Социальное государство - это социально эффективное государство, сущность которого раскрывается, прежде всего, в его функциях, то есть тех главных направлениях деятельности, которые выражают и конкретизируют сущность и социальное предназначение государства, его цели, задачи и приоритеты.
Анализ функций позволяет с достаточно высокой точностью представить характер и социальный вектор деятельности государства.
Так реализуя внешние функции, государство одновременно решает задачи обороны и защиты общества от внешней угрозы, обеспечения суверенитета и независимости страны, взаимодействия с другими государствами и международными организациями в сфере экономического, социально-культурного и научно-технического сотрудничества, интеграции в мировую экономику и привлечения иностранных инвестиций, что в конечном итоге положительно или отрицательно отражается на социальной политике государства. Например, вступление России в ВТО будет иметь негативные последствия для социальной политики.
Внутри страны основными функциями государства являются политические, экономические, социальные, духовно-культурные, а значит, государственно-управленческая деятельность направлена на то, чтобы:
· обеспечить внутреннее единство, неделимость и безопасность страны, конституционный правопорядок с тем, чтобы сберечь общество от самоуничтожения в результате возникающих социальных противоречий, политических, этнонациональных и религиозных раздоров, коррупции, преступных проявлений;
· гарантировать народовластие;
· обеспечить высокие темпы развития экономики путем формирования и рационального расходования государственных средств, установления оптимальных налогов, проведения эффективной таможенной политики, грамотного управления государственной собственностью и т.д.;
· создать благоприятные правовые, экономические и политические условия для динамичного развития социальной сферы как социально-бытовой среды обитания человека, то есть сферы воспроизводства человека как естественного и социального существа. Это деятельность государства в сфере формирования личности, ее воспитания, обучения, формирования как профессионала. Это деятельность в сфере социальной защиты, образования, здравоохранения, отдыха, ЖКХ, спорта, пенсионного обеспечения;
· обеспечить надлежащую охрану, постоянное улучшение и воспроизводство благоприятных природных условий жизни людей.
Все перечисленные функции несут вполне определенную социальную нагрузку. В зависимости от степени социальности принимаемых решений в сфере политики, экономики, науки и образования, здравоохранения и ЖКХ, экологии и т.д. мы отвечаем на вопрос о том, является ли государство социальным или таковым не является.
Собственно социальная функция государства может быть представлена как совокупность нескольких подфункций, например, в редакции профессора М. Грушевского:
1) защитная функция (обеспечение социальной безопасности человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержка семьи и материнства, забота о безработных и лицах преклонного возраста, молодежи);
2) регулирующая функция (проведение структурных реформ в экономике с целью ее большей социальной ориентации, укрепление правовых основ негосударственных форм собственности, норм процессов ценообразования, перераспределение доходов между слоями населения через государственный бюджет, бюджетное финансирование социальных программ, нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);
3) стабилизирующая функция (обеспечение социального согласия и партнерства, социальной справедливости, права человека на «собственный этнический путь» и т.д.);
4) контрольно-охранительная функция (контроль за соответствием общественным нормативам использования собственником своих прав, за соблюдением существующего законодательства). Особое значение в этом плане приобретает реализация конституционных требований о социально-правовой ответственности собственников за последствия эксплуатации своей и общенародной собственности, за несоблюдение соответствующих правовых требований.
Ориентиром для эффективной и нормально воспринимаемой в обществе социально-экономической политики являются:
· нижние значения социальных стандартов, выход за пределы которых провоцирует в обществе высокую социальную напряженность, а в последующем ведет к подрыву экономической и общественной стабильности страны, и
· верхние стандарты, обеспечивающие нормальное существование человека.
Нижней границей социальных стандартов в нашей стране считаются рекомендации международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ и др.), верхней - уровни жизни в странах с развитой рыночной и социально ориентированной экономикой (Германия, Швеция, США и др.).
Мы считаем, что говорить о функциях социального государства в какой-то узкой, односторонней постановке вопроса не совсем корректно. Ведь по содержанию, предмету и сфере реализации государственных функций совпадений практически не бывает.
Мировые модели социального государства (скандинавская, континентальная, британская, американская и др.). Советский Союз как эталон социального государства. Последствия монетизации социальной сферы современной России.
Существуют различные классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную и американо-британскую модели социальной политики. Зачастую, исходя из преемственности от той или иной политической партии, скандинавскую социальную модель называют также социал-демократической, континентальную – социально-рыночной, а американо-британскую – либеральной моделью социальной политики. Рассмотрим их основные черты.
Скандинавская модель
В модели социальной политики этого типа значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.