До сих пор окончательно не выработано и нормативно не закреплено понятие «социального государства».
При ответе на этот вопрос ученые исходят из того, что на формирование и функционирование социального государства оказывает влияние огромное количество различного рода факторов экономического, социального, политического характера, различные конкретно-исторические условия и ценности, многообразные интересы и мировоззренческие ориентации людей.
Профессор М. Виноградов предлагает свой подход к трактовке сущности социального государства и их типологизацию в зависимости от господствующего в стране государственного режима.
Первый, конфликторедукционный подход характеризуется активной ролью государства в регулировании всего комплекса социальных отношений. По мнению автора, этот подход обедняет содержание социального государства, далек от остроконфликтной российской действительности и от реалий подавляющего большинства западных стран.
Второй этический подход лишен крайностей и может быть использован в российском государственном строительстве.
Третий, так называемый идентитарно-демократический подход трактует социальное государство как закономерный этап в развитии демократии. Социальность в данном случае тождественна демократизму как государственных, так и внегосударственных институтов. Этот подход в его относительно умеренном варианте может быть использован в процессе государственно-политического реформирования России.
Четвертый, политико-регулятивный подход выделяется среди иных интерпретаций социального государства требованием структурной реорганизации государства и общества, широкого вмешательства государства в хозяйственные и социальные процессы. В рамках этого подхода предполагается ориентация законодательства на социальные цели, его координация и согласование с решением конкретных экономических и других общественных проблем.
Социальное государство - это государство, которое берет на себя ответственность за благосостояние своих граждан, отказалось от позиций невмешательства в условия жизни и развития человека, реализует воздействие на эти сферы путем общегосударственной политики, решает индивидуальные задачи с помощью общественных инструментов.
Государство социальное видится как особый тип государственного патернализма, который направлен на всех граждан государства, какое бы социальное положение они ни занимали. Целями этого государства в идеале являются благополучие личности, благоденствие общества, обеспечение социальной справедливости и солидарности.
Специфика политики заключается в том, что она направлена на создание условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и развитие человека. Именно в таких условиях человек собственными усилиями может достичь максимальные материальные выгоды для себя и членов своей семьи, а социально неблагополучные и уязвимые получают от этого государства помощь и защиту.
На сегодняшний день существует несколько классификаций социальной политики. Так, английский ученый Г. Эспинг-Андерсен выделяет три типа социального государства:
1) неолиберальный, или англо-американский – особенностью его является государственное вмешательство в регулирование рынков, социальная помощь ограничивается рамками минимальных потребностей только бедному и малообеспеченному населению;
2) консервативно-корпоративисткий, или франко-германский - его особенностью является прямое предоставление финансового обеспечения и регулирование рынков, наличие определенных социальных программ для профессиональных и статусных групп;
3) социально-демократический, или скандинавский – в нем вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения, обеспечивается равенство высоких стандартов вне зависимости от нужды и трудового вклада.
Н. Мэннинг разделил социальную политику по политическим системам, в соответствии с решением социальных проблем, и получил четыре модели:
1) плюралистическая модель – граждане, индивидуально или в организованных группах, влияют на формирование и воплощение политики, а благодаря выборной системе политики неизбежно заботятся о решении социальных вопросов. Кроме граждан, на политику влияют религиозные организации, профсоюзы и иные организации и ассоциации;
2) модель элит – влиятельные индивиды и группы, определенные круги имеют общее мировоззрение и осуществляют реальное влияние на политику;
3) корпоративная модель - существуют три корпоративные группы: профсоюзы, бизнес-сообщество и государство. Эти группы занимают ключевые властные блоки, определяют форму и структуру социальной политики;
4) марксистская модель – вся система социальной политики приспосабливается к интересам сильных экономических групп.
Таким образом, современное социальное государство – это высокоразвитое правовое демократическое государство, провозглашающее высшей ценностью человека и способствующее реализации потенциала каждого индивида путем создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие, максимально сближающее государство и личность, основанное на справедливости и ответственности.
Говорить о социальном государстве мы можем, анализируя принципы, положенные в его основу. Таковыми являются: социальная справедливость; социальное равенство; социальная солидарность; социальное партнерство; социальная ответственность; максимальное сглаживание социального и материального неравенства.
Также немаловажную роль занимают признаки социального государства:
1) Закрепление формулы «социальное государство» в Конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).
2) Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например, Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
3) Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
4) Демократическая организация государственной власти.
5) Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего – должностных лиц государства.
6) Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
7) Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
8) Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
9) Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
10) Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования, б) социальной защищенности, в) равных стартовых возможностей для самореализации личности;
В итоге можно сказать, что социальное государство по своей сути - это гарант общественного благополучия, социальной стабильности, внутренней социальной политики, направленной на благо всех граждан, на распределение материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу, на прочность конституционного строя, формирование общественного доверия к политическим и экономическим институтам государства.