В.: Каково суждение относительно того, кто поел в один день месяца рамадан, сделав это преднамеренно, а затем покаялся перед Аллахом? Будет ли принято его покаяние?
О.: Да, его покаяние будет принять, так как Всемогущий сказал: "Истинно, Я Прощающий того, кто покаялся, уверовал, творил добро и встал на путь истинный." Об этом есть и другие свидетельства в Книге Аллаха и Сунне.
Постоянный комитет
Продолжительность ночи и дня
В.: В скандинавских и других странах, расположенных к северу от Скандинавии перед мусульманином стоит проблема продолжительности ночи и дня с точки зрения их долготы и краткости. День в этих районах может продолжаться 22 часа, а ночь всего два, а в другой сезон года может быть наоборот. С такой проблемой столкнулся один из спрашивающих, когда оказался проездом в этих странах в месяц рамадан. Ему также было сказано, что ночь в некоторых районах продолжается целых шесть месяцев, а день - остальные шесть месяцев. Как же поступать в такой ситуации? Каким образом определять начало и конец поста в таких странах, и каким образом постятся тамошние мусульмане, а также те мусульмане, в которые временно приехали туда для работы или учёбы?
О.: В этих странах сложность не только с постом, но и с молитвой. Однако если в данном государстве существуют день и ночь, то следует делать все в соответствии с этим, вне зависимости от долготы или краткости дня. Что же касается стран, расположенных за Полярным кругом, где нет дня и ночи в нашем понимании. То есть день там продолжается шесть месяцев, а другие шесть месяцев ночь, то находящиеся в этих странах мусульмане должны определять время совершения поста и молитв. Однако исходя из чего они должны определять это время? Ряд учёных-богословов считают, что им следует ориентироваться на мекканское время, поскольку Мекка есть мать всех городов, которые, таким образом, восходят к ней, так как мать есть то, с чего следует брать пример, нечто главное, основа или первоисточник. Один из поэтов сказал: "И голова его есть мать, какой он в жизни должен стать." Другие учёные полагают, что в таких странах нужно брать нечто среднее и определить продолжительность ночи в двенадцать часов и продолжительность дня также в двенадцать часов, поскольку именно такова средняя цифра долготы светлого и тёмного времени суток. Ещё часть учёных считают, что жителям приполярных районов следует ориентироваться на ближайшую к ним страну, в которой смена дня и ночи происходят регулярно. По всей видимости это мнение наиболее правильно, так как ориентирование на ближайшую страну надежнее всего, так как она ближайшая и по климату и по географическому положению. Исходя из этого мусульманам при полярных районов следует придерживаться времени смены дня и ночи в ближайшей к ним стране, определяя сроки поста или совершения молитвы.
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
Страна с поздним заходом солнца
В.: Мы находимся в стране, где солнце заходит не раньше 9.30 или десяти часов вечера. Когда мы можем принимать пищу?
О.: Вам следует разговляться после захода солнца, так как у вас есть временное чередование ночи и дня. поэтому вы должны поститься в дневное время, даже если день продолжителен.
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
Благодать сухура /последнее время приёма пищи перед рассветом/
В.: Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: "Принимайте пищу перед рассветом, ибо в сухуре есть благодать." Что имеется в виду под "благодатью сухура"?
О.: Благодать сухура двоякого рода: это шариатская благодать и телесная благодать. Шариатская благодать состоит в том, что человек выполняет повеление Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также берёт с него пример. Телесная же благодать состоит в том, что посредством питания тело приобретает силу, необходимую для соблюдения поста.
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
Намерение в посте
В.: Что подразумевается следующим хадисом: "Нет поста у того, кто не дал приют намерению."? Как понимать выражение "дать приют намерению"?
О.: Намерение представляет собой решимость сердца совершить пост, что должно быть присущим и необходимым для каждого мусульманина, который знает, что Аллах сделал пост в месяц рамадан обязательным предписанием. Таким образом, "дать приют" или вселить намерение означает знание мусульманином обязательности этого предписания и его приверженность этому. Тем самым сердце человека как бы само подсказывает ему, что завтра он будет поститься, если у него нет уважительной причины не делает этого. С таким же намерением человек принимает пищу в последний раз перед рассветом. Человеку нет нужды произносить вслух своё намерение совершить пост, либо какой-нибудь другой акт поклонения. Место намерения - это сердце или душа человека, и это намерение должно сопутствовать человеку в течение всего дня, выражающееся в том, что он не собирается совершить незаконное розговенье и сделать свой пост недействительным.