С того, что было отдано в залог, закят не обязан выплачивать ни человек, принявший этот залог, поскольку он ему не принадлежит, ни закладчик, поскольку он уже не может распоряжаться этим по своему усмотрению. Закладчик не обязан выплачивать закят с того, что было им заложено за все годы, в течение которых это находилось в залоге. Закят не выплачивается с тех денежных средств, которые обязан вернуть должник, что же касается прочих средств, находящихся в его распоряжении, то, если их размер достигает установленного минимума, выплата закята с них обязательна. Деньги, взятые в долг, для выплаты закята, пока хозяин не будет в состоянии выплатить их, не позволяют ни начать, ни продолжать отсчет дней лунного года. Если у человека имеются дирхемы, динары, товары и скот, который большую часть года проводит на пастбище, ему следует использовать сначала дирхемы, потом динары, потом товары, а потом скот. С утерянных (например, упавших в море) и впоследствии найденных (извлеченных из моря) материальных ценностей закят не выплачивается за все те годы, в течение которых они были недоступны для их владельца. Закят не выплачивается также с имущества, которое было захвачено силой, если у владельца нет никаких доказательств вины захватчика. Если же необходимые доказательства появятся, то после изъятия этого имущества у захватчика и его возврата владелец должен выплатить закят за все прошедшее время. Так следует поступать всегда, если только дело не касается захвата скота, который проводит на пастбище большую часть года. В подобных случаях закят не выплачивается, даже если захватчик признался в содеянном, поскольку скот на пастбище не выгоняли. Закят не выплачивается с зарытых в земле денег, если человек забудет, в каком месте он закопал их, а потом вспомнит об этом, так как в степи его деньги ничем не защищены. Если же деньги были зарыты во дворе у него или другого человека, выплачивать закят с них обязательно ввиду того, что найти их легко. Закят не выплачивается также с отданных в долг денег в таких случаях, когда должник сначала отрицает наличие долга, а заимодавец не располагает необходимыми доказательствами, но впоследствии находит их. Кроме того, закят не выплачивается с несправедливо конфискованного и возвращенного владельцу через несколько лет имущества, поскольку все это время оно не прирастало. Указанием на это служит хадис, в котором со слов 'Али, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк сказал: «С имущества, возврат которого маловероятен, закят не выплачивается». Выплата закята является одним из видов поклонения Аллаху, и поэтому использование для этого денежных средств (имущества), приобретенных запретным путем, будет недействительным, а выплачивать закят с таких средств (имущества) никому в обязанность не вменяется. Указания на это имеются и в Коране, и в Сунне. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Расходуйте (ради Аллаха) из благоприобретенного вами, а также из того, что Мы вывели для вас из земли, и не стремитесь тратить дурное из этого, что сами вы взяли бы, только закрыв глаза, и знайте, что Аллах - Богатый, Достойный похвалы!» (Коран, 2:267). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «У того, кто подаст милостыню, равную (цене) половины финика из (своего) благоприобретенного достояния, - а Аллах не принимает ничего, кроме благого! - Аллах примет ее Своей правой рукой и станет выращивать (эту милостыню) для подавшего ее подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребенка, пока не достигнет она размеров горы» (аль-Бухари). Здесь под благоприобретенным подразумевается дозволенность как качество способа приобретения, который может быть либо дозволенным, либо запретным. Обвинения в неверии заслуживает тот, кто сознательно выплатил закят безусловно запретными деньгами (имуществом). Если бедняк, которому также известно об этом, обратится к Аллаху с мольбой за такого человека, после чего тот произнесет слово «Аминь!», обвинения в неверии будут заслуживать они оба. Такое же суждение следует вынести о постороннем человеке, знающем о таком факте и поддержавшим подобное действие, даже если это было выражено произнесением слова «Аминь». Многие люди не знают об этом и совершают запретные поступки, однако надежда на получение награды за то, за что человеку придется понести ответственность и подвергнуться наказанию, есть проявление неверия. Закят следует выплачивать только с прирастающих денежных средств (видов имущества). Имеется в виду то, что используется для обогащения и откладывается на случай необходимости или может увеличиваться в цене, например золото, серебро или наличные деньги. Независимо от стоимости жемчуга и драгоценных камней закят с них не выплачивается, если только они не являются товаром, предназначенным для продажи. Сообщается, что 'Икрима сказал: «Не выплачивается закят с жемчуга и изумрудов, если только они не предназначены для продажи, если же они предназначены для продажи, то с них следует выплачивать закят» (Ибн Абу Шайба). Сообщается, что 'Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не выплачивается закят с жемчуга» (аль-Байхаки). Ибн Кудама пишет в «Аль-Мугни»: «Не выплачивается закят с того, что извлекается из моря, например с жемчуга, кораллов, амбры и тому подобных вещей». Передают, что нечто подобное говорил Ибн 'Аббас, и на это указывали 'Умар б. 'Абд аль-'Азиз, 'Ата', Малик, ас-Саури, аш-Шафи'и, Абу Ханифа и другие. Необходимым для выплаты закята является то условие, чтобы при покупке чего-либо человек уже намеревался использовать это для торговли. Торговля подразумевает приобретение материальных ценностей с помощью материальных ценностей путем купли, сдачи в аренду или займа. Как уже отмечалось, серебро, золото и скот, который большую часть года проводит на пастбище, относятся к числу прирастающих материальных ценностей, с которых закят выплачивать обязательно, как бы они ни использовались. В том случае, когда человек принимает решение использовать купленный им товар для продажи после заключения торговой сделки или покупает что-либо для себя, намереваясь продать это, в случае получения прибыли закят с таких вещей не выплачивается. Подобно тому как если бы кто-либо решит продать то, что выросло на его земле, выплачивать закят не обязательно до тех пор, пока он не продаст урожай и не присоединит выручку к имеющимся у него деньгам, полученным от торговли. Обязанность выплаты закята снимается в случае утраты имущества по истечении года независимо от того, мог или не мог человек его выплатить. Объясняется это тем, что выплата закята становится обязательной тогда, когда это не является затруднительным для человека, в противном же случае эта обязанность снимается. Это значит, что закят обязательно выплачивать либо с прирастающих, либо со способных прирастать материальных ценностей, о чем уже говорилось выше. Если же человек употребит выращенный урожай на собственные нужды, то обязанность выплаты закята с него не снимается.
Выплата закята
Каждый совершеннолетний и дееспособный мусульманин, обязанный выполнять установления шариата, должен выплачивать закят во исполнение веления Аллаха Всевышнего, Который сказал: «...отдавайте закят...» (Коран, 2:43). Как уже отмечалось, необходимым условием выплаты закята является владение установленным минимумом (нисабом) денежных средств (имущества), которыми человек может распоряжаться по своему усмотрению в течение лунного года. Необходимо также, чтобы человек обладал вышеупомянутым минимумом в начале и конце года. Ниже будет указано, что истечение года не является необходимым условием для выплаты закята с урожая различных видов растений и плодов деревьев. Необходимым условием действительности выплаты закята, как и в тех случаях, когда дело касается прочих видов поклонения, является наличие соответствующего намерения у человека, который выплачивает закят. Достаточно, чтобы такое намерение было у него в то время, когда он выделяет средства для выплаты, поскольку закят может распределяться среди многих людей, но каждый раз принимать необходимое решение затруднительно. Здесь имеется в виду намерение, с которым человек отдает что-либо бедняку, а не доверенному лицу (вакиль), которому он поручает распределить выделенные средства среди нуждающихся. В том случае, когда человек отдает что-либо, а потом решает, что это отдано в качестве закята, выплата считается действительной, если эти средства (имущество) все еще находятся у бедняка, которому они были вручены, в отличие от такого случая, когда решение принимается после того, как средства, полученные бедняком, были израсходованы. Таким образом, вышеупомянутое решение является действительным, даже если оно принимается через несколько дней, но при том условии, что полученные средства все еще находятся в распоряжении бедняка. Если человек скажет бедняку, что он хочет сделать ему подарок, на самом деле намереваясь выплатить закят, такая выплата будет действительной. Если человек, которому поручено раздать закят, выплатит его собственными деньгами, намереваясь вернуть потраченное из средств того, кто дал ему такое поручение, выплата будет действительной при том условии, что человек, уполномочивший его сделать это, уже выделил необходимые средства. Упол-номоченный может отдать эти средства своему совершеннолетнему нуждающемуся сыну, если тот, кто выплачивает закят, не распорядится отдать его определенному лицу. Уполномоченный может также отдать полученные средства своей нуждающейся жене, но взять их для себя он не вправе, если только тот, кто выплачивает закят, не скажет: «Используй это по своему усмотрению». Выделение средств на выплату закята еще не означает, что мусульманин вы-полнил эту обязанность. Обязанность выплаты закята считается выполненной только после вручения выделенных средств тем, кто имеет право на их получение. В тех случаях, когда выделенные средства пропадают, не дойдя до тех, кому они предназначены, обязанность выплаты закята не снимается. Если же человек умрет, не успев выполнить эту обязанность, соответствующую сумму необходимо выплатить из его наследства (мирас). Закят необходимо (ваджиб) выплачивать сразу, используя первую представившуюся возможность. Если же человек выплатит его по истечении года, он поступит дурно и совершит грех, поскольку закят было велено отдавать беднякам для удовлетворения их неотложных потребностей. Таким образом, если закят не выплатить немедленно, цель достигнута не будет. Поскольку выплата закята вменяется в обязанность в течение всей жизни человека, эта обязанность считается выполненной, когда бы он ни выплатил положенное, однако в случае задержки выплаты ему следует принести покаяние за этот грех. Если человек станет откладывать выплату закята до конца жизни, ему будет трудно выполнить эту обязанность, и поэтому он должен стараться выплачивать положенное при первой возможности во исполнение веления Аллаха Всевышнего, который сказал: «И расходуйте из того, чем Мы наделили вас, прежде чем придет к кому-либо из вас смерть, и станет он говорить: "Господь мой, если бы Ты дал мне небольшую отсрочку, я бы раздавал милостыню и стал одним из праведных!". (Но) никогда не дает Аллах человеку эту отсрочку, если подошел срок его; Аллах осведомлен о том, что вы делаете» (Коран, 63:10-11). Если человек, откладывающий выплату закята, заболеет и захочет занять деньги, чтобы выплатить положенное, лучше всего так и поступить при том условии, что он будет склоняться к мнению, что долг удастся вернуть. В противном случае занимать деньги не следует, поскольку тяжба с заимодавцем повлечет за собой более тяжкие последствия. В День воскресения заимодавец непременно потребует возвращения долга, тогда как Аллах может простить грех. Если человек, у которого имеется определенный минимум средств, выплатит закят за несколько лет вперед, такая выплата будет действительной. В данном случае необходимым условием является реальное обладание этими средствами, поскольку не допускается, чтобы человек заранее выплачивал положенные 2,5% от имеющейся суммы наличных денег, то есть пять дирхемов в качестве закята с двухсот дирхемов, которых у него нет, даже если к концу года он будет располагать такой суммой. Кроме того, есть два других необходимых условия: определенным минимумом средств надо располагать на протяжении всего года, и эти средства должны полностью быть в наличии к концу года. Так, например, если человек, у которого есть триста дирхемов, выплатит сто дирхемов в качестве закята с двухсот дирхемов за двадцать лет вперед, такая выплата будет действительной. Если же он выплатит эти сто дирхемов за текущий год и за девятнадцать лет вперед, имея только двести дирхемов, такая выплата будет действительной лишь при том условии, что уже в текущем году в его распоряжении окажется еще сто дирхемов. Если же эта сумма появится у него только в следующем году, тогда закят следует выплачивать за каждый год отдельно. Известно, что лучше вообще не выплачивать закят заранее, так как улемы расходились во мнениях по этому вопросу.