Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы (источники) права.



В современной теории существуют множество подходов к пониманию «источник права». Понятие «источник права» имеет три смысла: материальный, идеальный, формальный.

В материальном смысле источником права являются те общественные, экономические, политические условия. Которые обусловливают правовые нормы. Таким образом, это те общественные отношения, из которых возникает право. Термин «источник права» в идеальном смысле означает правосознание. Под правосознанием в данном случае понимается желаемое право, представления о будущем праве. В формальном (юридическом смысле) источником права являются формы выражения нормативной воли в виде общеобязательных правил поведения. При этом одни авторы имеют в виду нормотворческую деятельность государства, а другие – результаты этой деятельности, третьи объединяют эти аспекты общим понятием «внешняя форма права».

В целом выделяют следующие формы права:

Правовой обычай – это правило поведение, в результате многократного повторения вошедшее в привычку людей, использование которого санкционировано государством. Уникальность правового обычая заключается в том, что это неписанный источник права, он содержится в сознании людей.

Признаки: длительное фактическое осуществление определенного правила поведения; непротиворечие нормативным правовым актам; действие по отношению к нормативным правовым актам субсидиарно, по прямому разрешению или указанию; разумность, его соответствие общественному представлению о приличном, здравом, достойном. Является господствующем источником права в странах с традиционной правовой системой (Центральная Африка, Мадагаскар), в России использование правового обычая закреплено в ст.5 ГК РФ.

Правовой прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел возникающих в будущем. Прецедентом становится не все решение суда, а его суть. Они создаются, как правило, не всеми судами, а лишь относящимися к высшей инстанции. При признании судебного прецедента формой права судебным органам предоставляется правотворческая функция, т.е. они получают возможность создавать новые нормы права. Является господствующим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Великобритания, США, Канада, Австралия).

Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, принятый правотворческим субъектом и содержащий нормы права. Признаки: издаются уполномоченным на это органами; издаются специально для установления, изменения или отмены норм права; имеют особую форму, включающую необходимые реквизиты (наименование и название акта, дата его принятия, подпись соответствующего должностного лица); нормы права в них содержащиеся обладают более общим, абстрактным характером. Является господствующей формой в странах с Романо-германской правовой системой.

Договор нормативного содержания – соглашение между двумя и более правотворческими субъектами, содержащее нормы права. Нормативный договор содержит добровольное волеизъявление сторон относительно прав и обязанностей, согласие на их реализацию и необходимость подвергнуться мерам юридической ответственности в случае его нарушения. Является основным источником права в сфере международных отношений.

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый по строгой процедуре верховным органом государственной власти, регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Классификация законов может проводится по различным основаниям. По юридической силе они обычно делятся на два вида – конституционные и текущие. Конституция – основополагающий учредительный политико-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, устанавливающий общественный и государственный строй, систему и полномочия государственных органов, форму правления, форму государственного устройства и основные права и свободы человека и гражданина. Конституции принимаются либо всем народом на референдуме, либо специально сформированным для этого органом. Текущие законы составляют основное законодательное звено в системе нормативных актов. Они принимаются парламентами простым большинством голосов.

Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России («О Правительстве РФ», «О Конституционном Суде РФ»). С помощью фкз может изменяться состав РФ, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов. ФКЗ принимаются в особом порядке. Их принятие требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД.

Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы (об акционерных обществах, о выборах). Такие акты принимаются простым большинством голосов, т.е. 1\2 голосов ГД. Совет Федерации – большую часть этих законов не рассматривает, так как может это делать выборочно, по своему усмотрению.

Подзаконные нормативные акты – это разновидность нормативно-правовых актов, издаваемая в соответствии с законом и направленная на его исполнение. Издаются на основе законов и конкретизируют их нормы. В общем виде система подзаконных нормативных актов закреплена в Конституции: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (данные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта), нормативно-правовые акты местных органов власти (они распространяются на всех лиц находящихся на территории соответствующего муниципального образования), локальные нормативные акты (издаются учредителями и иными субъектами управления на предприятиях, во многих случаях данные акты должны быть зарегистрированы в муниципальном органе).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.