Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бюджетный процесс и его стадии.



Бюджетный процесс - это регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины.
Бюджетный кодекс Украины определяет следующие стадии бюджетного процесса:
1)составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины и решений о местных бюджетах;
3) выполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесения изменений в закон о государственном бюджете Украины, а также решение о местных бюджетах;
4) подготовка и рассмотрение отчета об исполнении бюджета и принятия решения по нему.
С начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их выполнении весь бюджетный процесс проходит под контролем Верховной Рады Украины и местных органов самоуправления.
Продолжительность стадий бюджетного процесса различна в отдельных странах, но в большинстве случаев весь процесс длится в среднем около двух лет.
Бюджет составляется на год. Этот период называется бюджетного периода и в Украине он совпадает с календарным годом. Однако есть ряд государств, в которых бюджетный год не совпадает с календарным. Например, в США бюджетный год длится с 1-го октября по 30-е сентября, в Швеции - с 1-го июля по 30-е июня, в Японии - с 1-го апреля по 31-е марта.

Согласно статье 3 Бюджетного кодекса (Бюджетный период):
1. Бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему, составляет один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года. Непринятие Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины к 1 января не является основанием для установления другого бюджетного периода.
2. Согласно Конституции Украины бюджетный период для Государственного бюджета Украины за особых обстоятельств может быть иным, чем предусмотрено частью первой настоящей статьи.
3. Особыми обстоятельствами, при которых Государственный бюджет Украины может быть принято на другой, чем предусмотрено частью первой настоящей статьи, бюджетный период, являются:
1) введение военного положения;
2) объявления чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях;
3) объявления отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации, необходимость устранения природных или техногенных катастроф.
4. В случае принятия Государственного бюджета Украины на другой, чем предусмотрено частью первой настоящей статьи, бюджетный период местные бюджеты могут быть приняты на такой же период.

В бюджетном процессе значительную роль играет бюджетное планирование, составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение, поскольку от правильного определения плановых показателей бюджета зависит также и качество его выполнения.

Сущность бюджетного планирования характеризуется как научно обоснованный процесс определения объемов и источников формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства.
Особенностями бюджетного планирования как входящей подсистемы бюджетного процесса является то, что государство использует его для определения уровня централизации финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, методов мобилизации денежных средств в централизованный фонд, направлений использования бюджетных средств в соответствии с принципами экономической политики государства. Именно с помощью бюджетного планирования можно обеспечить надлежащее функционирование бюджетной системы государства и постепенный рост темпов социально-экономического развития.
В процессе бюджетного планирования обеспечиваются необходимые финансовые пропорции согласно программе экономического и социального развития; определяются объемы дохода бюджета и резервы их роста, а также объемы расходов и резервы их сокращения; создается надлежащая финансовая база социальной защиты населения; распределяются доходы и расходы между отдельными звеньями бюджетной системы, образуются государственные материальные и бюджетные резервы.
Бюджетные резервы, в свою очередь, должны обеспечивать межотраслевые пропорции в экономике, содействовать решению самых значительных экономических задач, осуществлению прогрессивных структурных изменений в народном хозяйстве, реализации новых научно-технических достижений.
Организация бюджетного планирования предусматривает следующие этапы: составление, рассмотрение и утверждение бюджетов.
Составлению проекта бюджета предшествует большая длительная подготовительная работа, которая проводится Кабинетом Министров Украины, Министерством экономики Украины, Министерством финансов Украины и их органами на местах.
Не позднее 1-го июня в Верховной Раде Украины происходят парламентские слушания по вопросам бюджетной политики на следующий бюджетный период.

Бюджетная политика – комплекс юридических, экономических, организационных мероприятий касаемо составления бюджетов, регулирования бюджетного процесса, организации бюджетного контроля.

Содержанием бюджетной политики на продолжении бюджетного процесса является определение курса, заданий и содержания деятельности государства в сфере формирования и использования бюджетных фондов, регулирования потоков государственных финансовых ресурсов.

Приоритетными заданиями и главными параметрами бюджетной политики являются:

1. Создание равных условий для развития реального сектора экономики и достижения макроэкономической стабильности.

2. Обеспечение реализации справедливой государственной политики касаемо социальной защиты и социального обеспечения населения.

3. Реформирование бюджетной сферы, в частности отрасли охраны здоровья, образования, усовершенствование структуры бюджетных расходов на науку, увеличение финансовой самодостаточности бюджетов территориальных общин, усовершенствование системы межбюджетных трансфертов.

С докладом об Основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период выступает премьер-министр Украины или по его поручению министр финансов Украины.
Кабинет Министров Украины подает в Верховную Раду Украины проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период, где содержатся предложения Кабинету Министров Украины относительно:
1) предельного размера дефицита (профицита) Государственного бюджета Украины в процентах к прогнозному годовому объему валового внутреннего продукта;
2) частицы прогнозного годового объема валового внутреннего продукта, который перераспределяется через сводный бюджет Украины;
3) предельного объема государственного долга и его структуры;
4) удельного веса объема межбюджетных трансфертов в расходах Государственного бюджета.
Основные направления бюджетной политики на следующий бюджетный период основаны на прогнозных макропоказателях экономического и социального развития Украинына следующий бюджетный период с указанием показателей объема валового внутреннего продукта, индекса потребительских и оптовых цен, прогнозируемого официального обменного курса гривны в среднем за год и на конец года, прогнозируемого уровня безработицы.
По результатам парламентских слушаний Верховная рада Украины принимает постановление об одобрении или взятии к сведению Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период.
Непосредственная работа по составлению проекта государственного бюджета выполняется по поручению Кабинета Министров Министерством финансов Украины. На практике процесс составления проекта бюджета длится около 7-ми месяцев (с марта по сентябрь) и охватывает многие согласованных операций.
Для подготовки предложений проекта Государственного бюджета Украины Министерство финансов Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов.
Главные распорядители бюджетных средств организуют разработку бюджетных запросов для представления Министерству финансов Украины в соответствии со сроками и порядком, установленным Министерством финансов Украины.
На основе анализа бюджетных запросов, представленных главными распорядителями бюджетных средств, министерство финансов Украины готовит проект закона о Государственном бюджете Украины и подает его Кабинета Министров Украины для рассмотрения.
Кабинет Министров Украины принимает постановление относительно одобрения проекта закона о Государственном бюджете Украины и подает его вместе с соответствующими материалами Верховной Раде Украины не позднее 15-го сентября года, предшествующего плановому.
Вместе с проектом закона о Государственном Бюджете Украины, одобренным Кабинетом Министров Украины, подаются:
1) пояснительная записка к проекту закона о Государственном бюджете Украины;
2) прогнозные показатели сводного бюджета Украины в соответствии с бюджетной классификации, а также сводный баланс финансовых ресурсов Украины;
3) перечень льгот на налоги, сборы и другие обязательные платежи с расчетом потерь доходов бюджета от их предоставления;
4) сведения и структура финансовых обязательств из государственного долга и государственных гарантий на текущий и следующий бюджетные периоды до полного погашения долговых обязательств, включая суммы на обслуживание государственного долга;
5) доклад о ходе выполнения Государственного бюджета Украины в текущем бюджетном периоде;
6) другие материалы, объем и форму которых определяет Кабинет Министров Украины.
Представленный проект Закона до 1-го октября подлежит предварительному рассмотрению комитетами Верховной Рады. После этого проект рассматривается в трех чтениях на пленарных заседаниях Верховной рады и принимается Верховной Радой до 1-го декабря года, предшествующего плановому.
Под исполнением бюджетов следует понимать обеспечения своевременного и полного поступления запланированных доходов, а также полного и непрерывного финансирования, предусмотренных бюджетом мероприятий.
Участие в исполнении бюджетов принимают предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, а также населения, которые напрямую связаны с доходами и расходами бюджетов.
Выполнение Государственного бюджета обеспечивает Кабинет Министров Украины. Министерство финансов Украины осуществляет общую организацию и управление выполнением Государственного бюджета Украины, координирует деятельность участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета.
В Украине применяется казначейская форма обслуживания Государств-ного бюджета Украины, которая предусматривает осуществление Государственным казначейством Украины таких операций:
1) операций со средствами государственного бюджета;
2) расчетно-кассового обслуживания распорядителей бюджетных средств;
3) контроля бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей;
4) бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении государственного бюджета.
В основу деятельности Государственного казначейства положен принцип "единой кассы", что позволяет в сочетании с централизованной казначейской телекоммуникационной системой иметь исчерпывающую информацию о ежедневном состоянии государственных финансов и обеспечивает возможность гибкого маневрирования государственными денежными ресурсами.
Непосредственно кассовое исполнение бюджета осуществляется через учреждения Национального банка, Укрэксимбанка, Укрсоцбанка, Проминвестбанка. Указанные банки осуществляют прием и зачисление на соответствующие счета бюджет налогов и сборов, прием и выдачу внебюджетных средств учреждений и организаций, финансируемых из местных бюджетов.
Государственный бюджет Украины выполняется за росписью, которая утверждается министром финансов Украины соответственно бюджетных назначений в месячный срок после вступления закона о Государственном бюджете Украины в силу.
По окончании бюджетного года Министерство финансов составляет Отчет об исполнении Государственного бюджета. Годовой отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины подается Кабинетом Министров Украины Верховной Раде Украины не позднее 1-го мая года, следующего за отчетным.
Годовой отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины включает такие части:
1) отчет о финансовом состоянии (баланс) Государственного бюджета Украины;

2) отчет об исполнении Государственного бюджета Украины;

3)отчет о движении денежных средств;
4) информацию о выполнении защищенных статей расходов Государственного бюджета Украины;

5) отчет о бюджетной задолженность;

 

6) отчет об использовании средств из резервного фонда Кабинета Министров Украины;

7) информацию о состоянии государственного долга;
8) отчет о кредитах и операциях, касающихся государственных гарантийных обязательств;

9) сводные показатели отчетов об исполнении бюджетов;

10) информацию о выполнении местных бюджетов;

11) другую информацию, признанную Кабинетом Министров Украины необходимой для объяснения отчета.

Отчет Кабинета Министров Украины перед Верховной Радой Украины представляет министр финансов Украины. Верховная Рада Украины может заслушать главных распорядителей средств Государственного бюджета Украины относительно использования ими бюджетных средств.
По результатам рассмотрения Верховная Рада Украины принимает решения относительно отчета о выполнении закона о Государственном бюджете Украины.
На всех стадиях бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль и аудит и оценка эффективности использования бюджетных средств.
Предметом бюджетного контроля являются денежные отношения, связанные с поступлением доходов в бюджет и использованием бюджетных средств в качестве расходов.
По формам бюджетный контроль, в зависимости от периодичности его осуществления, разделяют на предыдущий, текущий и заключительный.
По информационным обеспечением различают документальный и фактический контроль.
Исходя из характеристики особенностей бюджетного контроля, можно сделать вывод, что бюджетный контроль является объективно обусловленной составляющей процесса экономической деятельности и одной из функций управления бюджетной системой.
Бюджетный контроль является последней, заключительной подсистемой бюджетного механизма. Он дает возможность установить, насколько эффективно, рационально и законно использовались бюджетные средства, а также были задействованы все резервы по наполнению доходной части бюджетов.
Будучи заключительной подсистемой бюджетного механизма, бюджетный контроль обслуживает все этапы бюджетного процесса, что придает ему универсального характера управленческой деятельности.

 

Бюджетный механизм.

Составной часть общей системы управления экономикой, которая в значительной мере определяет характер экономической системы в целом является бюджетный механизм – совокупность определённых видов бюджетных отношений, разработанных и законодательно закреплённых в государстве методов мобилизации и использования бюджетных средств.

Бюджетный механизм включает определённые подсистемы, которые отображают методы бюджетного влияния на финансирование приоритетных направлений развития общества. В составе бюджетного механизма создаётся набор финансовых инструментов, с помощью которых реализуются бюджетные функции и обеспечивается эффективность бюджетного регулирования.

 

 

В состав бюджетного механизма входят:

1. Бюджетное планирование и прогнозирование (определение бюджетных макропоказателей, разработка проектов государственного и местных бюджетов, бюджета Пенс. фонда).

2.Бюджетные нормы и нормативы (ставки заработной платы, размеры пенсий, стипендий, ставки налогов, нормы затрат в бюджетных учреждениях).

3.Бюджетные стимулы (льготы касаемые налогов, бюджетные кредиты, предоставление финансовой поддержки и помощи).

4.Бюджетные санкции (санкции за нарушение налогового законодательства, санкции за нецелевое использование бюджетных средств, отмена предоставленных льгот).

5.Бюджетные лимиты и резервы (резервные фонды Кабинета Министров, резервные фонды городских советов, лимиты бюджетного финансирования).

Бюджетный механизм, через который осуществляется практическое использование финансов в экономике государства, выступает важным и действенным способом регулирования экономических и социальных процессов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.