Алиби (от лат. alibi — где-либо в другом месте) — юридический термин, применяемый в уголовном праве, понимаемый, как наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности нахождения обвиняемого или подозреваемого в момент совершения преступления на месте преступления.
В игре же этим термином обозначается факт временно (или окончательно) окрасняющий определенного игрока или группу игроков. Данный термин применяется лишь по отношению к логическим (а не психологическим) фактам, то есть к голосованию. В основном данным понятием можно руководствоваться лишь в открытых играх (где роли убитых/посаженных вскрываются) поэтому все правила, советы и рекомендации, описанные в данной статье, практически не касаются закрытых игр.
Алиби у мафии
Золотое правило Алиби (для мафии) - "Не делай алиби, если не умеешь им распоряжаться!"
А и действительно, какой смысл в том чтобы посливать всех своих напарников остаться самому и в итоге все равно быть посаженным в тюрьму?! Никакого. От того что будучи мафией вы начнете играть за мирных, помогая им посадить свою команду, мирным вы не станете. Отсюда и золотое правило. Много раз я видел игровые ситуации, когда один мафиози сажал своих напарников, но вопреки ожиданиям, все равно садился в следующие дни. Почему? Да потому что сам факт голосования в свою мафию практически никогда не остается незамеченным для наблюдательных игроков. Если за столом играет 7 человек, из которых 3 игрока мафия и 4 мирных и днем садится мафия, набрав 5 голосов, то простой математический подсчет ясно говорит о том, что минимум 1 мафия голосовала в своего.
Но и это не объяснение для золотого правила, смысл которого следующий: если игрок который слил своего напарника, играет плохо, выдает себя психологическими моментами, алогизмами в речах, то никакое алиби не спасет его от посадки. Особенно хорошо ощущается это правило в условиях игры, когда часть игроков попросту не запоминают, кто в кого голосовал, и выбирают своего кандидата на посадку, опираясь на текущее мнение о нем (а не на предыдущие голосования).
Из золотого правила логически вытекает серебряное.
Серебряное правило Алиби (для мафии) - "Слабых напарников очерняй, сильных - окрасняй!"
Если вся мафия будет играть по данному правилу, то обнаружить связи между напарниками будет практически невозможно без помощи проверок. А это и есть желаемый результат для того кто хочет получить алиби. Причем в данном правиле такие категории как "слабый-сильный" используются не в аспекте общего уровня игры напарника, а именно с точки зрения конкретной игровой ситуации. К примеру, если мафия видит, что несколько мирных уже достаточно доверяют одному из черных игроков, то этот игрок в данной партии и будет считаться сильным, и наоборот - мафия которой не доверяет никто, будет считаться слабым игроком.
Наведу две игровые ситуации по использованию данного правила.
Ситуация №1 - неверное использование серебряного правила.
За столом осталось 3 мафии и 6 мирных. Игрок №2 сильный черный, за которого играют игроки №3 и №4 (оба красные). Игрок №9 слабый черный, которого готовы сажать половина игроков стола. Игрок №5 обычный черный, которого подозревают, но сажать не готовы. В определённый момент игрок №9 меняет свое мнение и начинает призывать сажать игрока №2, при этом подливая в свои речи фразы типа "вот он точно мафия". Часть мирных (а именно №1, №6 и №7) посчитав что это комиссар дает свои скрытые проверки присоединяются к нему на голосовании. Черный игрок №5 видит эту тенденцию и поддерживает №2 в сливе. Днем пятью голосами выносится сильный черный №2. Ночью мафия убивает кого-то из №1, №6 и №7 (а кого ж еще то, остальные очернились поддерживая посаженного) и следующим днем у города следующая ситуация:
2 мафии на 7 человек, вскрывается комиссар №8 (которому в принципе вскрываться рано, но логично, потому что он потенциальный кандидат на посадку) и говорит, что он проверил красного игрока №3 или №4 (а он обязательно проверит одного из них, потому что они оба очернились защищая посаженного черного). Дальше варианта два - либо №9 вскрывается лжекомиссаром либо нет. Если №9 вскрывается лжекомиссаром то в некритический день город выгоняет одного из них а если ошиблись то на следующий день - второго. Итог - №9 посажен, толку с алиби?!
Если №9 не вскрывается, то днем посадят непроверенного среди №3 и №4 и когда увидят что там мирный - все станет очевидно. При том, что в посаженного ранее №2 голосовали все кроме №3 (проверенный красный) №4 (посаженный красный) и №8 (комиссар) логично выходит что №2 сажали две свои мафии. Итог - на подозрении абсолютно все кто голосовал в №2, толку с алиби?!
Причем виновник провала тут будет не игрок №9 а третий черный - игрок №5, который прямо нарушил это правило.
В таких ситуациях мафия обычно задыхается если не убьет комиссара потому как к моменту его вскрытия у него будет 2-3 проверенных красных (и только красных, потому как мафия сделавшая алиби проверяться не будет) и в итоге мафия находится элементарным методом исключения.