При полетах в горной местности в случае запроса экипажа ВС о снижении с заданной высоты (эшелона) диспетчер МДП обязан:
- уточнить у командира ВС причину снижения с заданной высоты (эшелона), местоположение ВС;
- оценить возможность обеспечения полета на запрашиваемой высоте (эшелоне) и при возможности обеспечения полета на запрашиваемой высоте (эшелоне) разрешить снижение с соблюдением правил смены высоты (эшелона);
- при неустойчивой работе используемой систем наблюдения УВД или бортового навигационного оборудования (по докладу экипажа ВС) вывести ВС на ДПРМ (ОПРС) аэродрома на эшелоне не ниже безопасного для определения местоположения ВС с последующим снижением для захода на посадку;
- после определения местоположения ВС по ИВО или после получения сообщения от экипажа ВС об определении своего местоположения по бортовому навигационному оборудованию дать разрешение на дальнейшее снижение и заход на посадку.
При отсутствии или неустойчивой работе используемых систем наблюдения УВД и бортового навигационного оборудования снижение с нижнего безопасного эшелона запрещается. В этом случае ВС должно следовать на запасный аэродром.
При получении сообщения от командира ВС о наличии восходящих и нисходящих воздушных потоков при пересечении горного хребта по ПВП диспетчер МДП обязан:
- обеспечить условия пересечения на высоте не ниже 900 м над рельефом местности;
- если набор безопасной высоты (эшелона) полета не обеспечивается по маршруту следования до установленного рубежа, дать командиру ВС команду о наборе безопасного эшелона (высоты) по установленной схеме.
При пролете ВС последнего ПОД перед рубежом передачи УВД диспетчер МДП обязан:
- сообщить диспетчеру смежного МДП (ВМДП) следующую информацию: место и расчетное время входа в зону (район) смежного МДП (ВМДП) (пролета рубежа передачи УВД), номер и литер рейса, тип и номер (позывной) ВС, высота (эшелон) полета по МВЛ (маршруту), аэродром первой посадки (посадочной площадки), запасный аэродром при сложных метеоусловиях на аэродроме назначения;
- получить от диспетчера смежного диспетчерского пункта подтверждение о приеме информации и нанести ее на график (планшет);
- дать указание экипажу ВС при выходе на рубеж передачи о переходе на связь со смежным МДП (ВМДП), сообщив частоту его работы.
Пример фразеологии радиообмена
Экипаж: Окисел-Район, 25208, СУРВО 600, по давлению 748 миллиметров
Диспетчер: 25208, Окисел-Район, по приведенному (минимальному приведенному) давлению 750 миллиметров (998 миллибар, гектопаскаль), на 600, МАЙНУ доложите, сообщите погоду по маршруту
Экипаж: 208, приведенное (минимальное приведенное) давление 750 миллиметров (998 миллибар, гектопаскаль) установил, на 600, МАЙНУ доложить, визуально, под облаками болтанка, нижняя граница 800, видимость 5000, температура +15, ветер 120 градусов, 15.
При прилетах ВС на аэродромы МВЛ до пролета рубежа передачи
УВД диспетчер МДП обязан:
- получить от диспетчера смежного МДП (ВМДП) следующую информацию: место и. расчетное время входа в зону (район) диспетчера МДП, номер и литер рейса, тип и номер (позывной) ВС, высота (эшелон) полета по МВЛ (маршруту), аэродром первой посадки (посадочная площадка);
- на график (планшет) условными знаками нанести полученные данные.
При пролете ВС рубежа передачи УВД диспетчер обязан:
- получить от экипажа ВС следующую информацию: время входа (время не сообщается, если передача ведется в момент пролета), высоту (эшелон) полета, расчетное время пролета очередного ПОД.
Примечание. При получении от экипажей ВС сообщений об опасных метеоявлениях необходимо немедленно передать их на АМСГ и проинформировать диспетчера смежного диспетчерского пункта,
- проконтролировать выдерживание экипажем ВС установленного маршрута полета по АРП в зоне его действия и при обнаружении отклонений от маршрута полета проинформировать об этом экипаж ВС с целью выхода экипажа ВС на заданный маршрут;
- сделать соответствующие отметки на графике (планшете);
- сообщить диспетчеру смежного МДП о приеме на УВД;
- проинформировать экипаж ВС об опасных метеоявлениях, а при необходимости о воздушной, метеорологической и орнитологической обстановках.
Перед входом ВС в район аэродрома (перед рубежом передачи УВД) диспетчер МДП обязан:
- получить от экипажа ВС сообщение, содержащее расчетное время выхода на рубеж передачи УВД и прибытия на аэродром посадки;
- передать диспетчеру ДПК MBJI (КДП МВЛ, ДПК) номер и литер рейса, тип и номер (позывной) ВС, высоту (эшелон) полета по MBJI (маршруту);
- получить от диспетчера ДПК MBJI (КДП МВЛ, ДПК) условия входа в район аэродрома и передать экипажу ВС место входа (рубеж, контрольный ориентир) и высоту полета;
- на графике (планшете) сделать отметку о переданной информации.
При пролете ВС рубежа передачи УВД диспетчер МДП обязан:
- проконтролировать по АРП в зоне его действия направление движения ВС и при его отклонении от маршрута сообщить об этом экипажу ВС;
- дать указание экипажу ВС о переходе на радиосвязь с диспетчером ДПК MBЛ (КДП МВЛ, ДПК), сообщив частоту его работы и по сообщению диспетчера ДПК МВЛ (КДП МВЛ, ДПК) или по докладу командира ВС убедиться в приеме ВС на УВД;
- на графике движения ВС сделать отметку о передаче УВД.
Подход ВС к рубежу передачи УВД должен осуществляться на заданной высоте (эшелоне), а передача УВД - в горизонтальном полете. Если необходимо изменить высоту (эшелон) при подходе к рубежу передачи УВД, разрешение на изменение высоты может быть выдано только после согласования с диспетчером смежного диспетчерского пункта.
При выходе ВС на рубеж передачи УВД диспетчер МДП обязан:
- проконтролировать по АРП в зоне его действия направление движения ВС и при его отклонении от маршрута сообщить об этом экипажу ВС и дать указание о переходе на связь с диспетчером смежного диспетчерского пункта, сообщив частоту его работы;
– на графике движения ВС условными знаками отметить передачу на УВД и по сообщению диспетчера смежного диспетчерского пункта убедиться в приеме ВС на УВД.
При отсутствии прямой телефонной или радиосвязи с диспетчером смежного диспетчерского пункта диспетчер МДП обязан:
- при пролете ВС последнего ПОД перед рубежом передачи УВД дать указание экипажу ВС выйти на связь со смежным диспетчерским пунктом для получения условия входа этого ВС в район ЕС ОрВД;
- если при входе в смежную зону (район) экипаж ВС не может получить от диспетчера смежного диспетчерского пункта информации об условиях полета в зоне (районе), согласовать с диспетчером смежного диспетчерского пункта зоны (района) входа условия полета ВС и сообщить их экипажу ВС. В этом случае моментом окончания УВД является сообщение диспетчера смежного диспетчерского пункта об установлении связи с ВС;
- если по истечении 5 мин после расчетного времени входа ВС в смежную зону (район) от экипажа ВС не поступило сообщения о входе, а имеющимися средствами РТОП обнаружить ВС не удается, запросить местоположение ВС у диспетчера смежного диспетчерского пункта, откуда следует ВС;
- если диспетчер смежного диспетчерского пункта подтвердит пролет границы зоны (района), принять меры к установлению связи с ВС через каналы связи других диспетчерских пунктов.
Если связь с ВС установить не удается, необходимо действовать, как при потере радиосвязи.
Если командиром ВС принято решение о следовании на запасной аэродром диспетчер МДП обязан:
– согласовать с диспетчером смежного диспетчерского пункта маршрут и эшелон (высоту) полета, сообщить их экипажу ВС;
– сообщить командиру ВС (по его запросу) фактическую и прогнозируемую погоду запасного аэродрома;
- передать диспетчеру смежного диспетчерского пункта следующую информацию: номер и литер рейса, тип и номер (позывной) ВС, высота (эшелон) полета по МВЛ (маршруту), расчетное время выхода на установленный рубеж передачи УВД;
– передать сообщение на выбранный командиром ВС запасный аэродром согласно «Табелю сообщений о движении ВС»;
– доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) о решении командира ВС и принятых мерах;
- осуществлять контроль за движением ВС до момента передачи УВД диспетчеру смежного диспетчерского пункта.
При направлении ВС на запасный аэродром государственной (экспериментальной) авиации диспетчер МДП обязан:
- согласовать с соответствующим РЦ ЕС ОрВД возможность приема ВС на данный аэродром, маршрут следования на него (если полет будет выполняться вне МВЛ) и высоту (эшелон) полета;
- передать экипажу ВС следующую информацию: запасный аэродром посадки, маршрут следования на запасный аэродром, высота (эшелон) полета, фактическая и прогнозируемая погода, данные средств РТОП и авиационной электросвязи запасного аэродрома (по запросу экипажа ВС);
– сообщить в органы ПВО маршрут, высоту полета ВС и аэродром посадки.
Примечание. Данные средств РТОП и авиационной электросвязи передаются только в том случае, если их нет в регламенте (сборнике), находящемся на борту ВС.
При полетах по выполнению авиационных работ ниже нижнего эшелона диспетчер МДП обязан:
– осуществлять УВД при перелетах ВС с аэродромов базирования и обратно и с одного аэродрома (площадки) на другой в порядке, установленном для полетов по МВЛ ниже нижнего эшелона;
– взаимодействовать с диспетчерами мест временного базирования ВС;
– передавать диспетчерам по месту временного базирования ВС метеорологическую информацию (при необходимости или по запросу экипажа ВС) и информацию о режимах, запретах и ограничениях полетов;
– контролировать выполнение плана воздушного движения и связанные с ним перелеты ВС;
– назначить экипажам ВС время выхода на сеансы связи не реже, чем
через 1 ч;
– информировать экипажи ВС, выполняющие полеты по MBJI ниже нижнего эшелона, о воздушной обстановке в районе авиационных работ, прилегающем к MBЛ.
Диспетчер: 25208 Окисел-Район, по приведенному (минимальному приведенному) давлению 758 миллиметров, на 600, Уржумское по давлению аэродрома 748 миллиметров на 450 доложите.
Экипаж: 208, на 600 по приведенному (минимальному приведенному) давлению 758 миллиметров, Уржумское по давлению аэродрома 748 миллиметров на 450 доложу.
Экипаж: 208, Уржумское, давление аэродрома 748 миллиметров установил, 450 метров.
Диспетчер: 208, работайте со Стартом 120,4.
Экипаж: 208, со Стартом, 120,4.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.3атонский, В. М. Методика обучения диспетчерского состава методам принятия решения в потенциально-конфликтных ситуациях / В. М. Зато некий, О. В. Антропов, В. К. Коптев. - М.: Воздушный транспорт, 1992. - 80 с.
2.Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации при выполнении полетов и управлении воздушным движением: Федеральные авиационные правила: утв. Приказом ФАВТ РФ от 13.02.2008.
3. Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской
Федерации: Федеральные авиационные правила: утв. Приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 №128.
4. Типовые Технологии работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного пространства РФ: утв. Приказом
Росаэронавигации от 14.11.2007 № 108.
5.Управление воздушным движением : учеб.пособие: в 4 ч / И. Г. Морозов и др. – Ульяновск: Центр ГА СЭВ.
Ч. 1.- 1990.-98 с.
Ч. 2. -1991.-148 с.
Ч. 3.- 1991.-79 с.
Ч. 4.- 1991.-47 с.
6. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ: утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1084.