Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и основные принципы франчайзинга



Франчайзинг(от англ. Franchising) – форма ведения бизнеса, при использовании которой, один рыночный субъект (франчайзер) передает другому рыночному субъекту (франчайзи), права на использование его бизнес модели, а так же его имени или фирменного бренда, получая взамен, оговоренное вознаграждение (роялти).

Другими словами, Франчайзинг - это форма лицензирования, используя которую организация (франчайзи) может получить право продавать услуги от имени другой организации (франчайзер), используя в своей работе товарные знаки, бренд, производственные и/или маркетинговые знания этой организации - донора, взамен за соответствующую плату.

Грубо говоря, Франчайзингпредставляет собой, успешный метод тиражирования предприятий малого бизнеса, объединенных под одну торговую марку, работающие по одной бизнес модели, но принадлежащие разным владельцам.

Как можно заключить, во всех определениях франчайзинга фигурирует два рыночных субъекта, франчайзер и франчайзи, ниже дадим определения этим понятиям.

 

Франчайзер(Franchisоr) – компания, правообладатель торговой марки, а так же владелец производственных и/или маркетинговых знаний, и предоставляющая право использовать эту марку и знания другой организации, получая взамен определенную плату (royalties).

Франчайзи (Franchisee) – это организация, либо частное лицо, которая в результате уплаты определенного вознаграждения, получает от другой организации право, на использование её товарного знака (бренда), а так же возможность работать по уже готовой и испытанной бизнес - модели, с целью продажи своих товаров и услуг.

Так же, в сфере франчайзинга встречается еще одно понятие, которое взяло свое начало не с момента развития франчайзинга как такового, а было использовано еще во времена средневековой Франции, где слово «Franchise» определяло ряд привилегий, или если точнее выразится «вольностей», получить которые, можно было исключительно от французских королей, которые жаловали её своим вассалам. Примерами такими «вольностями», могут выступать такие права как: разрешение на торговлю эксклюзивным видом товаров, вести охоту в королевских садах, право на содержание ярмарок, рынков, паромных переправ, а так же права на постройку пивоваренных заводов и прокладку дорог. Вскоре, понятие«Franchise» стало использоваться множеством чиновников по всей Европе, и в основном применялось для выдачи определенных прав в сфере торговли.

Франшиза (от фр. Franchise) – это определенные права на использование торговой марки и бизнес модели франчайзера. По сути, говоря, франшиза – это своего рода товар, передаваемый от франчайзера к франчайзи.

Так же есть франчайзи, которые, покупают у франчайзера не только права на использование товарного знака и его бизнес модели, но так же и приобретают права на построение аналогичной франчайзинговой сети, на определенной территории, в большинстве случаев это может быть, страна, регион, город. Такого вида франчайзи называю - Мастер франчайзи (Master Franchisee).

 

Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала).

Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга[1]:

· франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;

· франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;

· франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.

· По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

· Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определённом объёме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объёма использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определённой сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

· Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

В чем же суть франчайзинга? Или если говорить словами нашего законодательства – договора коммерческой концессии. Этот договор предусматривает, что одна компания/фирма правообладатель (франчайзер) продает другим фирмам (франчайзи) комплекс определенных исключительных прав, а именно раскрученное имя, марки, бренды, а также передает другие исключительные права, которые стороны обозначают в договоре коммерческой концессии.
Причем при таком договоре франчайзи попадает в некую зависимость от франчайзера, т.е. франчайзи в большинстве случаев вынужден «подчиняться» таким условиям как распорядок рабочего дня и общения с клиентами, оформление торгового зала и одежки сотрудников, ассортимент продаваемых товаров (оказываемых услуг), процесса производства товаров (работ, услуг) и, наконец, сам процесс реализации этих товаров (работ, услуг). Стоит помнить, что при малейшем отклонении франчайзи от выполнения своих обязанностей по договору коммерческой концессии франчайзер имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Но в таких отношениях есть и свои плюсы! Какие именно:

- отсутствие у фирмы/предпринимателя знаний для начала бизнеса. При договоре франчайзинга вас (и ваших сотрудников) всему обучат и обо всем расскажут, это поможет избежать многих ошибок, плюс к этому в большинстве случаев франчайзи имеет постоянную юридическую и прочую поддержку со стороны франчайзера;


- возможность использовать уже раскрученные имена и бренды;


- на создание бизнеса по договору франчайзинга требуется меньше вложений, так как вам не придется изобретать велосипед, т.е. думать где бы побыстрее и подешевле закупить оборудование, как лучше производить, каких поставщиков выбрать, все уже придумано.


- реклама! И этим все сказано! За небольшую плату франчайзер за вас проводит широкомасштабные рекламные акции.


- и, конечно же, не стоит забывать о прогрессе! Франчайзер и об этом позаботится, а именно проведет научные и маркетинговые исследования и разработает что-нибудь новенькое, что в совокупности позволяет обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке.

Договор франчайзинга заключается в письменной форме, в противном случае сделка может быть признана ничтожной, и подлежит государственной регистрации в налоговом органе. Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии) утвержден Приказом Минфина РФ от 12 августа 2005г. N 105н "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)". Кроме того, если используется объект, охраняемый в соответствии с патентным законодательством (например, товарный знак), то договор регистрируется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Об этом сказано вПостановление Правительства РФ от 16 июня 2004г. N 299 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам". Также все изменения, досрочное расторжение или прекращение договора коммерческой концессии подлежит регистрации в налоговых органах, в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Без вышеописанной регистрации договор коммерческой концессии считается ничтожным.

Нельзя утверждать, что любой бизнес подходит для организации франчайзинга. Существует ряд особых критериев, которые необходимо рассмотреть, для того чтобы определить возможность создания франчайзинговой системы. Вот они:

Предлагаемые товары и/или услуги прошли проверку на практике. Это необходимо для обеспечения уверенности франчайзи в том, что они вкладывают средства в жизнеспособный бизнес.

Товары/услуги обладают отличительными характеристиками, и их поддерживает товарный знак или торговая марка, которые хорошо известны в секторе бизнеса потенциального франчайзи. Это позволяет предложить франчайзи ценный коммерческий актив, который иначе им было бы трудно приобрести.

Процессы и системы, которые франчайзер передаст франчайзи, должны быть просты, легки в освоении и не требовать длительного времени для введения в эксплуатацию. Это необходимо для успешного тиражирования неизменного имиджа компании во всех торговых точках.

Прибыль должна быть такой, чтобы обеспечить и франчайзеру, и франчайзи необходимый уровень заработка и доходов с инвестиций.

Также имеют значение следующие дополнительные критерии:

Должен быть создан механизм обеспечения постоянной технической поддержки и помощи, а также развития бизнеса франчайзинговой сети.

Должно существовать достаточное количество франчайзи, соответствующее бизнес-планам потенциального франчайзера.

Основными компонентами франчайзинговой системы являются: успешное осуществление пробного проекта, договор франшизы, руководство по франшизе, отбор франчайзи и постоянная поддержка. Поскольку франчайзинговые системы более разнообразны, чем кажется на первый взгляд, выявление дополнительных компонентов будет очень ценно. Также необходимо указать на значительные затраты, требующиеся на самых ранних стадиях развития системы, особенно это касается времени, кадров и других ресурсов.

Пробный проект

Осуществление по меньшей мере одного пробного проекта является необходимым компонентом развития франчайзинговой системы, предшествующим продаже франшиз. Как и в любом маркетинговом эксперименте, цель мероприятия состоит в том, чтобы как можно точнее смоделировать предполагаемую франчайзинговую систему. Это позволит получить ясное представление о будущей работе, выявить проблемы, с тем чтобы можно было предпринять необходимые шаги для их преодоления, и не в последнюю очередь определить, стоит ли продолжать заниматься развитием франчайзинговой системы. Хотя «пилоты» и предоставляют ценную информацию, но, поскольку в них обычно работают сотрудники компании, с их помощью вряд ли можно проверить два важнейших фактора, определяющих успех франчайзингового бизнеса: насколько хорошо франчайзи подходит для этого дела и предан ему и как будут складываться взаимоотношения франчайзер-франчайзи.

Документы по франшизе

Двумя основными документами по франшизе являются руководство по франшизе и договор. Руководство содержит подробные инструкции и советы для франчайзи по ведению дела. Договор определяет формальные отношения между франчайзером и франчайзи и очень подробно и конкретно формулирует обязанности франчайзи. В контракте указаны, например, три вида финансовых выплат, которые франчайзи выплачивает франчайзеру: первоначальный взнос, который главным образом покрывает издержки франчайзера по организации предприятия франчайзи, постоянная плата «за административные услуги» и «налог», направляемый на маркетинг и рекламу. Две последние платы исчисляются в виде процента с торгового оборота франчайзи. Плата за административные услуги варьируется в широком диапазоне от 5,5% (общественное питание и гостиницы) до 9,6% (транспортные услуги) в зависимости от объема предоставляемой поддержки и размера прибыли. Франчайзеры могут вместе с этим или вместо этого поставлять франчайзи товары с наценкой. Некоторые франчайзеры используют этот вариант как основной источник дохода и взимают очень низкую плату за административные услуги. В среднем различные постоянные платежи, собираемые франчайзерами в 1996 г., по оценкам составляли 8,9% товарооборота франчайзи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.