Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неценовые факторы, влияющие на предложение



1. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Следовательно, чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот.

Например, снизились цены на сырье, материалы.

2. Технология. Применение совершенной технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к смещению кривой предложения влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную.

Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.

4. Ожидания. Ожидая роста цен, производители иногда придерживают товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.

5. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

№10

Рассмотренные нами ранее функции спроса и предложения взаимодействуют на рынке товара. Под влиянием конкурентной среды рынка спрос и предложение уравновешиваются, в результате чего устанавливаются рыночная цена и количество покупаемого товара.

Рыночная цена считается ценой равновесия тогда, когда она определяет тот уровень, при котором продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить товар.

Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия, когда под воздействием изменения факторов спроса или предложения рынок выходит из этого состояния. Существуют два основных варианта диспропорции между спросом и предложением: избыток и дефицит товара.

Избыток (излишек) товара – это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей. В выигрыше остается тот, кто предлагает более выгодные условия реализации товара. Таким образом рынок стремится вернуться в состояние равновесия.

Дефицит товара – в этом случае величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникает соревнование уже между покупателями за возможность приобрести дефицитный товар. Побеждает тот, кто предлагает более высокую цену за данный товар. Возросшая цена привлекает к нему внимание производителей, которые начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение товара. В результате система возвращается в состояние равновесия.

Таким образом, цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулируя расширение производства и предложения товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишков.

Уравновешивающая роль цены проявляется как через спрос, так и через предложение.

№11

Тео́рия преде́льной поле́зности или преде́льных изде́ржек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф. Ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа), У. С. Джевонсом и А. Маршаллом.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы ещё Г. Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844 года, а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф. Ф. Визер.

 

График показывает предельную полезность (измеряется в единицах полезности) алмазов и воды как функцию объёма потребления.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

, непосредственно связанные с обретением, потреблением и избавлением от продуктов, услуг, идей, включая процессы принятия решений, предшествующих этим и следующим за ними действиями, характеризуют поведение потребителя. Потребность, возникающая из необходимости или желания потреблять различные богатства (как материальные, так и духовные), считается экономическим мотивом человека. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей, т. е. от их субъективного восприятия товара или потребительских предпочтений.

В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Потребительское поведение методологически исходит из теории предельной полезности. Потребитель покупает товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, т. е. он хочет получить определенную полезность от них. Следовательно, полезность есть удовольствие или удовлетворение, которые потребители получают от покупаемых товаров и услуг.

Все люди способны сравнивать удовлетворения, получаемые от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Данные предпочтения являются «чистыми», так как не зависят от доходов и цен. «Чистые» предпочтения не представляют еще действительного покупательского выбора. Желание становится выбором, а индивидуум – покупателем, когда его предпочтения ведут к реальным покупкам на рынке. Однако выбор, в отличие от желаний, ограничен доходом и ценами.

Теория потребительского поведения исходит также из того, что имеющие выбор покупатели ведут себя рационально.

Механизм, организующий поведение потребителя, – мотив, а процесс формирования мотива – мотивация.

Предпосылки потребительского поведения можно сформулировать следующим образом:

  • потребители очень хорошо знают, какие товары для них предпочтительнее;
  • потребители действуют рационально;
  • потребители совершенно точно знают уровень своих доходов и владеют информацией о ценах товаров;
  • выбор потребителей ограничен их доходами и временем.

В основе оценки потребления, потребностей и спроса лежат различные теории мотивации, теории рационального потребления.

№12

Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора.

Для обозначения того удовольствия, или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг, экономисты используют термин «полезность» (U - utility). Своим происхождением этот термин обязан английскому философу и социологу Джереми Бентаму (1748-1832).

Установив, что полезность является целью потребления, мы должны признать, что существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят. Так, цены на товары, а также размеры потребительского бюджета ограничивают возможности удовлетворения потребностей.

Классическим примером множества ограниченных возможностей является меню в кафе. Допустим, вы захотели съесть на завтрак винегрет, но его не оказалось в меню. Зато среди представленных блюд есть ваше любимое - говяжьи сардельки. Но одна порция его стоит 3 руб., а ваш бюджет позволяет вам потратить не более 2 руб. В конце концов вы останавливаетесь на бутерброде с сыром и кофе.

Выделяют два основных подхода к определению полезности; 1) количественный (кардиналистский) - здесь речь идет о традиционной версии теории потребительского выбора;

Чтобы ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете, мы должны знать, какой из наборов продуктов предпочтем. Наши предпочтения выражаются через кривые безразличия.

Кривая безразличия - это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребления одинаковую общую полезность, и поэтому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать (рис. 6.4).

Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров кривая безразличия будет иметь вид прямой линии (MRS = const). Обычно такие товары рассматриваются как один.

Кривая U2 - товары вообще не могут заменять друг друга (правый и левый ботинки). Такие товары жестко дополняют друг друга (кривая безразличия – взаимно перпендикулярные отрезки).

Кривая U3 показывает, что чем больше имеет товара потребитель, тем больше хотел бы его иметь. Кривая безразличия вогнута к началу координат.

Если совместить на одном графике карту кривых безразличия и бюджетное ограничение, можно будет определить, какой товарный набор выберет потребитель, чтобы получить максимум удовлетворения (рис. 6.7).

№13

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Характеристика предприятия предполагает определение его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектом рыночных отношений:

  • организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;
  • производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;
  • наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;
  • имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;
  • оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность выражается в том, что предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ главной целью коммерческого предприятия является достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, т. е. превышение результатов над затратами. Так как экономика представляет собой сложнейшую систему, то наряду с основной целью на каждом предприятии существует целый комплекс разноуровневых целей, которые определяют стратегию деятельности и составляют «дерево» целей данного предприятия.

Функционирование предприятий в рыночных условиях предполагает решение ряда задач, к важнейшим из которых можно отнести следующие:

  • бесперебойный и ритмичный выпуск высококачественной продукции в соответствии с имеющимися производственными возможностями;
  • удовлетворение общественных потребностей в продукции, всемерный учет требований потребителей, формирование эффективной маркетинговой политики;
  • эффективное использование производственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эффективности производства;
  • разработка стратегии и тактики поведения предприятия на рынке;
  • обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание высокого имиджа предприятия;
  • совершенствование организации производства, труда и управления; использование новейших достижений НТП в производстве;
  • обеспечение социальной эффективности производства (рост квалификации и большей содержательности труда работников, повышение их уровня жизни, создании благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе).

Задачи предприятия определяются интересами его собственников, потенциалом и другими факторами внешней и внутренней среды. В современных условиях перед многими отечественными предприятиями нередко стоят совершенно иные цели и задачи. Так, основной целью может являться не получение прибыли, а, например, обеспечение стабильной работы предприятия, завоевание рынка, бесперебойная реализация продукции или своевременная выплата достойной заработной платы работникам.

Типы предприятий

Одним из методов познания процессов и явлений служит классификация, т. е. разделение совокупности на группы по различным признакам. В экономической теории и практике существуют различные классификации, в соответствии с которыми предприятия подразделяются на типы. Основными признаками классификации предприятий являются:

  • отраслевая принадлежность;
  • структура производства;
  • используемые ресурсы;
  • назначение готовой продукции;
  • размеры;
  • форма собственности;
  • организационно-правовая форма;
  • технологическая и техническая общность;
  • время работы в течение года.

Важнейшей характеристикой предприятия выступает его отраслевая принадлежность, по которой все предприятия группируются в соответствии с принятой в Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) классификацией отраслей (промышленные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия строительной индустрии и т. д.). Однако на практике не всегда можно точно определить отраслевую принадлежность предприятия, так как большинство их них имеет межотраслевую структуру производства. Поэтому по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные (изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства), многопрофильные (выпускают продукцию широкого ассортимента и назначения) и комбинированные (имеющие целью комплексное использование сырья: один вид сырья на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем – в третий вид; чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности).

В зависимости от используемых ресурсов предприятия делятся на:

  • предприятия, использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие);
  • предприятия, интенсивно использующие средства производства (фондоемкие);
  • предприятия, интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

По назначению готовой продукции предприятия классифицируются на предприятия, производящие средства производства (машины, оборудование, транспорт), и предприятия, производящие предметы потребления (продукты питания, одежду и т. д.).

В зависимости от мощности производственного потенциала (размеров) предприятия делятся на крупные, средние и малые. В настоящее время в России существует два критерия отнесения предприятий к малому бизнесу: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работников (в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30, в других отраслях – 50 человек).

По форме собственности различают частные, государственные, муниципальные предприятия.

По организационно-правовой форме в соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятия подразделяются на хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере), хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), государственные и муниципальные унитарные предприятия и производственные кооперативы.

По характеру потребляемого сырья все предприятия группируются на предприятия добывающей промышленности (нефте-, угледобывающие предприятия) и предприятия обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка).

По признаку технической и технологической общности выделяют четыре типа предприятий:

  • с непрерывным процессом производства (предприятие работает 24 часа в сутки, например хлебокомбинат);
  • с дискретным (прерывным) процессом производства;
  • с преобладанием механических процессов производства (предприятия мебельной, легкой промышленности);
  • с преобладанием химических процессов производства (фармацевтическая, химическая отрасли промышленности).

В зависимости от времени работы в течение года выделяют предприятия сезонного действия и предприятия круглогодичного действия.

№14

Любое предприятие можно представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или услугу).

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

Земля – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов и поселков, железных дорог, предприятий и т. п.

Капитал (средства труда), или «инвестиционный ресурс», – это деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.

Предпринимательская активность и способность – свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе.

Предпринимательские способности – умение людей соединять все факторы производства для создания товаров или услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск.

С позиций системного подхода организация – это совокупность структуры предприятия как системы и способов функционирования ее элементов.

Структура выражает и определенное взаимодействие элементов, обеспечивая функционирование и развитие предприятия. При этом организация непосредственно соотносится с понятием управления.

Различают производственную и организационную структуру предприятия.

Под производственной структурой предприятия обычно понимается состав и размеры основных и вспомогательных цехов и участков обслуживающих хозяйств производственного назначения.

Основными факторами, оказывающими влияние на производственную структуру, являются:

1. характер выпускаемой продукции и ее номенклатура;
2. масштаб производства;
3. уровень кооперирования.

Организационная структура предприятия – это состав и размеры организационных единиц (рабочее место, отдел, служба), их соотношение, формы построения и рациональное разделение сфер деятельности.

Технология – это способ преобразования основных факторов производства (сырья, материалов) в готовый продукт; это совокупность различных операций по изменению размеров, свойств, форм предметов труда, методы их обработки и изготовления продуктов в процессе производства.

Средствами выполнения технологического процесса являются технологическое оборудование, технологическая оснастка и специальные устройства.

Научно-технический прогресс в качестве непременного фактора производства выдвинул информацию, которая необходима и как условие работы системы машин и оборудования, включающей в свой состав управляющее устройство, и как предпосылку успешного готового продукта (услуги).

 

№15

Экономические издержки – все формы выплат за использование ресурсов. Эти издержки производства зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Экономические издержки могут быть двух видов:

  1. внешние издержки производства (явные) – это затраты на оплату работников, оплату сырья, материалов, топлива, начисление износа и т. д.;
  2. внутренние издержки производства (неявные) – использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (земля, помещение, нематериальные активы).

Постоянные издержки производства – затраты предприятия, не зависящие от объема производимой продукции данным предприятием (затраты на содержание зданий, заработная плата и т. д.). Основу постоянных издержек составляют затраты, связанные с использованием основного капитала.

Переменные издержки производства – затраты предприятия, напрямую зависящие от объема производства продукции (сырье, топливо, материалы, транспортные услуги, трудовые ресурсы и т. д., используемые в процессе производства продукции). Основу переменных издержек составляют затраты, связанные с использованием оборотного капитала.

Прямые издержки производства – затраты предприятия, связанные с изготовлением конкретных видов продукции.

Косвенные издержки производства – затраты на производство определенных видов продукции, их нельзя отнести ко всем объектам производства.

Основные издержки производства – затраты предприятия, направленные непосредственно на технологический процесс изготовления изделия.

К накладным издержкам производства относят затраты, направленные на создание необходимых условий для работы предприятия, связанной с производством продукции.

Средние издержки производства – затраты, приходящиеся на единицу продукции.

Предельные издержки производства – затраты, характеризующие увеличение объема производства продукции при добавлении дополнительных производственных переменных факторов к уже имеющимся финансовым ресурсам.

Существует также понятие трансакционных издержек:

  • получение информации и ее оценки;
  • ведение переговоров и заключение соглашения;
  • защита и учет прав собственности при их использовании.

№16

Механизм функционирования предприятия во многом зависит от степени развития рыночных отношений (табл. 8.1). В условиях совершенной конкуренции существует много фирм, которые производят незначительное количество одинакового продукта и которые не способны влиять на изменение цен и диктовать свои условия на рынке. Задача фирмы состоит и увеличении общей выручки и сокращении затрат на производство продукции.

Как же ведет себя фирма в условиях изменения цен (рис. 8.9)? Рост цен приводит к увеличению объемов производства, а снижение цены — к уменьшению прибыли до нуля в точке Е. Объем производства в точке Е является критическим объемом производства: в этой точке наблюдается минимум средних издержек, рыночная цена будет равна средним издержкам.

При дальнейшем падении цены продолжение деятельности фирмы возможно лишь в условиях, когда (а) есть резервы для покрытия убытков и (б) убытки от продолжения производства меньше, чем от его закрытия.

Иногда производство может быть временно приостановлено до предполагаемого вскоре повышения цен. В точке В рыночная цена является критически низкой и равна средним переменным издержкам.

Ниже точки В доходы не будут покрывать переменные издержки. В этом случае продолжать производство не имеет смысла. Точка В называется точкой закрытия предприятия.

№17

Монополистическая, несовершенная, конкуренция возникла в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходила концентрация капитала, возникали акционерные общества. Монополии устанавливали контроль над природными, материальными и финансовыми ресурсами.

Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания. В настоящее время он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма являются монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным» (когда фирма владеет редкими, уникальными, не воспроизводимыми ресурсами), но может быть создано и искусственно (когда фирма использует организационные приемы). В конце XIX в. сферы возникновения монополий были ограничены, но постепенно процессы монополизации приобретают характер закономерности, что было обусловлено условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала. Анализируя проблему монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что в условиях монополии существуют несколько видов конкуренции: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

Монопсония. Тип рыночной структуры, когда существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает монопольную прибыль, поскольку продавец теряет часть доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

Олигопсония. Тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

Олигополия. Тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. В условиях олигополии могут иметь место три вида рынков:

  • рыночная структура, в которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;
  • рыночная структура, в которой конкурируют несколько не связанных никакими соглашениями крупных поставщиков;
  • рынок, на котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», скрепляемой производственными взаимосвязями (подетальная специализация).

Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупнейшие диверсифицированные корпорации.

Дуополия. Тип рыночной структуры, при которой имеется только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия – наиболее простой случай олигополии.

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя (потребление электроэнергии, водоснабжение, газоснабжение).

№19

Определяющими характеристиками монополистической конкуренции являются:

  1. относительно большое число продавцов;
  2. дифференциация товаров;
  3. легкий вход и выход из отрасли. Первая и третья характеристики обеспечивают «конкурентную» сторону монополистической конкуренции; вторая связана с монополистическим аспектом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.