Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы реализации охранительной функции права.



В сегодняшнее время право реализует свои функции обязывающими, запрещающими и управомочивающими нормами в их единстве. Формы реализации функций права характеризуют содержание права, реальное воплощение его в практику, поэтому выяснение этих форм представляет не только теоретический, но и практический интерес. Каждая из этих форм проявления охранительной функции оказывает определенное воспитательное воздействие, причем не только на самих правонарушителей, но и на граждан, не нарушающих установленные правила поведения.

В правоприменении традиционно выделяют три стадии: 1) установление фактической основы дела, 2) установление юридической основы дела, 3) принятие решения по делу [11], в рамках каждой из которых можно выделить несколько более мелких стадий. Данные три стадии правоприменения полностью охватываются двумя вышеназванными общими этапами реализации права, которые выражают содержание этих этапов. Вышеуказанное суждение можно с уверенностью распространить на любую другую форму реализации права, поскольку все стадии соблюдения, исполнения и использования права умещаются в пределах соответствующих универсальных этапов и в этом смысле составляют их содержание. Поэтому, прежде всего, необходимо отметить, что охранительную функцию права следует рассматривать как внутренне присущее праву явление, определяемое ролью права в обществе, представляющее собой определенные направления его воздействия на объективную реальность и выражающее связь права с иными явлениями социальной действительности.

Охранительной функции права по мнению М. И. Абдулаев и С. А. Комаров является функцией права реализуемая единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества.[22] Их реализация есть переход от «должного» в общественных отношениях к действительному.

Следовательно, центральной категорией, является характеристика информационного воздействия права, в основе чего находиться правовая информация. По мнению Ю. В. Кудрявцева, правовая информация – это информация, исходящая от государства в форме правовых предписаний, норм права и адресованная различным субъектам [8].

С точки зрения нормативного подхода к правопониманию, т. е. когда право понимается как система норм, исходящих от государства и охраняемых им, подобная трактовка правовой информации представляется абсолютно верной. Поэтому охранительная функция права служит своего рода информатором, сигналом для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности, отношения взяты под государственно-правовую охрану. Гносеологические возможности существенно расширяются, если понятие правовой информации не ставить в жесткую зависимость от того, какие сведения содержатся в принятых государством нормах. А это в первую очередь заключается в том, что:

- правовая информация содержится в генеральных идеях справедливости, свободы, гуманизма и равенства. Если бы это было не так, то вообще было бы не понятно, из какого источника государство берет информацию и формулирует в соответствующих нормах права;

- включение правовой информации в интерпретационные, правоприменительные акты и акты реализации прав и обязанностей граждан, особенностью, которых является то, что они не устанавливают новые нормы права, а содержат сведения о том, как следует понимать и применять существующие правовые нормы. Любой акт применения норм права выступает связующим звеном между нормой права и ее осуществлением в правах и обязанностях конкретных лиц или организаций. При этом роль актов реализации права и обязанностей заключается в том, чтобы воплотить юридические модели поведения в правомерное поведение субъектов.

- источником правовой информации является правосознание общества, различных социальных групп и отдельных личностей.

Стоить отметить, что правосознание как форма общественного сознания обладает сложной структурой, которое делится на правовую идеологию, правовую психологию и поведенческие элементы. К правовой идеологии относятся правовые знания, представления, понятия, убеждения, идеи о необходимости установления соответствующих норм права, о содержании права, о правовой характеристике поведения людей. К правовой психологии относятся правовые чувства, эмоции, настроения. К поведенческим элементам относятся юридические мотивы поведения, внутренняя установка и готовность действовать. Таким образом, под правовой информацией в широком смысле слова следует понимать не только информацию, содержащуюся в правовых нормах, но и те сведения, носителями которых являются генеральные идеи справедливости, свободы, гуманизма, равенства, различные правовые акты, правовое сознание.

Отсюда восприятие правовой информации можно рассматривать как процесс приема и преобразования правовой информации, обеспечивающий субъекту права уяснение смысла правовых предписаний и следование им в своем поведении. К числу иных обстоятельств следует отнести особенности формирования норм права, таких как краткость, лаконичность, и наоборот, декларативность, использование специальной терминологии, оценочных понятий, смысловые связи которых с другими нормами, отсылки к иным социальным нормам и оценкам, недостатки законодательной техники. Нельзя упускать из внимания и особенности самого права. Любая норма права носит общий и абстрактный характер, а реализуется она применительно к конкретным жизненным ситуациям, разнообразие которых порождает разнообразие вопросов юридического характера, ответы на которые призвано дать уяснение смысла правовой нормы.

Таким образом основной задачей охранительной функции права является информирование субъектов общественных отношений о содержащихся в нормах права правилах поведения. А так же информирование общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану. Иными словами, устанавливает охраняемые и защищаемые ею объекты. Об охранительной функции права четко говорится в действующем российском законодательстве. Момент охраны заложен в самих названиях некоторых нормативных актах, например, в: ф.з. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г.; ф.з. «Об основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.; ф.з. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.; ф.з. «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. и ряд других.

Стоит отметить, что ориентационное воздействие права играет существенную роль в реализации охранительной функции права. В специальной литературе справедливо обращалось внимание на важность не только знания норм права, но и выработки у граждан позитивных правовых установок, которые, по мнению В. Н. Кудрявцева, «в совокупности образуют правовую ориентацию субъектов правового поведения. При этом обеспечить такую ориентацию значительно сложнее и важнее, чем только сообщить субъекту об имеющихся правовых требованиях» [14].

Центральными категориями, которые характеризуют ориентационное воздействие права, являются «правовая установка» и «правовые ориентации». Дело в том, что правовые установки и ориентации составляют то звено, которое связывает поведение личности и права, правовые чувства, мотивы, оценки с социально-правовой активностью, правовым поведением.

Под правовой установкой следует понимать предрасположенность личности к восприятию содержания действия, поступка, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения в сфере правового регулирования. Данное обстоятельство позволяет выделить две группы правовых установок: установки, побуждающие к правомерному поведению и установки, побуждающие к противоправному поведению.

При этом стоит данные две группы правовых установок, находятся в неразрывной связи с двумя видами правовых ориентаций. Так, установки, побуждающие к правомерному поведению, в совокупности образуют позитивную правовую ориентацию, а установки, побуждающие к противоправному поведению, – негативную правовую ориентацию. Группа правовых установок, образующая позитивную правовую ориентацию, в зависимости от видов правомерного поведения может быть подразделена на две подгруппы: установки, побуждающие к социально активному поведению, и установки, побуждающие к воздержанию от социально вредного, противоправного поведения. [21]

Реализация охранительной функций права в рамках рассматриваемой формы правового воздействия представляется наиболее сложной, как в плане теоретического обоснования, так и практическом отношении, поскольку, как уже отмечалось, процессы формирования правовых установок и их влияние на правовое поведение детерминируется массой различных факторов объективного и субъективного характера.

Таким образом, вторая форма реализации охранительной функции права является ориентационное воздействие, потому что важно не только знание норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, являющихся следствием ориентационного правового воздействия. Установки, побуждающие к правомерному поведению, охраняются и защищаются государством, а установки, побуждающие к противоправному поведению, создают угрозу реализации санкций и запретов. Особенность, которых состоит в том, что:

- происходят отличия от основной массы норм, указывающих желательные, необходимые варианты поведения субъектам права, предусматривающие, наоборот, вид общественно опасного поведения, проявляющиеся как категорическое осуждение государством возможного правонарушения;

- запреты следует рассматривать и как определенные юридические обязанности участников регулируемых правом общественных отношений, поскольку последние обязаны воздерживаться от совершения поступков;

- особенность запрета состоит в его возможности предусмотреть одновременно большое число индивидуальных вариантов поведения, большое число конкретных действий, нежелательных обществу и государству;

- запреты должны заключаться в том, что для абсолютного большинства людей, как правило, ничем себя не обнаруживают, поскольку соблюдение их требований не создает конкретных правоотношений охранительного типа: уголовно-правовых, административно-правовых и ряда других.

При наличие запрета в большинстве случаев непосредственно сказывается на выборе гражданами того или иного варианта поведения, «решающее значение здесь, приобретает сам факт законодательного осуждения этого поведения, соответствие запрета моральным требованиям общества…» [19].

Таким образом, воздействие права на общественные отношения в форме определения охранительных юридических фактов заключается в том, что, признавая те или иные действия неправомерными, предусматривая в случае их совершения, возникновение охранительного правоотношения, нормы тем самым влияют на выбор, некоторыми субъектами права, вариантов правомерного поведения.

В структуре правового воздействия центральное место всегда занимает правовое регулирование, поскольку оно для права является специфическим, непосредственно юридическим правовым воздействием, и осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования. При этом эффективность реализации охранительной функции права, , в рамках данной формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений, таких как условий эффективности регулирования, процесса правового регулирования, а так же социальных результатов регулирования.

Стоить отметить, что условия качественного правового регулирования разделяются на объективные и субъективные. Объективными являются: социально-экономическое состояние, способы производства, система экономических отношений, формы собственности. А к субъективным условиям относятся:

- научная обоснованность необходимости регулирования общественных отношений посредством права, включающая в себя всесторонний анализ тенденций развития общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию;

- выбор оптимального варианта регулирования;

- четкое определение целей регулирования; своевременность правотворчества;

- своевременное совершенствование действующего законодательства (обеспечение социальной и юридической адекватности);

- обеспечение стабильности правового регулирования (пресечение необоснованных изменений формы и методов регулирования);

- ясность, четкость правовых предписаний;

- активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых требований;

- сознательность, юридическая и психологическая подготовленность граждан для осуществления своих субъективных прав и юридических обязанностей.[17]

Таким образом, непосредственным результатом, как правило, является конечным моментом в правовом регулировании. Но наступление его не означает прекращение регулирования вообще. Оно продолжает осуществляться во времени и пространстве в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования. Социальный это, главным образом, эффект в экономической, политической и идеологической сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений. При этом наиболее характерными формами проявления охранительной функции права является установление и реализация санкций, запретов, определение охранительных юридических фактов.

Охранительное правоотношение это своего рода установление конкретной правовой связи между субъектами в целях реализации юридической ответственности. С одной стороны охранительное воздействия осуществляет психическое принуждение, некоторый принуждающий мотив поведения, который склоняет субъекта права к требуемому поведению. При этом с другой стороны в рамках охранительного воздействия реализуется не только психическое, но преимущественно физическое принуждение, выражающееся в физическом воздействии на личность, имущество различных субъектов, материальное и правовое поведение.

Следовательно, охранительное правоотношение – это та форма, где декларативное заявление государства, такие как запрет, угроза санкцией, получает свою конкретизацию в случае совершения субъектами противоправных действий. Поэтому охранительное правоотношение следует, рассматривать в неразрывной связи с правовой ответственностью. Такое выражение как «нести юридическую ответственность», означает исполнение обязанностей в охранительном правоотношении, и подчеркивает всю сущность данного явления.

Таким образом, юридическая форма охранительных правоотношений реализует юридическую ответственность, содержанием которой выступают действия, выражающиеся, с одной стороны, в контроле, надзоре, требовании, притязании, а с другой, в претерпевании одним из субъектов неблагоприятных последствий личного, имущественного и организационного характера.


Заключение

В результате написания курсовой работы мы пришли к следующим выводам.

1. Рассмотрена сущность функций права с краткой характеристикой каждой. Понимание которой заключается либо в социальном назначение права, либо в направление правового воздействия на общественные отношения, либо взаимодействие данных явлений. Основными функциями являются регулятивная и охранительная, которые формируют и охраняют правовую систему.

2. Охарактеризована система функций права и ее соотношение с другими правовыми феноменами. Благодаря чему нам стало известно, что функции права образуя слаженную систему взаимодействия способствуя познанию сущности права. Система функции права предопределяют содержание и виды функций различных правовых явлений, например функций юридической ответственности, отдельных структурных частей целой системы права - отраслей права и правовых институтов. Так же система функции права является общей категорией по отношению к функциям иных правовых явлений и в связи с этим играет важную методологическую роль при ее изучении.

3. Были выявлены основные проблемы функций права, которые показали, что в сегодняшней науке понятие функции права исследовано довольно обстоятельно. Данные проблемы вряд ли можно отнести к числу наиболее острых и дискуссионных в теории государства и права. Споры в основном идут вокруг различных видов функций права, критериев их классификации, функций отдельных элементов системы права - отраслей, институтов, норм. В отношении понятия функции права ученые проявляют редкое единодушие: взгляды разнятся лишь в части, касающейся некоторых компонентов этого понятия и их сочетания в базовом определении функции права.

4. Проанализированы общие формы реализации функций права. При этом мы узнали, что социальное назначение права формируется и складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Составляя социальное назначение права в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом.

5. Рассмотрены методы охранительной функции права как основной, при которой выяснилось, что правовое воздействие, представляет собой определенную категорию, которая характеризует пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Это своего рода реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан. Направление воздействия представляет собой наиболее существенный компонент функции права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

Таким образом, функция права - это проявление его имманентных, специфических свойств, в которых аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.