Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды источников права в Республике Беларусь



ТЕМА: ИСТОЧНИКИ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

 

Гродно,

Гродненский филиал ЧУО «БИП-Институт правоведения», 2011


ИСТОЧНИКИ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ

 

В данной теме рассматриваются виды источников права Республики Беларусь, их соотношение между собой, сферы их применения. Отдельно рассматриваются виды нормативных правовых актов Республики Беларусь, их юридическая сила, официальные источники опубликования. В теме дается классификация и характеристика законов как актов высшей юридической силы.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1. Виды источников права в Республике Беларусь.

2. Виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь.

3. Виды законов в Республике Беларусь.

 

Виды источников права в Республике Беларусь

Среди белорусских ученых-юристов нет единого мнения о видах и системе источников современного права. В их число чаще всего включают нормативный правовой акт (НПА), договор нормативного содержания (ДНС), правовой обычай, судебный (юридический) прецедент, правовую доктрину, религиозные писания (нормы), общие принципы права.

Представляется, что общие принципы права нельзя считать самостоятельным источником права. Дело в том, что не существует единых, универсальных как для национального, так и для международного права общих принципов права. Принципы права существуют либо в форме доктринальных (научных) положений, либо закрепляются в НПА национального права, а также источниках международного права. Т.е они приобретают форму (вид) тех источников права, в которых они закреплены – НПА, договора нормативного содержания и т.д.

В Республике Беларусь официально либо неофициально используются все известные источники права. При этом основными являются НПА и ДНС.

НПА выступет основным источником благодаря характерным особенностям:

1) НПА обладает оперативностью: его можно в любое время изменить, дополнить, отменить, принять новый;

2) содержание НПА доводится до сведения всего населения с помощью средств массовой информации в минимальные сроки;

3) НПА имеет государственно-властный характер – это значит, что он исходит от государства (государственного органа или дожностного лица) и защищается его принудительной силой.

Нормативные правовые акты составляют основу всех отраслей права в правовой системе Республики Беларусь.

Второе место по своей распространенности занимает ДНС. Он широко применяется в международном праве, а также в некоторых отраслях национального права. Например, в трудовом праве таковым является коллективный договор. Коллективный договор – это соглашение, заключенное между администрацией предприятия и трудовым коллективом по вопросам труда, отдыха, дополнительных льгот, отношений с профсоюзами и т.д. В муниципальном праве это может быть договор между двумя либо несколькими субъектами местного самоуправления по вопросам экономического, социального, культурного или экологичного развития совместных территорий. Чем больше в стране развиты рыночные отношения, тем большую сферу применения получает договор.

В современный период все большее значение приобретает международное право, основанное на договоре. Согласно ч. 2 ст. 20 Закона «О НПА» нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, которые вступили в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного НПА.

В Республике Беларусь действует Закон «О международных договорах Республики Беларусь», который предусматривает процедуры имплементации международных договоров в национальнае законодательство.

Международные акты, ратифицированные Парламентом Республики Беларусь, обладают юридическим верховенством относительно иных подконституционных актов (законов, декретов, указов, постановлений и др.). Это обязывает правотворческие и правоприменительные органы, в том числе и суды, при принятии решений руководствоваться нормами международных договоров.

Международные договоры слудуют за Конституций и конституционными законами. Согласно ст. 116 Конституции Конституционный Суд наделен правом проверять на соответствие международным правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законы, декреты и указы Президента. При этом даже в случае расхождения норм международных оговоров и новых законов общепринятое правило о том, что новый закон отменяет старый, не применяется, т.е. в случае расхождения этих актов приоритетом пользуются нормы международных договоров. Исключение возможно при установлении в законе большего объема гарантий (например, в области прав человека).

Ст. 20 Закона «О НПА» устанавливает соотношение международных договоров и НПА. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь. При этом согласно ст. 8 Конституции не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Эта норма свидетельствует о стремлении законодателя строить независимое государство, т.е. она выступает гарантией государственного суверенитета Беларуси.

Признание приоритета общепризнанных принципов международного права означает определение вектора развития всей правовой системы. Именно в этом смысле необходимо понимать запись «обеспечивает соответствие им законодательства».

Принципы международного права отличаются от норм международного права степенью обобщенности и юридической силой. Для принципов международного права характерна высшая степень нормативной обобщенности, т.е. общепризнанные принципы являются такими нормами международного права, которые разделяются мировым сообществом, обладают высшей степенью обобщенности и нормативности, что означает предопределение ими содержания других норм международного права.

Правовой обычай используется в Республике Беларусь в виде обобщенной судебной практики. В процессе применения законодательства вырабатываются дополняющие, уточняющие установленные в законодательстве правила. После обобщения Верховным Судом эти правила становятся общеобязательными, и в первую очередь они должны соблюдаться судебными органами. Это и есть правовой обычай и существует он легально, хотя многими учеными и не признается. Кроме того, обычай является одним из источников международного права, которое широко примяняется в Республике Беларусь.

Обычай – это консервативный элемент права, поэтому в основном он заменяется (вытесняется) нормативными правовыми актами. При этом складывается парадоксальная ситуация, когда общественные отношения развиваются быстрее, чем законодательство государства, и потому опять может применяться обычай.

Прецедент в качестве источника права официально не закреплен в Республике Беларусь, однако он используется в следующих случаях: 1) при наличии пробелов в действующем позитивном праве; 2) когда судебная инстанция восполняет пробел путем аналогии права или аналогии закона; 3) если в правоприменительной практике используются Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Доктрина (наука) используется в качестве источника права при заполнении пробелов в праве. Например, Конституционный Суд может обратиться к ученым-специалистам права с просьбой дать заключение, рекомендации для решения конкретного дела, которое не достаточно урегулировано либо вообще не урегулировано законодательством.

Наиболее редко применяются в Республике Беларусь канонические (религиозные) нормы. Связано это с отделением государства от церкви. В качестве примера можно привести ответственность за нарушение порядка отправления религиозных культов, рилигиозные праздники, которые закреплены государством. Например, в Республике Беларусь в качестве праздничного нерабочего дня согласно Указу Президента от 26.03.1998 г. № 157 «О государственных и праздничных нерабочих днях» установлена Радоница, конкретная дата которой устанавливается на основе церковных правил.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.