной форме требует проработки целого ряда вопросов, таких как переуступка права требования по векселю, осуществление процедуры протеста по векселю, соблюдение права векселедержателя иметь информацию о предыдущих индоссантах и т.д.

Удобство векселя в немалой степени связано как раз с его бумажной формой и возможностью индоссировать вексель посредством бланкового индоссамента. Платеж по векселю с бланковым индоссаментом совершается в пользу его предъявителя, и передача такого векселя осуществляется путем простого вручения бланка векселя как обычной ценной бумаги на предъявителя. Выпуск же ценных бумаг на предъявителя в соответствии со ст. 16 федерального закона «О рынке ценных бумаг» допускается только в документарной форме.

Тем не менее бездокументарные векселя стали применяться в практике в соответствии с положениями ФКЦБ «Об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей» от 21 марта 1996 г., «О сертификации операторов системы обращения простых бездокументарных векселей» и Стандарта деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей. Соглашение об участии в программе выпуска векселей в безбумажной форме подписали главы администраций ряда регионов (Новосибирской, Кемеровской, Омской, Тюменской областей, республики Хакассии, Ханты-Мансийского и Эвенкийского автономных округов, Алтайского и Красноярского краев).

Многие банки также активно подключились к этой программе, ставя целью открытие новых возможностей по расширению объемов эмиссии собственных векселей и проводимых с ними операций. Однако ЦБ РФ телеграммой от 5 июля 1996 г. N 99-96 запретил кредитным организациям обязываться по бездокументарным векселям как противоречащим положениям ЕВЗ, тем самым закрыв им доступ на этот сегмент вексельного рынка. По мнению Центробанка, бездокументарные векселя являются ничем иным, как еще одним денежным суррогатом, и их распространение в России создало бы угрозу стабильности денежной системы.

Принятый федеральный закон «О переводном и простом векселе» разрешил спор в пользу документарных векселей. В ст. 4 закона указывается, что вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе).

Выделим некоторые другие положения данного закона.

Статья 1 закона устанавливает действие на территории Российской Федерации Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г., на основании которого получило юридическую силу Положение о переводном и простом векселе.

Статья 2 закона практически запрещает Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям не только эмитировать собственные векселя, но и каким-либо образом обязываться по векселям за исключением случаев, специально предусмотренных законом (по мнению юристов, в общем случае это фактически является запретом). Этот запрет не распространяется на ранее выпущенные ими векселя. Значение данной статьи трудно переоценить, особенно относительно векселей, выпускаемых субъектами Российской Федерации (объем выпуска муниципальных векселей составлял в целом по стране менее 20% [12. С.6]). Все попытки Минфина России ограничить эмиссию векселей субъектами федерации наталкивались на сопротивление последних. Это же сопротивление препятствовало принятию закона.

Соглашаясь с общей негативной оценкой, даваемой таким векселям с позиции формирования и исполнения региональных бюджетов, следует все же признать, что векселя областных и городских администраций сыграли свою положительную роль в обучении широкого круга операторов, в том числе специалистов предприятий, работе с векселями. Векселя администраций можно считать азбукой, по которой целое поколение бухгалтеров и экономистов училось практической работе на рынке ценных бумаг.

Наложение запрета на выпуск субъектами федерации векселей изменило их подход к способу привлечения заемных средств. Они стали активно выпускать облигационные займы. В 1997 г. по сравнению с 1996 г. общее количество зарегистрированных эмиссий облигаций региональных администраций возросло с 39 до 313, т.е. более чем в 8 раз, а суммарный объем эмиссий с 10 789,3 до 29 349,5 млрд р., т.е. почти в 2,1 раза [16. С.11][3]. Облигации являются эмиссионными ценными бумагами, и их выпуск возможен после регистрации условий выпуска, в ходе которой осуществляется контроль над объемами эмиссии и источниками погашения долга. Тем самым принятие закона о векселях способствовало тому, что эмиссия долговых обязательств начала принимать цивилизованные формы.

Статья 3 устанавливает размер процента и пени по векселям на уровне учетной ставки Центрального банка РФ. В Положении о переводном и простом векселе (ст. 48 и 49) определены процент в случае предъявления иска по векселю в размере 6% и пени - 3% со дня срока платежа. Именно эти ставки приходилось применять при рассмотрении исков к лицам, обязанным по векселям. Между тем применение столь низких для российских условий процентных ставок существенно ущемляло интересы векселедержателей и создавало необоснованные преимущества неплательщикам, обязанным по векселям. Введение новых условий возмещения потерь векселедержателей (на уровне ставки рефинансирования) защитило интересы последних.

Для судебной практики, а следовательно и для всех держателей просроченных или ненадежных векселей, имеет важное значение ст. 5 закона, которой устанавливается упрощенный способ взыскания задолженности по векселям: на основании судебного приказа по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм. Если требование основано на протесте векселя в связи с неплатежом, неакцептом или недатированием акцепта, совершенном нотариусом, судья после уведомления должника и истечения срока, предоставляемого должнику для исполнения требования либо обоснования отказа от исполнения, единолично выдает судебный приказ (постановление) о взыскании. Судебный приказ исполняется в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Упрощенный порядок рассмотрения исков по векселям, конечно, не означает, что кредиторы будут полностью защищены от неисправных должников. Он предполагает лишь сокращение судебных издержек и сроков рассмотрения претензий, но не гарантирует самого взыскания.

Несомненно, вопросы законодательства являются основополагающими для обеспечения правовой среды существования бизнеса, но не менее сильное влияние оказывают на его состояние макроэкономическая ситуация в России, непоследовательность в управлении, бездействие механизмов разграничения полномочий федеральных органов, отсутствие опыта, элементарной культуры и предпринимательской этики, неразвитость рыночной инфраструктуры. Все это способствовало гипертрофированному развитию векселя как средства платежа, превратившему его в своеобразный суррогат денежных средств.

Принятие закона позволяет надеяться на стабилизацию ситуации в сфере вексельного обращения[4]. Такие меры, предусмотренные в нем, как запрет бездокументарной формы векселей, ограничение их выпуска федеральными и муниципальными органами власти, ужесточение процедур протеста векселя и взыскания вексельной суммы должны привести к упорядочению вексельного обращения, снижению доли фиктивных векселей, а также к тому, что вексель станет обслуживать преимущесвенно коммерческий (товарный) оборот, как это происходит в развитых западных странах. Относительная простота векселя, развитость форм и длительная мировая практика его применения объясняют популярность векселя на российском фондовом рынке. Его роль в торговом обороте будет расти. Поэтому весьма важно наличие проработанного вексельного законодательства, что делает необходимым дальнейшее его совершенствование.

2. Понятие, виды и содержание векселя

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.