Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь



 

В процессе правотворческой деятельности создаются разные НПА. НПА - это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Классифицировать НПА можно по разным критериям:

1) по принадлежности к отрасли права НПА подраделяются на акты конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, муниципального, финансового и т.д. права;

2) по субъекту принятия НПА подразделяются на акты государства, акты общественных организаций, акты народа, принятые на референдуме, акты органов местного самоуправления. В свою очередь акты государства подразделяются на акты Парламента, Президента, Правительства, отдельных министерств и ведомств, Национального банка и др.;

3) по структурной форме можно выделить тематические акты, укрупненные акты типа кодексов и формы объединения НПА – Собрания действующего законодательства и Своды законов;

4) по юридической силе НПА традиционно подразделяют на законы и подзаконные акты. Юридическая сила НПА - это характеристика НПА, которая: во-первых, определяет обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, во-вторых, определяет степень подчиненности одного акта другому.

НПА приводятся в единую систему путем их взаимного согласования, определения иерархии НПА, а также путем подготовки издания Свода законов и законодательства Республики Беларусь, характеризуются внутренней согласованностью. Необходимо обеспечивать системность, согласованность актов уже в процессе подготовки проектов: с принятием нового акта следует одновременно корректировать акты одного уровня и принимать меры по приведению актов в соответствие с актом, обладающим большей юридической силой.

Согласно ст. 9 Закона «О НПА», общими требованиями, предъявляемыми к НПА, являются: соответствие принципам нормотворческой деятельности, установленным законом; согласованность НПА с другими НПА; принятие НПА уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции; принятие НПА в порядке и форме, установленных законодательством; соответствие НПА нормотворческой технике.

Законом «О НПА» (ст. 2) установлен исчерпывающий перечень НПА, принимаемых государственными органами и народом. Следует отметить, что данным Законом установлена весьма сложная система НПА.

Законы занимают центральное место в системе законодательства государства. Это звязано с основными признаками закона:

1) они принимаются только высшими законодательными органами государства либо народом на референдуме;

2) они принимаются в особом процессуальном порядке, который предусмотрен Конституцией и регламентами палат Парламента;

3) обычно они являются актами высшей юридической силы. Это означает, что содержание иных НПА не должно противоречить законам. Никто не имеет права изменить либо отменить закон, кроме субъекта, который яго принял (Парламент или народ), а также Конституционного Суда;

4) они регулируют наиболее важные основополагающие отношения. Законами закрепляются общественный и государственный строй, порядок формирования и компетенция органов государства, основные права и свободы граждан и т.д.

Таким образом, закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа или народа, обладающий высшей юридической силой и направлен на урегулирование наиболее важных общественных отношений.

Юридическую силу закона имеют и такие НПА, как декрет и указ Президента. Декреты принимаются Президентом на основе делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случае особой необходимости. Последние – это временные декреты. Практически все декреты, принятые Президентом Республики Беларусь, являются временными. Кроме декретов Президент принимает указы, имеющие разную юридическую силу.

Согласно Закону «О НПА» законодательные акты – это Конституция, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь. Таким образом, все перечисленные НПА являются законодательными актами. Однако не все указы Президента могут рассматриваться как законодательные акты, например, те из них, которые носят подзаконный характер в силу делегирования законом определенных полномочий Президенту. Такой указ не может возвышаться над законом.

Поэтому более правильным было бы отнесение к кругу законодательных актов не всех указов Президента, а лишь тех, которые изданы на основе Конституции. Указы, полномочия на издание которых предусмотрены законом, следует относит не к законодательным, а к подзаконным актм.

Подзаконные НПА - это акты субъектов правотворчества, принятые в соответствии с законом на его основе либо для его исполнения. Поэтому подзаконный акт не должен противоречить закону. Законом «О НПА» предусмотрены такие НПА, как постановления палат Парламента, постановления Совета Министров, акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, постановления органов государственного управления и Национального банка, регламенты, инструкции, правила, уставы, приказы, решения органов местного управления и самоуправления.

Существуют также локальные акты. Локальный НПА – НПА, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций.

Вызывает сомнение отнесение актов Конституционного Суда к подзаконным актам. Дело в том, что данный орган принимает решения о соответствии Конституции законов, указов, декретов и иных НПА. Своим решением Конституционный Суд может отменить акты, не соответствующие Конституции, в том числе законодательные (законы, декреты и указы).

Для ведомственных НПА (актов органов государственного управления, например, министерств) характерны следующие черты:

1) они имеют подзаконный характер; должны быть основаны на Конституции, актах органов общегосударственного уровня (Парламента, Президента, Правительства);

2) они отличаются огромным многообразием как по содержанию, так и по форме;

3) среди самих ведомственных правовых актов существует собственная иерархия: приоритет актов предопределяется статусом органа управления, кругом решаемых вопросов.

НПА могут приниматься (издаваться) несколькими нормотворческими органами (должностными лицами) (например, Правительством и Национальным банком). Чаще всего это ведомственные НПА, имеющие комплексный характер, так как обычно в этом случае решается более широкий круг вопросов, чем это могло бы сделать отдельное министерство или государственный комитет.

При этом не допускается принятие совместного НПА органами (должностными лицами), один (одно) из которых является вышестоящим по отношению к другому, если иное не установлено законодательными актами исходя из особенностей компетенции этих органов (должностных лиц). Изменение и прекращение действия совместных НПА осуществляется только совместно принявшими (издавшими) их государственными органами (должностными лицами).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.