Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутриотраслевые источники экономии



АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 2013-2016 гг.

 

Структура расходов на здравоохранение в РФ

Общее финансирование здравоохранения складывается из государственных и личных расходов граждан. В 2013 г. в РФ оно составило 3,71 трлн руб. в текущих ценах, или 5,6% ВВП, 2014 г. – 3,98 трлн руб., что тоже составляет 5,6% ВВП. С 2013 по 2014 г. доля государственных расходов в общих расходах на здравоохранение упала с 67% до 64%. В РФ эта доля ниже, чем в развитых странах, где она составляет 70-80%.

Государственные расходы на здравоохранение складываются из средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и средств ОМС. В 2014 г. в госрасходах доля средств ОМС составила 52%, консолидированных бюджетов субъектов – 33%, федерального бюджета – 15%. Динамика государственных расходов на здравоохранение в текущих ценах представлена в табл. 1. В доле ВВП в 2013 г. они составили 3,7%, в 2014 г. – 3,6%, в 2015 г. – оценка 3,7%, по прогнозам в 2016 г. – 3,4%.Это в 1,5 раза ниже, чем в «новых» странах Евросоюза, имеющих сопоставимый ВВП на душу населения в год, сегодня –
5,4% ВВП.

2. Динамика расходов на здравоохранение в постоянных ценах (2013 г. – 100%).

Государственные расходы на здравоохранение посчитаны в ценах 2013 г., поскольку этот год был последним, когда эти расходы росли в реальных ценах. Для справки: государственные расходы в постоянных ценах с 2005 по 2013 г. выросли на 50% (2005 г. – 100%). 2013 год – это также год, вплоть до которого в РФ продолжалось улучшение здоровья населения и снижалась смертность населения. В 2014 г. общий коэффициент смертности перестал снижаться и стал даже несколько выше, чем в 2013 г., соответственно 13,1 и 13,05 случаев на 1 тыс. населения. Для справки: с 2005 по 2013 г. этот показатель снизился на 19%(c 16,1 до 13,05).

Из расчетов в табл. 1 и рис. 1 видно, что в период 2014-2016 гг. фактические и запланированные государственные расходы на здравоохранение по сравнению с объемами расходов в 2013 г. в текущих ценах соответствующего года сократились: в 2014 г. – на 7%, в 2015 г. – на 17%, в 2016 г. сократятся на 20%.Расчеты сделаны путем перевода госрасходов на здравоохранение в 2013 г. в цены соответствующего года с учетом индекса потребительских цен и девальвации рубля, примененной к части расходов, зависящих от курсовой разницы[1].

Другими словами, объем финансирования здравоохранения в 2016 г. составляет 80% от объема 2013 г. (приведенного к ценам 2016 г.). В абсолютных значениях эта разница составляет 691 млрд руб. Это означает, что настолько же меньше средств придется потратить на оказание бесплатной медицинской помощи по сравнению с 2013 г.

Следует отметить, что указанное снижение расходов в 2016 г. – самый оптимистичный сценарий, поскольку в расчетах не учтены дополнительные расходы на нужды Крымского федерального округа, также уже очевидно, что инфляция в 2015 г. будет выше 12,2%, заложенной в расчетах. Более того, Счетная палата РФ указывает, что есть существенные риски снижения доходов ФОМС в
2015 г. – за первое полугодие этого года взносов на работающее население поступило на 71 млрд руб. меньше, чем было запланировано. Это означает, что разница между объемом финансирования в 2013 и 2016 г. будет еще выше в сопоставимых ценах.

 

Рис. 1. Динамика государственного финансирования здравоохранения с 2013 по 2016 г. в сопоставимых ценах 2013 г.

Внутриотраслевые источники экономии

Общий перечень возможных источников экономии представлен в табл. 2. Он складывается из экономии на закупках лекарственных средств и расходных материалов (медицинских изделий), а также существенного сокращения инвестиционных статей расходов. Касательно экономии по статьям закупок лекарственных средств и медицинских изделий, то экономия рассчитана исходя из данных, что в ряде субъектов РФ цены закупок на однотипные лекарства и расходные материалы могут отличаться от 10 до 40%. Как правило, в более бюджетно-обеспеченных субъектах РФ эти цены выше, например, в Самарской области закупочные цены выше, чем в Ульяновской области. Из этого следует, что при введении регулирующих мер (например, путем установления предельных или референтных цен покупки для ряда ключевых товаров), цены на них могут быть снижены в целом по стране на10–30%. Объем инвестиций в здравоохранение представлен по данным Росстата за 2014 г.

В 2016 г. объем средств за счет возможной экономии внутри отрасли и снижения инвестиционных расходов может составить минимум 69 млрд руб., максимально – до 267 млрд руб. То есть в среднем – 168 млрд руб.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.