Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Необходимые условия обязательности выплаты закята



Ханафитский фикх: Китаб ас-закят.

Определение слова «закят»

 

Арабское слово «закят» имеет два значения - «увеличение» и «очищение» (тахарат), и оба они соответствуют смыслу, придаваемому шариатом. В качестве шариатского термина слово «закят» используется для обозначения бескорыстной передачи бедному (факыр) мусульманину части денежных средств (имущества) человеком, который выплачивает эти деньги (передает имущество) только ради Аллаха Всевышнего. Выплачивая закят, человек освобождает свою душу от порока скупости и от грехов. Выплата закята становится причиной увеличения богатства, поскольку благодаря этому определенные средства попадают в руки бедных и нуждающихся, что способствует оживлению экономики и развитию торговли. Аллах Всевышний сказал: «...что бы вы ни потратили, Он возместит вам» (Коран, 34:39), а в одном из хадисов сообщается, что Пророк сказал: «(Выплата) милостыни никогда не уменьшит богатства» (ат-Та-барани, аль-Хараиты). Выплачивать закят обязательно только с таких денежных средств (имущества), которые либо увеличиваются, либо могут увеличиться, о чем речь пойдет ниже.
Для того чтобы выплатить закят, недостаточно позволить другому человеку пользоваться своим имуществом, поскольку это не будет соответствовать смыслу веления Аллаха, Который сказал: «...и отдавайте закят...» (Коран, 2:43). Так, на-пример, если человек, намеревающийся выплатить закят, накормит сироту (ятим), это зачтется ему в качестве выплаты закята только при условии, что еда будет отдана ему. Причина заключается в том, что, отдав еду, такой человек сделает сироту ее владельцем и тот будет есть то, что принадлежит ему самому. Если же он лишь позволит сироте разделить с ним трапезу, владельцем еды тот не станет.

Место закята в Исламе


Закят является третьим из числа столпов Ислама, упомянутых в достоверном хадисе, где сообщается, что Пророк с.а.с. сказал: «Ислам основывается на пяти столпах...». Обязательность выплаты закята подтверждается указаниями Корана и Сунны, а также единодушным мнением (иджма') всех членов мусульманской общины. Во многих айатах Корана закят упоминается наряду с молитвой, а Посланник Аллаха брал с мусульман клятву в том, что они будут выплачивать закят. Сообщается, что Джарир б. 'Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я поклялся Посланнику Аллаха с.а.с. в том, что буду совершать молитвы, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину» (аль-Бухари).
Известно, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сражался с теми племенами, которые отказались от выплаты закята после смерти Пророка
Поступая так, Абу Бакр ссылался на слова Посланника Аллаха «Поистине, чистота души и имущества зависит от выполнения должного, что же касается имущества, то здесь должным является выплата закята».
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Посланник Аллаха умер и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал (халифом), а некоторые из арабов вернулись к неверию (куфр), 'Умар, да будет доволен им Аллах, спросил (Абу Бакра): "Как же ты можешь сражаться с этими людьми?! Ведь Посланник Аллаха с.а.с. сказал: "Мне было велено сражаться с этими людьми (многобожниками), пока они не скажут: "Нет бога, кроме Аллаха", а кто произнесет (эти слова, тем самым) защитит от меня свое имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что его можно будет лишить имущества или жизни) по праву, и тогда (лишь) Аллах произведет с ним расчет"!" (В ответ на это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,) сказал: "Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята, ведь закят с имущества брать обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы веревку, которую отдавали Посланнику Ал-лаха я стану сражаться с ними из-за этого!". (А потом) 'Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: "Клянусь Аллахом, не иначе как Сам Аллах раскрыл сердце Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, (принявшего решение) сражаться, а я понял, что это - правильное (решение)!"» (аль-Бухари).
Таким образом, двух мнений относительно обязательности закята быть не может, а тот, кто отрицает это, заслуживает обвинения в неверии (куфр). Выплачивать закят мусульманам было предписано раньше, чем соблюдать пост (саум), а именно во втором году хиджры. Если не считать молитвы, этот вид поклонения в рамадан является наилучшим, и поэтому, по единодушному мнению улемов, человек, отказывающийся от выплаты закята, совершает великий грех. Так, например, одну из глав «Книги закята» своего «Сахиха» имам аль-Бухари озаглавил «Грех человека, отказывающегося выплачивать закят», ссылаясь на слова Аллаха Всевышнего «...а тех, которые копят золото и серебро, не расходуя этого на пути Аллаха, порадуй вестью о мучительном наказании в тот День, когда (накопленное золото и серебро) будет раскалено в пламени ада, и заклеймят им лбы их, бока и спины (и будет сказано им): "Вот что скопили вы для себя, так вкусите же то, что вы копили!"» (Коран, 9:34-35).
В этой главе приводится следующий хадис. Передают со слов Абу Хурай-ры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «(В День воскресения) верблюды придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими ногами, и овцы придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими копытами и бодать своими рогами». (Пророк с.а.с. также) сказал: «И они имеют право на то, чтобы во время доения перед ними была вода». (Пророк также) сказал: «И пусть в День воскресения никто из вас не является ко мне с блеющей овцой на шее (Имеется в виду такая овца, с которой человек не уплатил положенного закята) и не говорит: "О Мухаммад!", ибо я скажу: "У меня ничего для тебя нет (То есть я ничем не смогу тебе помочь.), ведь я уже довел (до твоего сведения послание Аллаха)!". И пусть никто не является ко мне с ревущим верблюдом на шее и не говорит: "О Мухаммад!", ибо я скажу: "У меня ничего для тебя нет, ведь я уже довел (до твоего сведения послание Аллаха)!"» (аль-Бухари).
Кроме того, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передают, что Посланник Аллаха сказал: «В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя черными пятнами на глазах, который обовьется вокруг него, вопьется ему в щеки и скажет: "Я - твое богатство, я - твое сокровище"», а потом (Пророк с.а.с.) прочитал: «И пусть скупящиеся на то, что даровал им Аллах по милости Своей, ни в коем случае не считают, что это лучше для них, напротив, это для них хуже: в День воскресения обязательно закуют их в ошейники из того, на что они скупились. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы творите» (Коран, 3:180).

 

 

Необходимые условия обязательности выплаты закята

 

Выплата закята является безусловной обязанностью каждого свободного, находящегося в здравом уме, совершеннолетнего и знающего о необходимости выполнения этой обязанности мусульманина, живущего в стране, где о необходимости выполнения этой обязанности известно всем. От выплаты закята освобождаются малолетние дети, рабы и те мусульмане, которые живут в немусульманских странах и не знают об этой обязанности.
Условием обязательности выплаты закята является обладание определенным минимумом (нисабом) денежных средств (имущества) в течение лунного года. Эти средства (имущество) должны быть свободны от долгов, взыскиваемых людьми, например, от долга, который следует отдать Аллаху Всевышнему, то есть закята. Долги такого рода взыскивает правитель, как это делалось при жизни Пророка Абу Бакра и 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Некоторые считают, что это относится и к долгам, которые следует возвращать людям, например, к тем средствам (имуществу), которые муж обязуется передать жене в случае развода. Однако на самом деле препятствием для выплаты закята это считаться не может.
Следует отметить, что во время правления 'Усмана, да будет доволен им Аллах, когда мусульмане стали обладателями больших богатств, он понял, что попытки организации учета этих богатств причинят вред их владельцам, и счел полезным (маслаха) предоставить им право выплачивать закят самостоятельно. С этим согласились все сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и хозяева денежных средств (имущества) стали как бы уполномоченными халифа по выплате закята с тех материальных ценностей, которые им принадлежали. Однако улемы указывают, что это не лишает правителя его законного права взимать закят и требовать его уплаты. Так, например, если ему станет известно, что жители того или иного города не выплачивают закят, он вправе взыскать то, что положено, и заставить их уплатить силой.
Сообщается, что Пророк сказал: «Ни с какого имущества закят не выплачивается до истечения года» (Абу Дауд).
Кроме того, необходимым условием является то, что закят не следует выплачивать с таких денежных средств (имущества), в которых человек нуждается для удовлетворения своих насущных потребностей. Имеются в виду средства, расходуемые людьми на пропитание, а также их дома, одежда, которая нужна им для защиты от зноя или холода, орудия труда, домашняя обстановка, научные книги, используемые теми, кто занимается умственным трудом, и прочие необходимые для жизни вещи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.