В любом обществе, социальной группе действуют определенные правила поведения, которые называют социальными нормами. Они разнообразны по своему содержанию и направленности.
Норма [от лат. norma] — это образец, правило поведения. Применительно к общественным отношениям, нормы приобретают социальный характер. Они становятся образцами, правилами поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе.
Признаки социальных норм
Социальные нормы обладают следующими характерными признаками:
1. Социальные нормы — правила поведения.
Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки.
2. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера
Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.
Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, которые предусмотрены правилом.
Словом, социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.
3. Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения
Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости — государственно-властным принуждением.
Таким образом, социальные нормы — это общие правила поведения, непрерывно действующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.
Виды социальных норм
Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:
1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяются на:
нормы права — общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые государством;
нормы морали — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;
нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;
Особая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.
Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.
нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;
политические нормы — это общие правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.
экономические нормы — представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.
нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, регулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.
религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии;
2. По способу образования социальные нормы подразделяются на стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).
3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и государственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).
В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.
Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.
2. Понятие, сущность и исторические типы права
Понятие и признаки права
Ведущее место и значение в современном обществе среди социальных норм принадлежит правовым нормам, которые в своей совокупности и образуют право.
Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
В отличие от других социальных норм право характеризуется следующими признаками:
1. Общеобязательность.
Право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.
2. Формальная определенность.
Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыслями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную государством в правовых актах – законах, постановлениях, указах, инструкциях и т.п. Именно юридические нормы, в отличие от иных норм, способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей.
3. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства.
Если требования закона не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их реализации: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.).
4. Многократность применения.
Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-развитой стране.
5. Справедливость содержания юридических норм.
Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать господство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназначение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедливости" - гласит известное римское изречение.
Сущность права
Если право понимается по-разному гражданином, юристом-профессионалом, ученым и т.д., то должна быть полная определенность в том, к каким источникам следует обращаться. Единые источники позволяют внести определенность в понимание права, что является исходным началом порядка в общественных отношениях.
Понятие «право» может быть использовано в нескольких значениях.
В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право.
Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.
Если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.
Сущность права - это главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении. Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени со сменой эпох понятие права менялось.
Правопонимание всегда субъективно, потому что каждый человек воспринимает право по-своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по-своему, юрист-профессионал - по другому, ученый - иначе.
Люди понимают право так, как им позволяет их разум в определенных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций.
Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «справедливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать авторитет правовых норм и издавшего их государства в глазах общества.
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.
И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.
Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.
С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:
~ для Аристотеля право — это политическая справедливость,
~ для средевековых ученых-богословов — это божественное установление,
~ для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,
~ для Р.Иеринга — защищенный интерес,
~ для Л.Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,
~ для юридического позитивизма — веление, приказ государства.
Русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».
Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и др.
При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.
При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.
При религиозном подходе интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.
В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулировании общественных отношений, в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономическая свобода, свобода личности.
Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право - интересы индивида.
Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.
Итак, сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
Типология права
Типология права - это его специфическая классификация. Типы права формируются с позиции нескольких подходов:
≈ формационного и цивилизационного.
≈ подход на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и других признаков.
При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип производственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстроечных элементов - государство и право.
В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
В рамках цивилизационного подхода выделяют следующие типы прав:
= Право древних государств;
= Право средневековых государств;
= Право современных государств;
В зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права:
1. Национально-правовая система (конкретного государства).
Национально-правовая система - это конкретно-историческая совокупность прав, юридической практики и господствующей идеологии отдельного государства.
2. Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
В настоящее время в теории права различают следующие правовые семьи:
» романо-германская (континентальное право);
» англо-американская (общее права);
» традиционно-религиозная (индуистская, мусульманская и другие).
В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных отношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.
Теории права
Большое многообразие факторов, влияющих на формирование права связано с наличием различных подходов к пониманию права, а это приводило к появлению различных правовых теорий. Каждая научная теория преувеличивает одну какую-то сторону права в ущерб другим. В видоизмененной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время. Среди наиболее распространенных в теории права подходов можно назвать следующие.
1. Теория естественного права.
Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека.
Например, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.
Логически завершенную форму и распространение эта концепция получила в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.
Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.
Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.
2. Историческая школа права
Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.
3. Теория нормативистского права
Нормативистская концепция права получила распространение в первой трети XX в. Её авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.
По мнению Кельзена, право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.
Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право — это система должного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.
Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности.
4. Социологическая теория права
Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.
Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».
Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.
Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка. Эта школа имеет широкое распространение в Англии.
Разновидности социологической теория права
Теория солидаризма. Основоположником этого направления является Леон Дюги. Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.
Примирительная теория. Очень популярная на Западе примирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от времени между отдельными родовыми группами случались конфликты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут уничтожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возникло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а затем были оформлены государством в форме законов, предусматривающих санкции за их нарушение.
Реалистическая школа. Её основателем является Рудольф Иеринг. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).
5. Психологическая теория права
Эта теория логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др. По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей.
Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.
Интуитивные переживания (интуитивное право) выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Оно выступает критерием оценки позитивного права.
В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Право выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой переживание людей и включает в себя правовое сознание.
6. Марксистская теория права
Эта теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.
Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).
В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.
Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его.
Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.
7. Интегральный (интегративный) подход к пониманию права.
Мы рассмотрели различные теории права. Каждая из них односторонне, несовершенно раскрывает сущность права. Но вообще вряд ли мыслимо вполне совершенное право. В действительности оно всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных измерений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому следует приветствовать различные подходы к пониманию права, ибо на этом пути решаются многие практические вопросы: основания права, источников права, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др.
3. Роль права в социально-экономическом развитии общества
Функции права
Социальное назначение права проявляется в его функциях. Функции права - это основные направления правового воздействия на общественные отношения.
Условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную), и 2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.
Функции права можно рассматривать с точек зрения общесоциальной и специально-юридической. Функции права связаны с функциями государства, это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей: экономическая, социальная, экологическая, законодательная, исполнительная, судебная, а также другие функции.
Общесоциальные функции - это основные направления правового воздействия на различные сферы общественной жизни - экономику, политику, духовные отношения и др.
В связи с этим выделяют следующие общесоциальные функции:
• экономическая (правовое обеспечение производственных отношений, упорядочивает производственные и имущественные отношения, закрепление форм собственности и т.д.);
• политическая (правовое обеспечение деятельности субъектов политической системы государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы);
• воспитательная (педагогическое воздействие на общество, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения и формирует у субъектов надлежащее восприятие существующих в обществе ценностей и идеалов);
• идеологическая (способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения);
• гуманистическая (право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты).
Специально-юридические функции - это правовое регулирование общественных отношений. Они связаны с главным предназначением права внутри самого общества.
Выделяют следующие специально-юридические функции:
- регулятивная (содействует развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей, регулирует общественные отношения). Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Особенности регулятивной функции заключаются в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) — регулятивную статическую и регулятивную динамическую (С. С. Алексеев).
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах.
Право юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые имеют наибольшее значение для общества, представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам большинства граждан и выражают общую волю.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.
Наиболее характерными путями (способами) осуществления регулятивной функции права являются:
» определение посредством норм права праводееспособности граждан;
» закрепление и изменение правового статуса граждан;
» определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц;
» установление правового статуса юридических лиц;
» определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;
» установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
» определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
- охранительная (производна от регулятивной функции, призвана ее обеспечивать, осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний и пр.). Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.
Согласно изложенному можно отметить следующие особенности функций права:
1. Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе. Функции — это «свечение» сущности права в общественных отношениях.
2. Функции права — это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.
3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.
4. Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие. Еще Гёте говорил: «Функция — это существование, мыслимое нами в действительности».
5. Постоянство, как необходимый признак функции, характеризует непрерывность, длительность ее действия.
Значение права в современном обществе
Право как регулятор общественных отношений выступает важнейшим фактором социально-экономического развития общества.
Социальное назначение права выражается в следующем:
~ с помощью права обеспечивается устойчивый порядок в общественных отношениях;
~ право обеспечивает возможность плодотворной активной правомерной деятельности человека, препятствуя незаконному вмешательству, при помощи механизмов юридической ответственности;
~ институты гражданского общества формируются на правовой основе (семья, школа, церковь, добровольные организации и союзы).
Право как регулятор общественных отношений выступает важнейшим фактором социально-экономического развития общества. Поэтому право имеет определенную социальную ценность. Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.
В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.
Отсюда ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.
Ценность права заключается в том, что оно:
» способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом, согласует их интересы;
» обладает организующим началом, придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивать их подконтрольность, делает отношения цивилизованными;
» является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, определяет границы и меру этой свободы;
» воплощает идеи справедливости;
» выступает фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития;
» является средством решения международных и межнациональных проблем и достижения социального мира и согласия, средством снятия напряженности в обществе;
» способствует решению экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.
С учетом изложенных положений, различных теорий можно назвать существенные черты права:
1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.
2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека:
~ мера полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения;
~ мера допустимых ограничений свобод человека: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому…» (ст.4 Декларации прав человека и гражданина 1789 г.).
3. Право обеспечивается государственной властью, которая участвует в правообразовании, в охране права.
4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей и выражающееся через систему регулятивных средств различного уровня.
5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.
6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права и приоритетам личности, правом не является.
Принципы права
Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают её сущность и социальное назначение, отражают главные свойства и особенности права.
Принципы права — это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности общественной жизни, исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. По мнению французского юриста Р.Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент» (Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 145).
Принципы права в современных условиях приобретают универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Надо отметить три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный религиозный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский.
В исламском шариат (т.е. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства.
В романо-германском общие принципы права сложились как источник административного права.
В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Спорные вопросы в случае пробелов в праве изначально решались на основе принятых требований разума или прецедента, а также понятий о справедливости.
Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах) или составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм.
В зависимости от того, на какую область права они распространяются (сферы своего влияния), принципы делятся на три группы: общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.
К числу общих принципов относятся:
приоритета прав и свобод человека как высших социальных ценностей;
гуманизм и социальная справедливость;
демократизм и законность;
юридическое равенство граждан перед законом и судом;
единство прав и обязанностей;
ответственности за вину:
сочетание убеждения и принуждения и т.п.
Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д.
Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности и т.п.
4. Основные виды источников права
Понятие источника права
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это "внешнее выражение права" в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих — их именуют одновременно и формами, и источниками права. В настоящее время форма права чаще всего рассматривается как источник права.
Какой смысл вкладывается в понятие формы (источника) права?
Во-первых, источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права.
Во-вторых, под источниками права понимают такие фундаментальные правовые акты, исторические памятники, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права. О таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Русской Правдой, ссылаются на Законы XII таблиц, на кодекс Наполеона, и др.
В-третьих, источники права традиционно рассматриваются в виде "способа выражения государственной воли", способа установления правовых велений или "способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила". Это - юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом смысле, форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными государствоведами и правоведами как тождественные понятия.
В отечественных научных и учебных изданиях под формой (источником) права как способом закрепления правовых велений или способом выражения "возведенной в закон воли господствующего класса" иногда понимают внешнюю форму права. Наряду с ней выделяют внутреннюю форму. Последняя рассматривается как система или структура, внутреннее строение права, как "распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений и отчасти методу правового регулирования".
Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права.
Все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важными и широко известными являются следующие: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты. Важными источниками римского права были деловые обыкновения - правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источником в течение длительного времени (XIII-XIX вв.) считалась правовая доктрина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран - священная книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посланием Аллаха, иджма, или "единое соглашение мусульманского общества", и кияс, или суждение по аналогии.
Представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних выделяются, например, сочинения римских юристов, которые некогда были практически значимыми, а в настоящее время сохранили лишь свою теоретическую и историческую значимость.
В зависимости от субъектов правотворческой деятельности в теории права различают следующие основные источники:
• правовой обычай.
• юридический прецедент.
• нормативно-правовой акт.
Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Следует отметить: государство признает не все обычаи, а только те, что отвечают интересам общества на определенном этапе его развития.
Обычай был исторически первым источником права. Вобрав в себя религиозные, моральные иные культурные ценности народа, он передавался им из поколения в поколение. Однако господствовало обычное право только на ранних этапах развития правовых систем. Первые законы античных и феодальных обществ были по сути сводами законов обычного права, например, законы Дракона (Афины VII в. до н. э.), Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н.э.); так называемые "варварские правды" (Салическая, Баварская, Русская) и т.д.
В настоящее время обычай практически утратил свое значение. Правда, некоторые его нормы сохранились в гражданском (обычаи делового оборота) и международном (консульские уставы) праве.
Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.
Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы при последующем разрешении подобных дел.
Прецедентная форма права практикуется в англосаксонской системе права (Великобритания, США). В странах романо-германской правовой системы роль судебной практики не выходит за рамки толкования закона, а правотворческая деятельность считается исключительным полномочием законодателя.
Нормативно-правовой акт - это изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Иными словами, нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права, устанавливаются права, обязанности и ответственность субъектов права. Он рассчитан на неопределенный круг лиц, не ограничен по количеству случаев своего применения.
Виды нормативно-правовых актов
Существенное значение имеет классификация нормативно-правовых актов по юридической силе и субъектам государственного правотворчества.
Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт, словом, устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо указывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где высшей юридической силой обладают законы.
Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:
1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
Например, Конституция РФ в пп. 1,2 ст.105 устанавливает: федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, после чего подлежат рассмотрению Советом Федерации РФ.
2. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом, либо отменен.
Например, п.1 ст. 15 Конституции РФ гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации."
3.Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.
Например, Конституционный Суд может признать закон, принятый Парламентом неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган.
По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
А) Законы
Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы по своему значению, и, прежде всего, по юридической силе, делятся на основные (конституционные) и обыкновенные.
Основные законы это конституции.
Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества.
Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные.
Кодекс (лат. codex - книга, пень) это единый нормативно-правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной, и т. д.).
Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные акты данной отрасли "подстраиваются" к отраслевому кодексу.
В системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).
В федерациях особое место в системе источников права занимают так называемые федеральные законы.
Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразделяются на материальные и процессуальные кодексы.
Б) Подзаконные акты
Подзаконный акт — это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.
Как правило, все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
По форме различают следующие подзаконные акты:
~ указы и распоряжения президента;
~ постановления правительства;
~ приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
~ решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
~ локальные нормативные акты.
Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Его практическая реализация связана с деятельностью субъектов права. На практике это выражается в правоприменительной деятельности и связано с правоприменительными актами, которые также носят подзаконный характер.
Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
Поэтому необходимо отличать нормативно-правовой акт от индивидуального акта применения права, который рассчитан на однократное применение, относится к персонально определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретных прав и обязанностей (штраф за безбилетный проезд, приговор суда по уголовному делу, вынесение выговора).
От нормативного правоприменительный акт отличается следующим:
» применяется на основе нормативного;
» имеет конкретный, персонифицированный характер;
» не является источником права;
» выступает как юридический факт.
Акты применения права классифицируются по различным основаниям:
1. По субъектам:
а) акты государственных органов ( приговор суда, приказ об увольнении);
б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).
2. По значению:
а) основные (приговор суда);
б) вспомогательные (подготавливают издание основных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).
3. По характеру правового воздействия:
а) регулятивные (приказ о повышении по службе);
б) охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела).
4. По форме:
а) отдельный документ (указы, приговоры, решения, приказы и др.);
б) резолюция на материалах дела;
в) устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).
4. Действие нормативно-правового акта
Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.
Действие нормативно-правового акта во времени
Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы (вступление в действие).
Как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено во времени от дня его принятия. Дата вступления нормативно-правового акта в законную силу может быть связана с моментом его официального опубликования или определено сроком, указанным в самом акте. Прекращение действия нормативного акта, т. е. утрата им юридической силы, наступает при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующий тот же круг вопросов; при истечении срока, на который был принят нормативный акт.
Нормативный акт обратной силы не имеет, то есть действие его не распространяется на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу, за исключением двух случаев:
- если в нормативном акте об этом сказано;
- если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Действие нормативно-правового акта в пространстве (по территории)
Пределы действия нормативного акта в пространстве очерчены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное пространство (территориальное море шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагом государства, в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они не находились.
В зависимости от юридической силы и иных характеристик, нормативные акты могут распространять свое действие как на территорию всего государства (федеральные законы), так и на определенную его часть (акты Правительства г. Москвы).
Также существует так называемый принцип экстерриториальности, согласно которому часть территории государства (здания иностранных посольств, их средства транспорта и т.п.), дипломатические представители иностранных государств, признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство расположено в данном здании или чьими представителями они являются.
Действие нормативно-правового акта по предмету
Границы действия нормативного акта по предмету определяются кругом общественных отношений, на который распространяются нормы, содержащиеся в данном акте. В связи с этим неограниченное действие имеют нормы Основного Закона (Конституции). Они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе.
Действие отраслевых нормативных актов ограничено предметом определенной отрасли права. Например, гражданское законодательство распространяются только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в состоянии соподчинения.
В свою очередь, в рамках определенной отрасли в пределах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам.
Действие нормативно-правового акта по субъекту (лицам)
Действие нормативного акта по субъекту производно от порядка его действия по территории и предмету. Действие нормативно-правового акта может носить общий и специальный характер. В первом случае действие распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Регулятивное воздействие вторых направлено только на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров, студентов и т.п.
По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношений на которые он распространяется. Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам.
Например, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в высшие представительные органы власти, быть государственными служащими и т. д.).
Сотрудники иностранных посольств (первые лица) не могут привлекаться к уголовной и иной ответственности.