Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды экономических ресурсов



К экономическим ресурсам относятся:

  • природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;
  • трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;
  • капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
  • предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;
  • знания, необходимые для хозяйственной жизни.

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах (см. гл. 36). Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.

№3

Общественное производство выступает в форме взаимодействия человеческого общества и природы. В процессе производственной деятельности человеческое общество воспроизводит себя в виде производительных сил и совокупности экономических отношений.

Общество воспроизводит материальные и нематериальные предпосылки и условия деятельности, постоянно развивает их. В процессе производства осуществляется преобразование природных ресурсов в продукцию, которая предназначена для удовлетворения потребностей людей.

Все общественное производство выступает в виде:

  • материального производства;
  • нематериального производства;
  • удовлетворения социальных основ жизнедеятельности населения.

Материальное производство обеспечивает общество материальными благами и услугами, которые необходимы для жизнедеятельности населения. Сюда включается также материальное производство, которое создает условия для воспроизводства среды обитания (животный и растительный мир), природно-экологической среды обитания (сохранение водного и воздушного бассейнов, земельных и лесных угодий и т. д.).

Нематериальное производство связано с удовлетворением духовных основ жизнедеятельности населения и включает в себя развитие сфер народного хозяйства, обеспечивающих повышение образовательного уровня населения, удовлетворение потребностей культурного развития, медицинского обслуживания.

Социальные основы жизнедеятельности населения. Общественное производство выступает как единство производительных сил и экономических отношений. Результатом хозяйственной деятельности является совокупный общественный продукт (СОП).

СОП в своем движении проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство представляет собой процесс создания полезного продукта. Стадия производства является исходной. Производство – первый признак экономической деятельности людей. Современная трактовка размывает процесс производства как особой стадии. В понятие производства включают не только создание материального продукта и услуг, но и деятельность по доведению продуктов до потребления. В результате принижается роль производства, резко снижается его значимость, что отрицательно сказывается в целом на созидательной деятельности общества.

Распределение – это определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам хозяйственной деятельности. Различают первичное распределение в виде произведенного продукта или полученного дохода и вторичное распределение, или перераспределение, когда полученный доход перераспределяется между различными субъектами экономической деятельности.

Обмен есть процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Различают обмен продуктами деятельности в самом производстве, он основан на технологической специализации внутри производственного процесса. Второй вид обмена продуктами осуществляется на основе общественного распределения труда или специализации.

Под потреблением понимается использование созданных благ для удовлетворения определенных потребностей. Потребление может быть производственное, когда оно осуществляется в производственном процессе, в ходе использования средств производства и рабочей силы, и непроизводственное потребление, которое подразделяется на личное и общественное.

Личное потребление – это удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, образовании.

Общественное потребление – удовлетворение потребностей общества в целом (оборона, управление, наука, культура).

Производство как постоянно повторяющийся процесс является воспроизводством.

Различают воспроизводство простое и расширенное.

Простое воспроизводство – повторение процесса производства в неизменных масштабах.

Расширенное воспроизводство – это возобновление воспроизводства во все увеличивающихся размерах.

Простые моменты процесса труда. Труд есть целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных благ для удовлетворения человеческих потребностей. В процессе труда преобразуются не только материальные ресурсы, но и сам производитель. Совершенствуются его способности к труду, навыки, растет профессиональное мастерство, развиваются личностные качества человека.

Предметы труда – это то, на что воздействует человек в процессе труда. Предметы труда делятся на предметы, данные природой, и предметы как результат предшествующей трудовой деятельности.

К средствам труда относятся, во-первых, орудия труда (машины, оборудование, инструменты), или активная часть средств труда; во-вторых, средства труда, обеспечивающие действие орудий труда (здания, сооружения, дороги), или пассивная часть средств труда. В современных условиях к средствам труда относятся компьютеры, электронно-вычислительная техника, робототехника.

Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства.

В процессе производства происходит, с одной стороны, взаимодействие человека и природы, с другой – взаимодействия людей между собой в процессе труда.

Первый тип взаимодействия принято называть производительными силами; второй – экономическими отношениями.

Производительные силы – совокупность личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии.

Экономические отношения образует совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг. Характер экономических отношений определяется формой собственности на средства производства. Следует отметить, что в последнее время под влиянием НТР формы собственности изменяются, обогащаются. Собственность распространилась на такие факторы, как информация, научные открытия, новые технологии, интеллектуальная деятельность человека.

Это привело к тому, что границы производственных отношений расширились, они вышли за пределы производств и сформировались как экономические отношения. По структуре экономические отношения подразделяются на организационно-экономические (технико-экономические) и социально-экономические.

Организационно-экономические отношения возникают в результате организации труда и определяются техническим уровнем производства. Формами организации выступают разделение труда, кооперация труда, концентрация производства (укрупнение фирм), его централизация (объединение предприятий и организаций). По методам формирования организационно-экономические отношения подразделяются на нерыночные, основанные на внеэкономическом принуждении (рабовладельческая и крепостная системы хозяйства), и рыночные, основанные на преимущественном использовании товарно-денежных отношений.

По уровню охвата они подразделяются на отношения, возникающие на стадиях производства, распределения, обмена, потребления.

Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, определяемых формами собственности (частная, коллективная, государственная). Социально-экономические отношения проявляются на уровне отдельного человека, коллектива, государства.

По своему характеру эти отношения формируются на основе интересов. Обычно различают:

а) материально-экономические интересы, связанные с материальной заинтересованностью, с выгодой, которую можно получить;
б) морально-духовные интересы, которые связаны с удовлетворением интересов людей в виде морального вознаграждения или духовного удовлетворения результатами труда.

По методу воздействия интересы материализуются путем применения побудительных мотивов:

а) материально-экономическая мотивация, которая предполагает специфические методы влияния на наемных работников, предпринимателей, фермеров, коллективы предприятий;
б) морально-духовная мотивация (благодарность, награждение знаком отличия, почетные звания и т. д.);
в) административно-командная мотивация, основанная на принуждении в виде страха потерять работу, лишиться определенной доли дохода, испортить отношения с начальством.

№4

Собственность – это система отношений между людьми, складывающаяся по поводу пользования материальными благами и присвоения результатов хозяйственной деятельности. Отношения собственности характеризуют способ соединения работников со средствами производства, условия использования факторов производства, тип общественного производства и формы его организации.

Экономические отношения собственности представляют собой совокупность производственных отношений, характеризующих отношения между людьми по поводу использования факторов производства. Они сводятся к тому, что любой процесс производства завершается потреблением, присвоением его результатов, которое осуществляется в интересах тех или иных субъектов.

Юридические (правовые) отношения собственности – совокупность прав субъекта по управлению условиями экономической деятельности и использованию ее результатов. Субъектами собственности могут быть индивиды, отдельные коллективы, государство.

Совокупность вещей, принадлежащих субъекту, собственнику, составляет объект собственности, или имущество. Отсюда отношения собственности иногда называют имущественными отношениями. В качестве объектов собственности выступают здания, сооружения, оборудование, а также земля, вода, недра.

В Законе Российской Федерации от 24.10.1990 г. «О собственности в РСФСР» юридические правомочия собственника определены как право по своему усмотрению владеть (фактически обладать), пользоваться (извлекать полезные для себя свойства) и распоряжаться (определять юридическую судьбу, например: продавать, обменивать, дарить, оставлять по наследству, отдавать в залог) имуществом.

«Триада» прав собственности: пользование, владение, распоряжение.

Собственность закрепляется за ее субъектами определенными правовыми актами.

Закрепление осуществляется в виде пользования, владения, распоряжения (так называемая триада прав собственности). Наиболее существенным элементом сложной системы собственности на средства производства и на его результаты является присвоение, которое непосредственно связано с правами собственности.

Права собственности выступают в разнообразных формах.

Право пользования или управления, т. е. экономическая возможность потребления вещи в интересах пользователя.

Владение, т. е. фактическое обладание вещью.

Право распоряжения, т. е. обеспечение свободы действий производителя в рамках установленных функций. В отличие от пользования право распоряжения может быть распределено между несколькими субъектами с закреплением за каждым из них определенных функций. Например, таксист получает от владельца автомобиль в свое распоряжение на правах аренды. Он эксплуатирует его по своему усмотрению. Но в его функции не входит капитальный ремонт автомашины, так как владелец поручает это ремонтной службе.

№5

Деньги – это товар особого рода, исторически выделившийся из ряда других товаров и ставший всеобщим эквивалентом для всех остальных товаров.

Деньги в своем развитии прошли большой путь от экзотических случайных форм до золота и бумажных денег.

Как мера стоимости деньги измеряют ценность всех благ. Определять цену любого товара можно с помощью идеальных денег, в качестве которых до 30-х гг. XX в. выступало золото, а в настоящее время используется обменный курс национальной валюты.

Как средство обращения деньги выступают мимолетным посредником в сделках купли-продажи, что дает возможность использовать бумажные деньги. Если государство выпустит их сверх меры, то они обесценятся и будут замещены бартером. В конечном счете, обесценивание денег может привести к ограничению рыночных сделок с помощью карточек и талонов.

Деньги как средство платежа выражают отношения между должником и кредитором, так как акт купли-продажи часто бывает разорван во времени. Период оплаты товаров и услуг в этом случае по целому ряду причин не совпадает с поставкой продукции. Подобные сделки оформляются в виде долговых обязательств – векселей, банкнот, счетов, чеков и др. На их основе возникают кредитные деньги.

Деньги как средство накопления представляют собой запас финансовых ресурсов для будущих расходов, формируют сбережения домохозяйств и инвестиции предпринимателей.

Выполнение роли мировых денег состоит в том, что деньги функционируют в качестве средства обращения и средства платежа в международном экономическом обмене.

№6

Согласно определениям, содержащимся в большинстве современных учебников, рынок имеет место тогда, когда покупатели и продавцы обмениваются друг с другом товарами, ценными бумагами, трудом и т.д. Рынок - это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (представителей предложения) конкретного товара или услуги.

Причинами, которые обусловили необходимость обмена и, следовательно, привели к замене натурального хозяйства товарным производством и к возникновению рынка, являются: развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей.

Обмен трансформируется в рынок только в том случае, когда производители организуют производство с целью продажи своего товара с последующим приобретением необходимого им другого товара. Важным шагом на этом пути явилось вклинивание в товарный обмен денег и возникновение товарного обращения.

О появлении рынка можно говорить в том случае, если процесс товарного обращения и производства приобретает регулярный характер, порождает постоянные колебания спроса, предложения и цен. Наличие таких признаков, как, во-первых, множество продавцов и покупателей, во вторых, колебание цен и, в-третьих, ориентация на потребности потребителя-покупателя, позволяет говорить о возникновении рынка.

Субъектами рыночных отношений выступают производители, потребители и посредники. Основные производители (предприятия и организации) продают произведенные ими вещественные блага и услуги и покупают необходимые для производства ресурсы. Домашние хозяйства выступают на рынке как покупатели благ потребительского назначения и продавцы рабочей силы. Государство покупает на рынке товары, необходимые для выполнения его функций. Посредники - оптовые и розничные торговцы, комиссионеры, брокеры и агенты производителей - оказывают торговые услуги производителям и потребителям. Следовательно, субъектами рыночных отношений являются физические и юридические лица.

Объектами купли-продажи на рынках являются экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги, т.е. все то, по поводу чего возникают рыночные отношения между продавцами и покупателями.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, среди которых следует выделить: соединение производства и потребления - обеспечение непрерывности общественного производства; регулирование производства и потребления; стимулирование организации современного производства; информационную функцию и санирующую функцию.

Соответственно объектам рыночных отношений выделяют следующие типы рынка: товарный, финансовый и рынок труда.

Товарный рынок включает в себя потребительский рынок (предметов потребления и услуг), рынки средств производства, информации, интеллектуального продукта (научно-технических разработок).

Финансовый рынок - рынок капиталов (инвестиционный рынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютно-денежный рынок.

Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, т.е. продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики.

Рыночная инфраструктура - это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. обеспечивают нормальное функционирование рынка. В составе рыночной инфраструктуры можно выделить три важнейших блока:

  1. Организационную базу, включающую биржи, снабженческо-сбытовые фирмы, торговые дома, посреднические фирмы, брокерские конторы, лизинговые, аудиторские фирмы и т.д.
  2. Материальную базу - это транспортная система, складское и тарное хозяйство, средства связи, информационная база, машины, механизмы.
  3. Кредитно-расчетную базу, состоящую из банковской системы, кредитно-сберегательных структур, бюджетной системы и т.д.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют центральные и местные бюджеты. Через госбюджеты происходит перераспределение доходов, финансирование социальных программ.

К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят:

  • эффективное распределение ресурсов;
  • возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства;
  • гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;
  • эффективное использование результатов НТР;
  • относительную свободу выбора и действий потребителей и производителей;
  • способность к разнообразию товарного мира, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия;
  • воспитание «экономического человека».

Однако как и любое социально-экономическое явление, рынок противоречив, а поэтому содержит в себе и ряд негативных свойств. К таковым относятся:

  • тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия, т.е. через ущемление интересов субъектов рыночных отношений;
  • стихийное колебание цен имеет следствием неустойчивость положения участников рынка;
  • рынок не обеспечивает социально-справедливое перераспределение дохода в обществе;
  • рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;
  • рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству;
  • рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг совместного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.д.);
  • рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические прорывы в области науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу;
  • рынок подвержен нестабильному развитию с при сущими ему кризисами перепроизводства, инфляционными и другими негативными процессами;
  • количественное и качественное несовпадение предложения рабочей силы с потребностями общественного производства порождает безработицу.

№7

редствами, приобрести данный товар.

Спрос характеризуется его величиной. Под величиной спроса (Qd) следует понимать количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.

Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.

Цена спроса - это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить, приобретая данный товар.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – спрос на данном рынке конкретного покупателя на конкретный товар. Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране.

На величину спроса оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы, которые можно сгруппировать следующим образом:

  • цена самого товара X (Рх);
  • цены на товары-заменители (Pi);
  • денежные доходы потребителей (Y);
  • вкусы и предпочтения потребителей (Z);
  • ожидания потребителей (Е);
  • число потребителей (N).

№8

Предложение – это совокупность товаров, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля – в форме реализации спроса. Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе говоря, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.