Общее финансирование здравоохранения складывается из государственных и личных расходов граждан. В 2013 г. в РФ оно составило 3,71 трлн руб. в текущих ценах, или 5,6% ВВП, 2014 г. – 3,98 трлн руб., что тоже составляет 5,6% ВВП. С 2013 по 2014 г. доля государственных расходов в общих расходах на здравоохранение упала с 67% до 64%. В РФ эта доля ниже, чем в развитых странах, где она составляет 70-80%.
Государственные расходы на здравоохранение складываются из средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и средств ОМС. В 2014 г. в госрасходах доля средств ОМС составила 52%, консолидированных бюджетов субъектов – 33%, федерального бюджета – 15%. Динамика государственных расходов на здравоохранение в текущих ценах представлена в табл. 1. В доле ВВП в 2013 г. они составили 3,7%, в 2014 г. – 3,6%, в 2015 г. – оценка 3,7%, по прогнозам в 2016 г. – 3,4%.Это в 1,5 раза ниже, чем в «новых» странах Евросоюза, имеющих сопоставимый ВВП на душу населения в год, сегодня – 5,4% ВВП.
2. Динамика расходов на здравоохранение в постоянных ценах (2013 г. – 100%).
Государственные расходы на здравоохранение посчитаны в ценах 2013 г., поскольку этот год был последним, когда эти расходы росли в реальных ценах. Для справки: государственные расходы в постоянных ценах с 2005 по 2013 г. выросли на 50% (2005 г. – 100%). 2013 год – это также год, вплоть до которого в РФ продолжалось улучшение здоровья населения и снижалась смертность населения. В 2014 г. общий коэффициент смертности перестал снижаться и стал даже несколько выше, чем в 2013 г., соответственно 13,1 и 13,05 случаев на 1 тыс. населения. Для справки: с 2005 по 2013 г. этот показатель снизился на 19%(c 16,1 до 13,05).
Из расчетов в табл. 1 и рис. 1 видно, что в период 2014-2016 гг. фактические и запланированные государственные расходы на здравоохранение по сравнению с объемами расходов в 2013 г. в текущих ценах соответствующего года сократились: в 2014 г. – на 7%, в 2015 г. – на 17%, в 2016 г. сократятся на 20%.Расчеты сделаны путем перевода госрасходов на здравоохранение в 2013 г. в цены соответствующего года с учетом индекса потребительских цен и девальвации рубля, примененной к части расходов, зависящих от курсовой разницы[1].
Другими словами, объем финансирования здравоохранения в 2016 г. составляет 80% от объема 2013 г. (приведенного к ценам 2016 г.). В абсолютных значениях эта разница составляет 691 млрд руб. Это означает, что настолько же меньше средств придется потратить на оказание бесплатной медицинской помощи по сравнению с 2013 г.
Следует отметить, что указанное снижение расходов в 2016 г. – самый оптимистичный сценарий, поскольку в расчетах не учтены дополнительные расходы на нужды Крымского федерального округа, также уже очевидно, что инфляция в 2015 г. будет выше 12,2%, заложенной в расчетах. Более того, Счетная палата РФ указывает, что есть существенные риски снижения доходов ФОМС в 2015 г. – за первое полугодие этого года взносов на работающее население поступило на 71 млрд руб. меньше, чем было запланировано. Это означает, что разница между объемом финансирования в 2013 и 2016 г. будет еще выше в сопоставимых ценах.
Рис. 1. Динамика государственного финансирования здравоохранения с 2013 по 2016 г. в сопоставимых ценах 2013 г.
Внутриотраслевые источники экономии
Общий перечень возможных источников экономии представлен в табл. 2. Он складывается из экономии на закупках лекарственных средств и расходных материалов (медицинских изделий), а также существенного сокращения инвестиционных статей расходов. Касательно экономии по статьям закупок лекарственных средств и медицинских изделий, то экономия рассчитана исходя из данных, что в ряде субъектов РФ цены закупок на однотипные лекарства и расходные материалы могут отличаться от 10 до 40%. Как правило, в более бюджетно-обеспеченных субъектах РФ эти цены выше, например, в Самарской области закупочные цены выше, чем в Ульяновской области. Из этого следует, что при введении регулирующих мер (например, путем установления предельных или референтных цен покупки для ряда ключевых товаров), цены на них могут быть снижены в целом по стране на10–30%. Объем инвестиций в здравоохранение представлен по данным Росстата за 2014 г.
В 2016 г. объем средств за счет возможной экономии внутри отрасли и снижения инвестиционных расходов может составить минимум 69 млрд руб., максимально – до 267 млрд руб. То есть в среднем – 168 млрд руб.