Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).
Для строительства оросительных каналов необходимы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
Экономическая (классовая) теория возникновения государства
Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
• - произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
• - возник прибавочный продукт;
• - в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
• - появились частная собственность и публичная власть;
• - для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.
• Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.
Ответ№2
Основными причинами появления государства были следующие:
· 1.необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
· 2.необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей.
· 3.необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных;
· 4.необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства;
· 5.необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.
Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками, функциями и формами их реализации.
Признаки государства
Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.
Признаками государства являются:
· наличие публичной власти;
· суверенитет;
· территория и административно-территориальное деление;
· правовая система;
· гражданство;
· налоги и сборы.
Ответ№3
Типология государства –научная классификация видов и типов государств.При рассмотрении сущности государства следует рассматривать 2 аспекта:
· Государство есть организация политической власти в обществе (формальный признак).
· Чьи интересы представляет государство (содержательная сторона).
В основе типологии государства лежат 2 основания:
· - тип общественно-экономической формации (формационная типология).
· - Цивилизационный подход (цивилизационная типология).
Формационный подход рассматривает 4 формации: рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное и социалистическое государства.
Цивилизационный подход рассматривает такие формации: древневосточное, древнеафинское, римское, средневековое, современное государства.
С точки зрения формационной типологии различают эксплуататорские и не эксплуататорские государства.
· Эксплуататорские государства – рабовладельческие: Египет, Вавилон, Древний Китай и Индия, Греция; феодальные: Англия до начала 18 века, Франция до конца 18 века, Киевская Русь; буржуазные: Италия, Великобритания, США;
· Неэксплуататорские – социалистические государства: СССР, Куба, Вьетнам, Китай, Монголия
Форма государственного устройства
Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.
Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.
Унитарное(единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным политическим единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом.
Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.
Признаки унитарного государства
· Один Основной Закон.
· Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, система законодательства, гражданство, денежная единица, налоговая и кредитная политика.
· Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).
Унитарное государство может быть многонациональным(Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и др.) и однонациональным (Япония, Египет и др.).
Федерация- соединенное, союзное государство (от лат. «fedus» — «союз»). Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.
При этой форме государственного устройства образуются общие высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются органы власти и управления у каждого из государственных образований - членов федерации (республик, штатов и т.д.).
Виды федераций
Территориальная
Национальная
1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями.
2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях.
3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза.
4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами. (США, Мексика, ФРГ)
1. Субъекты национально-государственные образования.
2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности.
3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций.
4. Формирование высших государственных органов в определенной части из представителей субъектов федерации,
5. Утверждение права наций на самоопределение. (Индия, Российская Федерация)
Конфедерация — это "государственный союз государств", каждое из которых обладает государственным суверенитетом.
Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).
При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию.
Исторические факты подтверждают, что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д.
Ответ№4
Социальное государство – особый тип современного, высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства, по регулированию сверх общества (социальное, экономические и другие), установление в нем социальной солидарности и справедливости.
Понятие «социальное государство» было выдвинуто немецким экономистом и государствоведом Лоренцем фон Штейном (1815-1890). Штейн считается, что функциями государства являются: восстановление равенства и свободы всех граждан, осуществление экономического и общественного прогресса всех граждан. Часто обозначают социальное государство понятием трудовое государство или государство благоденствия.
В конце 19 – начале 20 веков идею развития социального государства поддерживали Фридрих Науманн, Адольф Вагнер. Для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужил мировой финансовый кризис в США (1929-1933). «Новый курс» президента США Рузвельта предполагал законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор: на организацию профсоюзов, мероприятия по борьбе с безработицей, ликвидация детского труда, сокращение рабочего дня и введение пенсий по старости.
Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл план Бевериджа в 1942 году. Официальное название программы Бевериджа – «доклад о социальном страховании и сопутствующих услугах». Содержание доклада:
· - введение бесплатного медицинского обслуживания и семейных пособий
· - достижение полной занятости
· - социально страхование «от колыбели до могилы»
· - пенсии пожилым людям, инвалидам
· - пособия вдовам и сиротам
· - пособия на похороны.
Новым этапом в развитии социального государства (после второй мировой войны) стало возведение социального государства в конституционный принцип (Польша – 1997, Румыния – 1991, Швейцария – 1999, Сирия – 1973, Египет – 1971, Бразилия – 1988, Колумбия – 1991, Чили – 1980. Новым этапом в развитии социального государства (после второй мировой войны) стало возведение социального государства в конституционный принцип (Польша – 1997, Румыния – 1991, Швейцария – 1999, Сирия – 1973, Египет – 1971, Бразилия – 1988, Колумбия – 1991, Чили – 1980). В настоящее время все развитые страны мира по определению являются социальными государствами.
· В экономической политике социальное государство должно сочетать в себе меры государственного регулирования, поощрения конкуренции, развития личной инициативы граждан по обеспечению собственного благосостояния.
· В политической сфере необходим консенсус (соглашение) главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества.
· Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.
В результате социальное государство должно давать следующие гарантии:
· гарантия каждого человека на труд
· создание равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки.
· обеспечение приемлемого уровня жизни для слабых слоев населения и отдельных граждан, не имеющих возможность трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.
Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях:
· Научный – концепции теории
· Нормативный – конституционный принцип, закрепленный в основном в законе государства
· Эмпирический – реальная практика развития принципов социального государства или просто социального государства.
Ответ№5
Социальное государство – особый тип современного, высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства, по регулированию сверх общества (социальное, экономические и другие), установление в нем социальной солидарности и справедливости.