Бюджет — это фонд, через который государство собирает налоговые и другие доходы для выполнения государственных функций. Тем самым бюджет является механизмом перераспределения ресурсов в стране, определяя во многом отраслевые и межотраслевые пропорции, уровень доходов населения, размеры региональной ассиметрии и т. д. чем больше бюджет, тем большая часть созданных в экономике доходов перераспределяется государством в соответствии с выбранными приоритетами. Наоборот, чем меньше доля бюджета в ВВП, тем большая часть общественных благ производится не только государством, но и рынком, некоммерческим сектором.
Например, предоставление общественных услуг в образовании, здравоохранении может осуществляться как государством через бюджетную систему, так и рынком, некоммерческими организациями в рамках негосударственных образовательных и здравоохранительных структур. Расходы на образование могут осуществляться как государством, так и населением, получающим это образование. Строительство дорого в сельской местности может финансироваться как государством, так и сельской общиной или же с помощью бизнес-структур в агропромышленном секторе. Благосостояние граждан и частных компаний, с одной стороны, уменьшается при уплате налогов, а с другой, увеличивается за счет использования общедоступной инфраструктуры, социальных и других благ коллективного пользования.
Вопрос об оптимальной роли государственных расходов в экономике не имеет однозначного ответа. Каждая страна отвечает на него по-своему, в соответствии с собственной моделью развития. Как в экономической теории, так и на практике существуют различные модели, обосновывающие роль государства и масштабы государственного сектора в экономике.
Искусство управления государственными финансами как раз состоит в том, чтобы обеспечить разумный компромисс: бюджет должен быть таким, чтобы обеспечит низкую налоговую нагрузку на экономику, и в то же время достаточным для реализации не только минимальных, средних, но и наиболее сложных функций государства в рыночной экономике.
Можно предположить, что в стабильно развивающейся рыночной системе компромисс обеспечивается, когда доля бюджетной системы во всей экономической деятельности в стране (по отношению к производимому ВВП) остается постоянной, т. е. размер бюджета растет приблизительно теми же либо более высокими темпами, что и вся экономика в целом. Поиском данного компромисса (либо оптимума) и занимается теория эффективного государства — экономика общественного сектора
Таким образом, в самом общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
Первый уровень: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Второй уровень: бюджеты субъектов России (их всего 85) и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
Третий уровень: местные бюджеты (более 29 тыс. городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его местности, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ.
Перед тем, как бюджет принимается, он проходит несколько этапов. На первом этапе Правительство РФ вносит проект федерального бюджета на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту РФ, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях. В первом чтении определяются основные макроэкономические показатели. Ко второму чтению бюджет принципиально одобрен, происходит детальное обсуждение налоговых доходов. В третьем чтении осуществляется распределение бюджетных расходов по статьям, в четвертом чтении Дума рассматривает поправки к закону, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита и происходит окончательное утверждение варианта бюджета.
Государство выполняет следующие три функции общественного сектора
1. Стабилизационная, т.е. поддержание макроэкономического равновесия, она не подлежит децентрализации.
2. Аллокация ресурсов, т.е. общественный сектор распределяет ресурсы в форме доходов/расходов между субъектами и производит общественные блага, которые не могут быть произведены рынком. Эта функция подлежит децентрализации.
3. Распределение расходов между гражданами, т.е. происходит перераспределение доходов от богатых к бедным, за счет чего увеличивается платежеспособный спрос населения. Эта функция не подлежит децентрализации.
Некоторые налоги выполняют стабилизационную функцию, так как они не подлежат децентрализации и поступают в федеральный бюджет, т.е. это федеральные налоги. Они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика. К федеральным налогам относятся: НДС, акцизы, пошлины, налог на прибыль, плата за пользование водными объектами, налог на операцию с ценными бумагами, налог на добычу полезных ископаемых.
Другие налоги осуществляют аллокативную функцию, т.е. могут быть децентрализованы. Это налоги региональных и местных бюджетов. Налоги субъектов РФ устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ.
К безвозмездным поступлениям относят[
2. Поступления от бюджетов других уровней;
3. Дотации;
4. Субвенции;
5. Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
6. Трансферты;
7. Прочие безвозмездные поступления, в том числе:
— поступления от негосударственных организаций;
— поступления от государственных организаций.
К неналоговым доходам относят
1) доходы от имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности, деятельности;
2)доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
3) доходы от предпринимательской деятельности;
4) доходы от реализации государственных запасов;
5) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
6) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
7) административные платежи и сборы;
8) штрафные санкции, возмещение ущерба;
9) доходы от внешнеэкономической деятельности:
— поступление средств от централизованного экспорта;
— прочие поступления от внешнеэкономической деятельности;
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования денежных средств государства по различным направлениям. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на основе государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
Согласно Бюджетному кодексу РФ расходы федерального бюджета включают в себя[1]:
— обеспечение деятельности Президента РФ и различных органов общегосударственного управления;
— функционирование федеральной судебной системы;
— осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
— национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
— фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
— государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
— государственная поддержка атомной энергетики;
— ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
— исследование и использование космического пространства;
— содержание учреждений федеральной собственности;
— формирование федеральной собственности;
— обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
— компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату пенсий, пособий и других социальных выплат;
— пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
— проведение выборов и референдумов;
— федеральная инвестиционная программа;
— финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
— официальный статистический учет и прочие расходы.