1. Понятие и принципы финансово-экономической основы мсу
2. Муниципальное имущество: состав и его использование
3. Муниципальный заказ
4. Доходы местных бюджетов
5. .Расходы местных бюджетов
6 Проблемы формирования экономической базы мсу
Понятие и принципы финансово-экономической основы мсу
Финансово-экономическая основа местного самоуправления является непременным условием реальности и эффективности муниципальной деятельности. Она обеспечивает хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служит удовлетворению потребностей населения. Финансово-экономическая самостоятельность и уровень реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния и развития экономики общества. Вместе с тем укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны. В качестве общих принципов, определяющих экономическую и финансовую политику демократического государства в развитии и укреплении местного самоуправления являются положения Европейской Хартии самоуправления, которая устанавливает:
· органы местного самоуправления имеют право на финансовые ресурсы, которыми они могут распоряжаться при осуществлении своих полномочий;
· соразмерность финансовых ресурсов органов местного самоуправления полномочиям, предоставленным Конституцией или законами;
· пополнение части финансовых ресурсов местного самоуправления за счет местных сборов и налогов, ставки которых должны устанавливаться органами местного самоуправления самостоятельно в рамках закона;
· разнообразие и гибкость финансовых систем, на которых основываются ресурсы муниципального образования, для своевременного реагирования на изменение возникающих в процессе деятельности издержек;
· защита более слабых, в финансовом отношении, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или соответствующих мер, направленных на корректировку последствий неравномерного перераспределения возможных источников финансирования и расходов.
Каждое муниципальное образование для решения вопросов местного значения должно обладать необходимыми материальными и финансовыми ресурсами.
Экономические основы являются одним из главных базисных элементов местного самоуправления.
Они обеспечивают:
• хозяйственную самостоятельность муниципальных органов;
• служат удовлетворению потребностей населения муниципального образования;
• создают условия для нормальной жизнедеятельности муниципального образования.
Конституция Российской Федерации, подтвердив право граждан на местное самоуправление, закрепила его материально-финансовую основу, предусмотрев, что органы местного самоуправления самостоятельно муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. В соответствии с Указом Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 года органы местного самоуправления получили право самостоятельно утверждать перечень объектов, составляющих муниципальную собственность.
Определение экономической основы местного самоуправления было сформулировано в Федеральном законе от 28.08.1995г. № 154- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому, «экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования» (ст.28).
В новой редакции Федерального закона от 06. 10.2003г, № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных o6paзований (ст.49)
В соответствии со ст. 212 ПС РФ имущество может находиться в собственности муниципальных образований. При этом особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться! лишь законом.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ПС РФ. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст. 215 ПС РФ).
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им образом (ст. 209 ПС РФ).
Таким образом, мировая практика показывает, что финансовая автономия является существенной составной частью местного самоуправления.