Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие социального государства и его признаки.



До сих пор окончательно не выработано и нормативно не закреплено понятие «социального государства».

При ответе на этот вопрос ученые исходят из того, что на формирование и функционирование социального государства оказывает влияние огромное количество различного рода факторов экономического, социального, политического характера, различные конкретно-исторические условия и ценности, многообразные интересы и мировоззренческие ориентации людей.

Профессор М. Виноградов предлагает свой подход к трактовке сущности социального государства и их типологизацию в зависимости от господствующего в стране государственного режима.

Первый, конфликторедукционный подход характеризуется активной ролью государства в регулировании всего комплекса социальных отношений. По мнению автора, этот подход обедняет содержание социального государства, далек от остроконфликтной российской действительности и от реалий подавляющего большинства западных стран.

Второй этический подход лишен крайностей и может быть использован в российском государственном строительстве.

Третий, так называемый идентитарно-демократический подход трактует социальное государство как закономерный этап в развитии демократии. Социальность в данном случае тождественна демократизму как государственных, так и внегосударственных институтов. Этот подход в его относительно умеренном варианте может быть использован в процессе государственно-политического реформирования России.

Четвертый, политико-регулятивный подход выделяется среди иных интерпретаций социального государства требованием структурной реорганизации государства и общества, широкого вмешательства государства в хозяйственные и социальные процессы. В рамках этого подхода предполагается ориентация законодательства на социальные цели, его координация и согласование с решением конкретных экономических и других общественных проблем.

Социальное государство - это государство, которое берет на себя ответственность за благосостояние своих граждан, отказалось от позиций невмешательства в условия жизни и развития человека, реализует воздействие на эти сферы путем общегосударственной политики, решает индивидуальные задачи с помощью общественных инструментов.

Государство социальное видится как особый тип государственного патернализма, который направлен на всех граждан государства, какое бы социальное положение они ни занимали. Целями этого государства в идеале являются благополучие личности, благоденствие общества, обеспечение социальной справедливости и солидарности.

Специфика политики заключается в том, что она направлена на создание условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и развитие человека. Именно в таких условиях человек собственными усилиями может достичь максимальные материальные выгоды для себя и членов своей семьи, а социально неблагополучные и уязвимые получают от этого государства помощь и защиту.

На сегодняшний день существует несколько классификаций социальной политики. Так, английский ученый Г. Эспинг-Андерсен выделяет три типа социального государства:

1) неолиберальный, или англо-американский – особенностью его является государственное вмешательство в регулирование рынков, социальная помощь ограничивается рамками минимальных потребностей только бедному и малообеспеченному населению;

2) консервативно-корпоративисткий, или франко-германский - его особенностью является прямое предоставление финансового обеспечения и регулирование рынков, наличие определенных социальных программ для профессиональных и статусных групп;

3) социально-демократический, или скандинавский – в нем вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения, обеспечивается равенство высоких стандартов вне зависимости от нужды и трудового вклада.

Н. Мэннинг разделил социальную политику по политическим системам, в соответствии с решением социальных проблем, и получил четыре модели:

1) плюралистическая модель – граждане, индивидуально или в организованных группах, влияют на формирование и воплощение политики, а благодаря выборной системе политики неизбежно заботятся о решении социальных вопросов. Кроме граждан, на политику влияют религиозные организации, профсоюзы и иные организации и ассоциации;

2) модель элит – влиятельные индивиды и группы, определенные круги имеют общее мировоззрение и осуществляют реальное влияние на политику;

3) корпоративная модель - существуют три корпоративные группы: профсоюзы, бизнес-сообщество и государство. Эти группы занимают ключевые властные блоки, определяют форму и структуру социальной политики;

4) марксистская модель – вся система социальной политики приспосабливается к интересам сильных экономических групп.

Таким образом, современное социальное государство – это высокоразвитое правовое демократическое государство, провозглашающее высшей ценностью человека и способствующее реализации потенциала каждого индивида путем создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие, максимально сближающее государство и личность, основанное на справедливости и ответственности.

Говорить о социальном государстве мы можем, анализируя принципы, положенные в его основу. Таковыми являются: социальная справедливость; социальное равенство; социальная солидарность; социальное партнерство; социальная ответственность; максимальное сглаживание социального и материального неравенства.

Также немаловажную роль занимают признаки социального государства:

1) Закрепление формулы «социальное государство» в Конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).

2) Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например, Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

3) Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4) Демократическая организация государственной власти.

5) Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего – должностных лиц государства.

6) Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

7) Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

8) Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

9) Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

10) Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования, б) социальной защищенности, в) равных стартовых возможностей для самореализации личности;

В итоге можно сказать, что социальное государство по своей сути - это гарант общественного благополучия, социальной стабильности, внутренней социальной политики, направленной на благо всех граждан, на распределение материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу, на прочность конституционного строя, формирование общественного доверия к политическим и экономическим институтам государства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.