Пересекать попутный эшелон (высоту), занятый другим воздушным судном, разрешается, если продольный интервал между ВС равен не менее 20 км (а при использовании АС УВД, КСА или АЗН-В - не менее 10 км) или боковой интервал равен не менее 10 км в момент пересечения (при радиолокационном контроле). Существует два вида пересечения занятого попутного эшелона: после обгона и до догона. Различие в определении возможности пересечения между двумя этими ситуациями заключается в том, что после обгона воздушные суда расходятся и не нужно учитывать резервное время, затрачиваемое на радиосвязь.
Рис. 10. Пересечение занятого попутного эшелона после обгона
Математически возможность пересечения занятого эшелона на попутных курсах после обгона (рис. 10) определяется в следующем порядке:
1. Определить разность скоростей самолетов (∆W):
2. Уточнить у экипажа вертикальную скорость снижения (набора) (Vу) и разность высот ( ):
=
3. Определить время, необходимое для снижения набора высоты до занятого эшелона ( ):
tсн/наб=
4. Определить, на какое расстояние разойдутся самолеты за до занятого эшелона ( ):
5. Определить минимальное расстояние между самолетами к моменту начала маневра на пересечение эшелона ( ):
Рис. 11. Пересечение занятого попутного эшелона до догона
Математически возможность пересечения занятого эшелона на попутных курсах до догона (рис. 11) определяется в следующем порядке:
1. Определить разность скоростей самолетов ( ):
2. Уточнить у экипажа вертикальную скорость снижения (набора) (Vу) и разность высот ( ):
3. Определить время, необходимое для снижения / набора высоты до
занятого эшелона ( ):
4. Определить, на какое расстояние сблизятся самолеты за tсн/наб до
занятого эшелона ( ):
5. Определить минимальное расстояние между самолетами к моменту начала маневра на пересечение эшелона ( ):
где ∆ 5 км, если ∆W ≤ 300 км/ч, = 10 км, если ∆W > 300 км/ч.
6. Определить фактическое расстояние между самолетами по ИБО и принять решение:
– если S ф.рлк ≥ Sп.м - выдавать разрешение на пересечение можно;
— если < Sп.м - выдавать разрешение на пересечение нельзя и необходимо применить другой вид эшелонирования.
2.6. Пересечение воздушных трасс
Вход на воздушные трассы, уход с них и их пересечение производятся на предварительно согласованных эшелонах (высотах) и участках в режиме горизонтального полета.
Разрешение на пересечение воздушной трассы (MBЛ) при вылете воздушного судна с аэродрома, расположенного вблизи воздушной трассы (МВЛ), дается командиру ВС непосредственно перед вылетом с указанием условий пересечения, согласованных с сектором планирования РЦ.
Пересечение осуществляется под контролем диспетчеров РЦ ЕС ОрВД и сектора планирования.
Для входа на воздушную трассу (МВЛ) командир воздушного судна не позднее, чем за 5 мин до подхода к ее границе обязан получить разрешение и условия для продолжения полета от диспетчера, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением.
Эшелон (высота) для пересечения воздушной трассы или входа на нее должен быть занят воздушным судном не менее чем за 10 км до ее границы.
При последовательном пересечении воздушным судном нескольких близко расположенных воздушных трасс (МВЛ) орган УВД, осуществляющий непосредственное управление воздушным движением в районе пересечения, может дать командиру воздушного судна одно разрешение на пересечение этих воздушных трасс (МВЛ).
При следовании воздушных судов по пересекающимся трассам на одном эшелоне при углах схождения трасс, равных не менее 70° (рис. 12), диспетчер РЦ ЕС ОрВД обязан:
—в момент доклада экипажа о пролете последнего ПОД перед пересечением трассы получить от него время пересечения;
— по индикатору радиолокатора уточнить местонахождение воздушных судов, следующих по пересекающимся трассам на одном эшелоне;
— рассчитать интервал между воздушными судами в момент пересечения;
— при наличии интервала, равного не менее 40 км, дать разрешение экипажам на пересечение трассы;
— отметить на графике движения ВС условными знаками время расхождения воздушных судов.
Рис.12. Пересечение воздушных трасс на одном эшелоне
Минимальные интервалы продольного эшелонирования между ВС, следующими по ППП по пересекающимся трассам на одном эшелоне (при использовании систем наблюдения ОВД):
— в РЦ - не менее 40 км, а при использовании АС УВД, КСА или АЗН-В - не менее 25 км;
— в РА - не менее 30 км, а при использовании АС УВД, КСА или АЗН-В - не менее 20 км;
— в ЗВП - не менее 20 км, а при использовании АС УВД, КСА или АЗН-В - не менее 10 км.
В случае прогнозирования возникновения конфликтной ситуации между воздушными судами (интервал равен менее 40 км) необходимо:
— наметить возможные варианты разведения воздушных судов;
— отметить на графике движения ВС условными знаками прогнозируемую конфликтную ситуацию;
—проанализировать воздушную обстановку, используя данные графика движения ВС, и отображаемые на индикаторе РЛС;
—принять решение о назначении одному из воздушных судов нового эшелона;
— передать соответствующую команду экипажу воздушного судна;
— отметить условными знаками на графике движения ВС момент расхождения воздушных судов.
Математически возможность пересечения воздушных трасс на одном эшелоне определяется в следующем порядке:
1. Уточнить и W2.
2. Одновременно отсчитать по ИВО и S2.
3. Определить и до точки А по следующим формулам:
4. Рассчитать интервалы между ВС в момент выхода в точку А по следующим формулам:
; .
5. Принять решение:
–если Sинт1 >40 км и Sинт2 ≥ 40 км, ВС могут следовать на одном эшелоне;
–если Sинт1 <40 км или Sинт2 < 40 км, необходимо задать одному из ВС новый эшелон.
В зависимости от воздушной и метеорологической обстановок диспетчер должен информировать экипажи ВС о возможной конфликтной ситуации путем выдачи информации о взаимном местоположении ВС, которая должна содержать следующие сведения: курсовой угол конфликтующего ВС, расстояние между ВС, относительное перемещение, эшелон (высота) полета или расположение ВС по высоте - выше или ниже, тип ВС.
Пример фразеологии радиообмена
Диспетчер: 85699, справа под 80, на удалении 75 километров пересекающий справа налево на 9100 Ту-154. Для обеспечения вертикального интервала снижайтесь 8100.
Экипаж: 699, снижаюсь 8100, информацию принял.
Диспетчер: 85792, слева под 80, на удалении 70 километров, пересекающий однотипный, ниже. Следуйте 9100.
Экипаж: 792, информацию принял, следую 9100.
2.7. Особенности управления воздушным движением воздушных судов, выполняющих внетрассовые полеты
УВД ВС, выполняющих внетрассовые полеты, осуществляет диспетчер РЦ (ВРЦ) на основе информации о планируемых полетах, содержащейся в суточном плане воздушного движения (плане использования воздушного пространства) или выписке из него.
Радиообмен с экипажами ВС ведется в ОВЧ и ВЧ диапазонах на частотах, установленных для соответствующего направления (сектора) РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД. При полете ВС в группе радиообмен осуществляется с экипажами ведущего ВС и с замыкающим группу экипажем ВС (в зависимости от боевого порядка и количества ВС в группе).
После вылета ВС с аэродрома, расположенного в зоне (районе) РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД или до входа ВС в зону (район) РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД, диспетчер обязан:
–получить из аэродрома вылета, смежного РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД или ЗЦ ЕС ОрВД следующую информацию: время вылета ВС, аэродром вылета, количество и тип ВС, позывные экипажей (ведущих групп), уточненное время пролета рубежа приема УВД, эшелон (высота) полета, аэродром посадки и запасные аэродромы;
–за 5 мин до пролета рубежа приема УВД получить доклад от экипажа ВС, содержащий позывной, расчетное время выхода на рубеж приема УВД, курс и эшелон (высоту) полета и дать ему разрешение на вход в соответствующую зону (район) УВД.
При пролете ВС рубежа передачи УВД диспетчер обязан:
–получить от экипажа ВС сообщение, содержащее следующую информацию: время пролета рубежа (время не сообщается на рубеже передачи УВД), наименование рубежа (при возможности), эшелон (высота) и курс полета, расчетное время пролета очередного ПОД (контрольного ориентира, поворотного пункта маршрута) или границы зоны (района) УВД;
–с помощью используемых средств наблюдения УВД опознать ВС, определить его местоположение и принять экипаж ВС на управление;
–сообщить диспетчеру смежного диспетчерского пункта по имеющимся каналам связи, а при их отсутствии через экипаж ВС о приеме ВС на УВД и доложить об этом руководителю полетов (старшему диспетчеру), а также диспетчеру по планированию РЦ (ЗЦ) ЕС ОрВД вне воздушных трасс и MBJ1, если ВС находится под контролем Центрального командного пункта ВВС.
При пролете ВС ПОД (контрольного ориентира, поворотного пункта маршрута) диспетчер обязан:
–получить от экипажа ВС сообщение, содержащее следующую информацию: время пролета и наименование ПОД (контрольного ориентира, поворотного пункта маршрута), эшелон (высота) и курс полета, расчетное время пролета очередного ПОД (контрольного ориентира, поворотного пункта маршрута), условия полета (по запросу диспетчера);
–с помощью используемых средств наблюдения УВД уточнить местоположение ВС;
–подтвердить экипажу ВС пролет ПОД (контрольного ориентира, поворотного пункта маршрута);
–сообщить фактическое местоположение ВС (по запросу экипажа ВС).
При обнаружении сокращения интервалов между одиночными ВС, следующими по одному маршруту на одной высоте, диспетчер обязан:
– запросить у экипажей ВС скорости полета;
–определить и сообщить экипажам ВС интервал между ними (группами ВС);
–определить и задать новые скорости полета в пределах допустимого диапазона скоростей, исключающих дальнейшее сокращение интервала;
–при невозможности маневра скоростями изменить курс или эшелон (высоту) полета ВС и осуществить контроль по ИВО за взаимным положением ВС (при наличии системы наблюдения УВД).
Примечание. За выдерживание интервалов между ВС, следующими в составе группы, диспетчер ответственности не несет.
При отклонении ВС от заданного маршрута (свыше установленных допустимых значений)диспетчер обязан:
– определить отклонение ВС от оси маршрута;
–дать экипажу ВС местоположение ВС, величину отклонения от оси маршрута и при необходимости указание на изменение курса полета для выхода на линию заданного пути;
– проинформировать экипаж ВС о выходе на линию заданного пути.
При изменении эшелона (высоты) полета на маршруте или при выполнении полетов с переменным профилем, когда в соответствии с заявкой на полет указаны рубежи начала набора и снижения, диспетчер обязан:
–получить от экипажа ВС доклад о подходе к рубежу изменения эшелона (высоты) и запрос на изменение эшелона (высоты);
–проанализировать воздушную обстановку и определить возможность изменения эшелона (высоты) полета ВС;
–разрешить (запретить) экипажу ВС занять новый эшелон (высоту) полета, при необходимости указав ему условия и участок маршрута для изменения эшелона (высоты) полета;
–получить от экипажа ВС доклад о занятии заданного эшелона (высоты) полета и доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) в случае изменения эшелона (высоты) полета, не предусмотренного планом.
При следовании ВС на одном эшелоне (высоте) по пересекающимся маршрутам или по маршрутам с пересечением воздушной трассы или МВЛ диспетчер обязан:
–проанализировать воздушную обстановку и определить время выхода ВС в точку пересечения маршрута с воздушной трассой или MBЛ;
–рассчитать безопасный интервал между ВС к моменту пересечения, который должен быть не менее установленного, а при невозможности обеспечения безопасного интервала между ВС в точке пересечения маршрутов дать указание экипажу ВС одного из ВС на изменение эшелона, который должен быть занят не менее чем 20 км до точки пересечения маршрутов.
Примечание. Если установлены кратковременные ограничения в интересах ВС, следующих по маршруту вне воздушных трасс и, МВЛ, то эшелон (высоту) полета необходимо изменять ВС, выполняющим полет по воздушной трассе или МВЛ.
При выполнении маршрутно-трассовых полетов с входом ВС на воздушную трассу или МВЛ диспетчер обязан:
–до входа ВС на воздушную трассу или МВЛ проанализировать воздушную обстановку и определить условия входа;
–передать экипажу ВС условия входа на воздушную трассу или МВЛ;
–отметить на графике движения ВС вход ВС на воздушную трассу или МВЛ;
–осуществлять УВД ВС, выполняющих полет по воздушной трассе МВЛ в соответствии с установленной технологией работы, или передать УВД диспетчеру смежного диспетчерского пункта.
При выходе ВС из воздушной трассы (МВЛ) диспетчер обязан:
–проанализировать воздушную обстановку и определить условия им хода из воздушной трассы или МВЛ;
–передать экипажу ВС условия выхода из воздушной трассы или МИЛ,
–дать экипажу ВС разрешение на выход и при необходимости дать
указание о порядке и условиях выполнения дальнейшего полета в точке им хода из воздушной трассы;
–на графике движения ВС отметить выход ВС из воздушной трассы или МВЛ;
–осуществить дальнейшее УВД ВС, выполняющих полет вне воздушной трассы или МВЛ, или передать УВД соответствующему диспетчеру смежного диспетчерского пункта, осуществляющему УВД вне воздушных трасс и МВЛ.
До пролета ВС рубежа передачи УВД диспетчер обязан:
–передать диспетчеру смежного диспетчерского пункта следующую информацию: расчетное время выхода ВС на рубеж передачи УВД, количество и тип ВС и позывные экипажей ВС, эшелон (высота) полета, аэродром посадки и запасные аэродромы, - и получить от диспетчера смежного диспетчерского пункта подтверждение о приеме информации;
–дать экипажу ВС указание об установлении радиосвязи с диспетчером смежного диспетчерского пункта до подхода ВС к рубежу передачи УВД (при необходимости);
–получить от экипажа ВС доклад об установлении радиосвязи и разрешении на вход в зону (район) смежного диспетчерского пункта.
При пролете ВС рубежа передачи УВД диспетчер обязан:
–получить от экипажа ВС сообщение о пролете рубежа передачи УВД;
–дать экипажу ВС указание о переходе на УВД к диспетчеру смежного диспетчерского пункта;
–получить от последнего подтверждение о приеме ВС на УВД по имеющимся каналам связи, а при их отсутствии через экипаж ВС (при необходимости) и доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) о передаче УВД, а также диспетчеру по планированию РЦ (ЗЦ) ЕС ОрВД вне воздушных трасс, сути ВС находится под контролем Центрального командного пункта ВВС.
2.8. Особенности управления воздушным движением воздушных судов, выполняющих международные полеты
Полеты ВС иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации по воздушным трассам, МВЛ и на аэродромы, открытые для международных полетов, выполняются с соблюдением правил и процедур, публикуемых в сборнике аэронавигационной информации (АИП России и СНГ). Радиообмен между диспетчерами органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и экипажами ВС иностранных пользователей воздушного пространства осуществляется на английском или русском языке в соответствии с межправительственными соглашениями. Пересечение государственной границы Российской Федерации ВС при выполнении международных полетов осуществляется по специально выделенным воздушным коридорам пролета.
При выполнении разовых международных полетов вне специально выделенных коридоров пересечение государственной границы Российской Федерации осуществляется особым порядком с разрешения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Для обеспечения пересечения государственной границы Российской Федерации диспетчер обязан:
– не менее чем за 10 мин до пролета государственной границы РФ получить сообщение от экипажа ВС со следующей информацией: тип, номер рейса, позывной и местоположение ВС, эшелон (высота) полета, расчетное время пролета государственной границы, например разрешения на пересечение государственной границы РФ (при выполнении разовых полетов).
Примечание. При наличии прямой связи центра УВД РФ со смежным центром УВД сопредельного государства сообщение от экипажей ВС за 10 мин до пролета государственной границы РФ не требуется. Процедура согласования разрешения на пересечение государственной границы РФ осуществляется по наземным каналам связи смежных центров УВД.
–сообщить в органы ПВО о выданном разрешении на пересечение государственной границы и другие данные (при необходимости);
–дать экипажу ВС разрешение на пересечение государственной границы и условия полета и получить от экипажа ВС подтверждение в правильности принятой информации;
–в случае различия в системах эшелонирования, применяемых в нашей стране и в сопредельном государстве, получить доклад от экипажа ВС о смене эшелона и дать указание экипажу ВС доложить о пролете государственной границы;
–за 30 км до пролета государственной границы РФ (границы района УВД над открытым морем) получить доклад от экипажа ВС о смене эшелона и дать указание экипажу ВС доложить о пролете государственной границы;
–получить от экипажа ВС сообщение о пролете государственной границы РФ, проконтролировать местоположение ВС по ИВО;
–на графике движения ВС отметить переданную экипажу ВС информацию, сделать отметку о смене эшелона, отметить фактическое время и условия пересечения государственной границы.
– передать экипажу ВС указание о дальнейшем выполнении полета.
Если ВС после пересечения государственной границы РФ не может продолжать полет, то пересечение государственной границы РФ в обратном направлении выполняется, как правило, по тому же маршруту с разрешения центра ЕС ОрВД.
Диспетчеру запрещается давать разрешение экипажу ВС на пересечение государственной границы РФ при отсутствии информации об этом в органах ПВО.
В случае запрета или отсутствия разрешения на пересечение государственной границы Российской Федерации от органов ПВО не менее, чем за 50 км до ее пролета, по согласованию с органом УВД сопредельного государства необходимо дать указание экипажу ВС выполнить левый (правый) вираж в зависимости от воздушной обстановки и расположения государственной границы до момента согласования вопроса о ее пересечении.
Пересечение ВС государственной границы РФ при влете в воздушное пространство РФ без радиосвязи запрещается за исключением случаев, когда отказ радиосвязи произошел в полете (при наличии ВС в суточном плане воздушного движения).
Разрешение ВС иностранных авиакомпаний на влет в воздушное пространство Российской Федерации для целей поиска, оказания помощи пассажирам и экипажам воздушных и морских судов, терпящих или потерпевших бедствия, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера выдают центры ЕС ОрВД с уведомлением установленным порядком соответствующие федеральные органы исполнительной власти РФ.
При полетах ВС иностранных государств за пределами территории РФ в воздушном пространстве, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, без пересечения государственной границы РФ (над нейтральными водами) разрешения на полет не требуется. Полет осуществляется на основании ФПЛ, поданного в установленном порядке.
Вынужденный взлет ВС (летательного аппарата) в воздушное пространство Российской Федерации в случае аварии, стихийного бедствия, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам ВС, а также по другим аналогичным причинам не является нарушением правил пересечения государственной границы. В этом случае центр УВД должен немедленно принять сообщение от экипажа ВС и в дальнейшем действовать в зависимости от обстоятельств. Также необходимо немедленно передать информацию о ВС (летательных аппаратах), пересекающих государственную границу РФ по указанным причинам в органы ПВО, Федеральную службу безопасности России, Федеральную пограничную службу России, Федеральную аэронавигационную службу и в орган УВД сопредельного государства.
При приеме от экипажа ВС доклада о пролете ПОД требуется получить с борта воздушного судна сообщение о погоде («АЙРЕП») и передать его диспетчеру процедурного контроля, который доводит данное сообщение до дежурного инженера синоптика АМСГ. При сложной воздушной обстановке передача и прием сообщения «АЙРЕП» являются необязательными.
2.9. Обслуживание воздушного движения при полетах воздушных судов на местных воздушных линии я и при выполнении авиационных работ
При вылетах ВС с аэродромов МВЛ до вылета НС диспетчер МДМ обязан по запросу диспетчера АДП MBЛ (ДПК MBЛ, КДП MВЛ) согласовать с ним, а при необходимости и с диспетчером РЦ ЕС ОрВД соответствующего направления высоту (эшелон) полета.
До пропета рубежа передачи УВД (контрольного ориентира) диспетчер МДП обязан:
–принять от диспетчера ДПК (ДПК МВЛ, КДП МВЛ) сообщение о вылете ВС, включающее следующую информацию: аэродром первой посадки (посадочной площадки), номер и литер рейса, тип и номер (позывной) ВС высота (эшелон) полета по МВЛ (маршруту), расчетное время пролета рубежа передачи УВД, высота (эшелон) пролета РНТ коридора; при транзитом полете ВС получить от диспетчера смежного МДП (ВМДП) дополнительную информацию: план на пролет ВС, расчетное время прибытия на аэродром назначения;
–нанести полученные данные на график (планшет), передан, их диспетчеру ВМДП (при наличии), сделать отметку о переданной информации
При пролете ВС рубежа передачи УВД при входе в зону (район) диспетчер МДП обязан:
–получить от экипажа ВС следующую информацию: время пролета рубежа передачи УВД (если передача производится в момент пролета, то время не сообщается), высота полета (по минимальному давлению, приведенному к уровню моря при полетах ниже нижнего эшелона), расчетное время пролет очередного ПОД, условия полета (по запросу диспетчера);
–проконтролировать выдерживание ВС установленного маршрута по докладам его экипажа и по имеющимся средствам РТОП с учетом их возможностей.
Примечание. При обнаружении отклонений от маршрута полета необходимо информировать об этом экипаж ВС с целью его выхода на заданный маршрут;
-сделать записи и отметки условными знаками на графике (планшете)
(прил. 5), сообщить диспетчеру ДПК (ДПК МВЛ, КДП MBJ1) о приеме ВС на УВД.
Диспетчер обязан информировать экипажи ВС о наличии на маршруте зон с опасными метеоявлениями для принятия решения командиром ВС о продолжении полета, а при необходимости также о воздушной и орнитологической обстановках.
Примечание. При следовании ВС по MBJI (маршруту) и пролете им транзитом через районы (район) аэродромов (аэроузлов) государственной (экспериментальной) авиации с получением информации о входе в район ЕС ОрВД диспетчер МДП обязан сообщить соответствующему РЦ ЕС ОрВД тип и номер (позывной) ВС расчетное время пролета, высоту (эшелон) полета по МВЛ (маршруту).
При пролете ВС ПОД диспетчер МДП обязан:
- получить от экипажа ВС следующую информацию: время пролета и наименование ПОД, высоту (эшелон) полета, расчетное время пролета очередного ПОД, условия полета (по запросу диспетчера), запасный аэродром при сложных метеоусловиях на аэродроме назначения;
- отметить на графике (планшете) принятую от экипажа ВС информацию.
При тенденции к сокращению заданного при вылете временного интервала между ВС, следующими на одной высоте по одному маршруту, диспетчер МДП обязан:
- по докладам экипажей ВС о времени пролета ПОД определить тенденцию к сокращению заданного временного интервала, установленного при вылете;
- запросить у экипажей ВС истинные скорости полета и определить разность скоростей;
-сообщить экипажам ВС фактический интервал между ВС и рекомендовать (при необходимости) новые истинные скорости полета в пределах допустимого диапазона скоростей, исключающие дальнейшее сокращение интервала;
- контролировать взаимное положение ВС, используя доклады экипажей ВС о местоположении и данные имеющихся средств РТОП с учетом их возможностей.
При пересечении МВЛ (маршрутов) ВС, следующими с различными курсами на одной высоте, диспетчер МДП обязан:
- уточнить местоположение ВС;
- по графику движения ВС определить время выхода ВС в точку пересечения МВЛ (маршрутов);
- при необходимости рекомендовать экипажам ВС путевые скорости, обеспечивающие к моменту пересечения MBЛ (маршрутов) необходимый продольный интервал.
При полете ВС по ПВП ниже нижнего эшелона на одной высоте на встречных курсах диспетчер МДП обязан обеспечить полет ВС по раздельным (разведенным) маршрутам путем периодического контроля направления их движения и местоположения ВС по докладам экипажей ВС и по имеющимся средствам РТОП с учетом их возможностей.