В украинском законодательстве, а также в экономической литературе часто употребляется термин "бюджетные права" для характеристики статуса органов государственной власти и управления. Бюджетное право - это совокупность юридических норм, регулирующих деятельность органов государственной власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Особенность бюджетных прав состоит в том, что они по своим юридическим свойствам приближаются к обязанностям, в значительной мере одновременно и являются обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства. Итак, в большинстве случаев бюджетное право и обязанность объединены в одном полномочии. Основу бюджетно-правового статуса государственных органов власти и их территориальных подразделений составляет право на самостоятельный бюджет. Это право на получение соответствующих доходов, распределение и использование их на нужды определенных территорий, а также право на регулирование бюджетных отношений в пределах оговоренной компетенции. Содержание бюджетных прав Украины обусловлено ее суверенитетом. Независимость бюджетных прав суверенного государства предоставляет им особые признаки и отличает их от прав других субъектов. Роль бюджетных прав Украины заключается, в частности, в том, что бюджетные права Украины обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно осуществление государственного суверенитета. С помощью этих прав в распоряжении государственного органа власти образуется государственный бюджет, необходимый для функционирования Украины как суверенного государства, а также для выполнения ею своих внутренних и внешних задач. Определяющим элементом и причиной существования права регулирования бюджетных отношений является распределение доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы. Учитывая принципы распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы Украины, государство закрепило за центральным (государственным) бюджетом общегосударственные налоги и сборы, а за местными бюджетами - местные налоги и сборы, доходы, закрепляемые за местными бюджетами, а также доходы, которые передаются из бюджета высшего уровня в бюджет низшего уровня. Результатом такого распределения, является прежде, запрограммированная недостаток собственных доходов в большинстве местных бюджетов для покрытия необходимых расходов. Сбалансирования местных бюджетов в таком случае осуществляется посредством бюджетного регулирования, то есть передачи части средств бюджетов высшего уровня для сбалансирования бюджетов низшего уровня, или передачи запланированного превышения доходов над расходами по бюджетам низшего уровня в бюджеты высшего уровня. Бюджетно-правовой статус государственных и местных органов власти обобщенно составляет совокупность таких прав: - Право на собственный бюджет; - Право на получение бюджетных доходов и привлечения их к данному виду бюджета; - Право на использование бюджетных средств на нужды государства и местных органов власти по назначению; - Право распределения бюджетных доходов между бюджетами данной территории; - Право образования и использования в рамках бюджета целевых или резервных фондов. Место каждого из субъектов в системе административно-территориального деления влияет на конкретный перечень предоставляемых им бюджетных прав. Районные и городские органы власти (городов с районным делением) обладают более широким кругом бюджетных прав, поскольку они вступают в отношения не только с руководящими, но и с подчиненными органами власти. Поэтому ряд бюджетных прав отсутствует в низшей звене местных органов власти (сельских, поселковых). Например, таких как право на распределение доходов между бюджетами, надзор за выполнением подчиненных бюджетов.
Статья 4. Состав бюджетного законодательства: 1. Нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения в Украине, являются: 1) Конституция Украины; 2) этот Кодекс; 3) закон о Государственном бюджете Украины; 4) другие законы, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса; 5) нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, принятые на основании и во исполнение настоящего Кодекса и других законов Украины, предусмотренных пунктами 3 и 4 части первой настоящей статьи; 6) нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти, принятые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов Украины и нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи; 7) решения органов Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, принятые соответственно этому Кодексу, нормативно-правовых актов, предусмотренных пунктами 3, 4, 5 и 6 части первой настоящей статьи. 2. При осуществлении бюджетного процесса в Украине положения нормативно-правовых актов применяются лишь в части, в которой они не противоречат положениям Конституции Украины, этого Кодекса и закона о Государственном бюджете Украины. 3. Если международным договором Украины, представленным на ратификацию, установлены иные положения, чем в соответствующих нормах бюджетного законодательства Украины, такие положения принимаются отдельными законами о внесении изменений в соответствующие законы и рассматриваются Верховной Радой Украины одновременно с ратификацией международного договора Украины, которым такие положения предусмотрены. 4. Рассмотрение законопроектов, которые влияют на доходную или расходную часть бюджетов, осуществляется по особой процедуре, которая определяется статьей 27 настоящего Кодекса. Бюджетная инициатива - это право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. Такими правами наделены народные депутаты и Президент. Бюджетные права органов государственной власти и управления распределены следующим образом: (рассматривали в фин. политике).
2. Суть и особенности бюджетного процесса в Украине.