В.: Некоторые имамы во время совершения ночной молитвы объединяют вместе четыре и более ракатов, а затем произносится один таслим /приветственная формула/ без паузы/ джулюса/ после двух ракатов. При этом они утверждают, что это делается в соответствии с Сунной. Существует ли этому законное обоснование в нашем пречистом Шариате?
О.: По мнению большинства учёных-богословов подобные действия не только незаконны, но порицаемы или даже запрещенные на основании высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Ночная молитва - по паре, по паре... "Достоверность этого хадиса Ибн Омара - да будет Аллах доволен им и его отцом! - общепризнана. Достоверно установлено, что Аиша - да будет Аллах доволен ею! - рассказывала: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночную молитву из одиннадцати ракатов, произнося таслим после каждых двух ракатов, а затем добавлял ещё один ракат к чётному числу ракатов, чтобы количество ракатов во всей молитве было нечётным /витр/." Достоверность этого хадиса установлена, и есть много других хадисов по этому вопросу.
Существует ещё один известный хадис Аиши: "Истинно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился ночью четыре /раката/, и не спрашивай о красоте и продолжительности этого, а затем молился ещё четыре /раката/, и не спрашивай о красоте и продолжительности этого..." Достоверность этого хадиса установлена и смысл этого заключается в том, что Пророк делал та слим после каждой пары ракатов, а вовсе не в том, что он совершал четыре раката подряд с одним таслимом, ибо в таком случае данное толкование противоречит предыдущему хадису Аиши. Подтверждением этого является также приведённый выше хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что ночная молитва совершается "по паре, по паре..." Различные хадисы подтверждают достоверность друг друга и дополняют друг друга. Долг каждого мусульманина состоит в том, что принимает во внимание все эти хадисы и толкует их в целом по принципу очевидности. И успех принадлежит Аллаху.
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз
При совершении молитвы в нужные моменты необходима пауза /тума'анина/
В.: Имам в нашей мечети очень спешит, когда руководит ночной молитвой. Мы просто физически не успеваем вознести мольбу, восхвалить Аллаха и проникнуться благоговением во время этого великого таинства. К тому же имам читает только первый ташаххуд "Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, ещё свидетельствую, что Мухаммед Его раб и Посланник." Он говорит, что этого достаточно, и благословляет Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заявляя, что это излишество. Что касается аятов Корана, то он читает один или два, не больше. Просим дать нам совет, а да вознаградит вас Аллах благом.
О.: Во время совершения ночных и обязательных молитв имама предписывается делать паузы, внимательно и чётко читать Коран, смиренно совершать поясные и земные поклоны, полностью возвращаться в исходную позу после поясного поклона и между земными поклонами во всех молитвах, как обязательных, так и дополнительных. Пауза /тума'анина/ является обязательным предписанием, и если молящийся пропустит "тума'анина", то молитва нарушается и считается недействительной. В обоих сборниках "Ас-Сахих" зафиксирован хадис о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывающий, что когда Пророк увидел человека, совершающего молитву без пауз, то повелел ему начать молитву вторично с самого начала, указав на необходимость паузы /тума'анина/ при поясном и земном поклонах, а также при полном возвращении в исходную позу после поясного поклона и между двумя земными поклонами. Имамам предписывается внимательно и чётко читать Коран, благоговея при этом, чтобы была польза для них самих и молящихся сзади них от их чтения. Своим чтением корана имама обязаны всколыхнуть сердца мусульман, чтобы каждый проникся благоговенной покорностью к Владыке и раскаялся перед Ним. Все имамы и те, кто совершают молитву, следуя за имамом, должны благословить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует молитвой Ибрахима после двух шахад и перед таслимом, так как точно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал делать это. Обязательность этого подчёркивает большинство учёных-богословов. Имам и тем, кто совершают молитву, следует за ними /Ма'мумы/ не разрешается нарушать пречистый Шариат как при совершении молитвы, так и во всех других обрядах. Каждому молящемуся, кк имаму, так и тому, кто следует за ним, предписано прибегнуть к Аллаху от мучений ада, от могучей могилы, и от испытаний странствующего Даджала после благословения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и перед таслимом, так как сам Посланник Аллаха дела это и повелел своему народу возносить эту мольбу. Желательно перед таслимом увеличить мольбу, используя известный зов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который он завещал Муазу Ибн Джабалу - да будет Аллах доволен им! - чтобы он произносил его после каждой молитвы: "О Боже! Помоги мне вспомнить Тебя и благодарить Тебя и лучше поклоняться Тебе." И успех принадлежит Аллаху.