Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сюжетно-композиционные особенности романа.



Фонтане художник известен как мастер немецкой поэзии и прозы. Он многое внес в искусство психологической характеристики героев, построения диалогов, в развитие образности и выразительности, даже самостоятельной синтаксической структурой немецкого языка; его эпистолярное наследие относится к образцам этого жанра. Томас Манн, высоко оценивший стиль писателя, говорил: «Как встречаются люди от природы юные, завершающие свое развитие и, если они достигают зрелого возраста, тем паче старости, переживающие самих себя, так, по-видимому, встречаются и натуры, для которых глубокая старость – единственное соответствующее им состояние; классические, можно сказать, старцы … Нелегко найти в истории духа человечества нечто подобное тому зрелище, которое являет престарелый Фонтане, стареющий годами, но непрерывно молодеющий творчески, умственно, душевно, в преклонные лета переживающий вторую, подлинную юность и зрелость».

Звезда Фонтане блестит нарочито объективной манерой повествования, обращенной к «обыденному», и любовью к точной, конкретной детали, что приближает его творчество к натуралистам. Фонтане ничего не комментирует «от себя» - ни слов, ни поступков героев; он никого из них прямо не осуждает и никем не восхищается. Герои сами характеризуют себя своими поступками и словами, своими суждениями друг о друге. Фонтане охотно обращается к письму как средству характеристики, к внутреннему монологу, но чаще всего к диалогу. Значение диалогов в романе велико, они характеризуют данного человека в данной ситуации, его душевное состояние – то, о чем не говорит прямо, то, что скрывают даже от самих себя.

В своих романах Фонтане использует хорошо известную ему балладную технику, что делает композиции его романов близким к композиции баллады.

В романе «Эффи Брист» линия рассказа прерывиста. В этом можно убедиться с первых глав романа. Наиболее важные моменты жизни Эффи опускаются, так мы не видим знакомства Эффи с ее будущим мужем, так как вторая глава заканчивается Инштеттена. Читателю не описывается ни помолвка, ни свадьба Эффи с Инштеттеном. О свадебном путешествии мы узнаем из писем молодой жены, посвященных родителям. Количество примеров прерывистого повествования велико, оно включает также эпизод, определивший судьбу Эффи – ее связь с Крампасом. Об этой связи нам помогает догадаться сцена, рисующая состояние души главной героини – когда она узнает от мужа о его назначении в Берлин (глава 21).

Так, переходя от одного эпизода романа к другому, убеждаешься, что главное в романе не события, а душевное состояние героев, не бесстрастное повествование, а эмоциональная атмосфера.

Композиция романа кольцевая. Действие романа начинается и заканчивается в Гоген-Креммене – в том же доме, с тем же видом из окон на площадку перед домом, - только теперь на месте солнечных часов – могила Эффи. Так не заметно, так быстро прошла одна человеческая жизнь – короткая и печальная. Все в конце напоминает начало и заставляет ощутить разительное отличие разительное отличие между началом жизни Эффи и концом, между наивным безоблачным счастьем, вступающего в жизнь подростка, и печальным смирением еще совсем молодой женщины, жизнь которой безжалостно и безнадежно растоптана. Детали у Фонтане почти всегда эмоционально значимы и служат для создания эмоциональной атмосферы. Например, матросский костюм Эффи (глава 1 и глава 34). Описание курьерского поезда, который мчится без остановки мимо Эффи и Инштеттена, когда они во время прогулки заезжают в отель «Князь Бисмарк» (глава 11) и шум поезда, долетающий в открытое окно дома в Гоген-Кремене (глава 24). Эти детали играют роль лейтмотивов. Повторяя эти внешне незначительные подробности из жизни своей героини, писатель дает почувствовать и понять многое в судьбе Эффи. Шум платанов, который слышит Эффи перед смертью, заставляет читателя вспомнить, что так же точно шумели платаны в одну из ночей, когда, будучи уже замужем, Эффи гостила у родителей. Ничто в ту ночь, казалось, не предвещало трагического исхода, - история с Крампасом была уже позади, Эффи, глубже заглянув в свою душу, стала более зрелой, казалась более защищенной внутренне на своем жизненном пути… Контраст этих двух моментов в жизни Эффи, о котором небольшой деталью напоминает писатель, взволновав читателя, еще раз заставляет задуматься над случайностями и закономерностями этой человеческой судьбы.

II. Образ Эффи Брист.

Выйдя замуж за Инштеттена и покинув родительский дом Эффи одинока и несчастна. Эффи, беззаботная, жаждущая нежности и жизни натура, постепенно оказывается в одиночестве в своем браке с корректным, исполненным сознания своего долга, пожилым бароном фон Инштеттеном, которому как раз не дано было знать, что такое нежность. Она еще почти ребенок. Дом, в котором она жила у родителей еще не оставили качели, которые так любят дети. «… В доме ее называли «малышкой»…». Она еще не мечтает о замужестве, но уже понимает, что это должно произойти в скором времени. Эффи хороша собой, подвижна, жизнерадостна и, такова судьба всех хорошеньких девушек из состоятельных семей, скоро станет женой. Но, буквально с первых страниц, с первой встречи будущих мужа и жены слышится голос рокового исхода их брака (глава 2). Инштеттена она не любит, ведь не может найти душевной близости с человеком, который намного старше ее, замкнут и сух. Оказавшись в маленьком городке Гессене, одинокая среди провинциальных чудаков, подобных Гизгюблеру, и злых сплетниц, подобных Седонии Гразенабб, она не находит в себе моральных сил противостоять ухаживаниям опытного донжуана Крампаса. Связь с Крампасом кончается благодаря внешним обстоятельствам – Инштеттен получает назначение в Берлин. Эффи надеется, что она навсегда покончила с прошлым.

Эффи слаба слабостью подростка, молодого, еще не окрепшего существа, а Инштеттен и другие слабостью людей душевно опустошенных. У Эффи было беззаботное детство, столь печальная юность, - и она так и не успела стать взрослым человеком: что-то от беспомощности подростка так и осталось в ней, несмотря на тяжелые жизненные испытания.

Но Эффи человечнее и привлекательнее всех остальных еще и тем, что она не пытается прикрыть и оправдать свою слабость никакими «принципами».

Накануне свадьбы Эффи признается матери, что она боится Инштеттена, потому что у него есть «принципы», а у нее их нет (глава 4). У бедной Эффи действительно нет никаких «принципов», но ведь «принципы» Инштеттена – лишь выражение его рабской зависимости от общественного мнения своей касты, выражение его «верноподданичества».

Своей непосредственностью и искренностью наивная «беспринципная» Эффи стоит неизмеримо выше, чем Инштеттен или какая-нибудь тайная советница Цвикер, все принципы которой заключаются в умении скрывать свои любовные приключения.

Судьба обоих супругов в равной степени детерминирована ситуацией. Эффи становится жертвой ухаживаний некоего майора. Узнав об этом через несколько лет, Инштеттен не считает, что эта связь оскорбляет его чувство к жене, и не загорается желанием отомстить обидчику. Он полагает, однако, что затронуто его чувство чести, и убивает своего бывшего соперника на дуэли, поступив, по мнению «других», правильно. После этого для Эффи начинаются хождения по мукам, вызванные неумолимостью ее супруга. Разведенная, изгнанная из общества, разлученная со своим ребенком, она умирает молодой. Сделавший блестящую карьеру Инштеттен понимает, что все совершенное им было сделано в угоду пустому представлению о приличиях, которое разрушило и его как человека. Вывод гласит: события совершаются не так, «как мы хотим, а как хотят другие». «Голос сердца» не может тягаться с приговором общества, которому подчиняется даже его жертва, Эффи, что делает происходящее в глазах читателя абсурдным, невыносимым.

Идейно-нравственный поиск, становление личности проходит в постоянном столкновении ее «правды», жизненной философии, во-первых, с фактами действительности, а во-вторых, с иными «правдами». Эффи осмысляет подвижную и противоречивую действительность, постоянно проверяя, насколько верно и нравственно оправдано ее отношение к ней. Но иногда нравственный поиск становится настолько острым, а внутренние противоречия настолько напряженными и плохо поддающимися разрешению, что человек совершает тот или иной поступок не ради его практического смысла, а с единственной целью проверить свои теории практикой, провести своего рода эксперимент, который дал бы ответ на неразрешимые вопросы.

Но Эффи живет отдельно от основного мира, она живет своими чувствами, потому что еще не знает как нужно вести себя в обществе, чтобы никто не критиковал ее. Она боится сказать правду даже матери, хотя мать могла бы объяснить правила поведения замужней дамы.

В качестве примера можно указать на разговор Эффи с матерью (глава 4). Помимо воли Эффи в ее словах - или, точнее, за ее словами - звучит страх перед браком, ее растерянность перед будущим. Эффи хочет уверить себя и мать в том, что она очень счастлива, и уйти от мучительных для нее мыслей. Все это помогает понять Эффи – по-детски легкомысленную и беззащитную. Лишь в конце разговора прорывается в словах Эффи то, что звучало за всеми этими рассуждениями о японской ширме с золотыми птицами на черном фоне, о том, что Эффи обязательно поставит рояль поперек комнаты и что в Кессине есть пароход, отходящий два раза в неделю в Швецию.

Образ Эффи не изображается как нечто исключительное и случайное. Положение женщины, ее брак является всего лишь сделкой, а женщина лишена элементарных прав. Это подтверждается анализом отношений, сложившихся в семье Инштеттена и Эффи: «…Ее с новой силой охватило прежнее чувство, чувство пленника, который уже никогда не получит свободу. Как ей избавиться от этого тягостного ощущения, оно угнетает ее, мешает ей жить, ни на минуту не оставляет в покое. Но насколько Эффи была способна на сильные чувства, настолько же неспособна была проявить свою волю. Ей не хватало выдержки и настойчивости, и все ее хорошие намерения пропадали впустую.

И все шло по-прежнему: сегодня потому, что она ничего не могла изменить в своей жизни, а завтра потому, что уже ничего не хотела менять…».

Жизнь женщины в немецком обществе того времени можно разглядеть в истории замужества матери Эффи, в ее расчетах о судьбе ее единственной дочери: «… в свои двадцать лет ты займешь в свете место, какого другие добиваются лишь к сорока. И оставишь далеко позади свою маму…».

Но ведь женщина должна «расти» вместе с мужем - только тогда можно рассчитывать на счастливый брак. Мало удачно выйти замуж, нужно быть интересной человеку, с которым ты связала жизнь. Не обязательно во всем импонировать мужчине, ему тоже нужно личное пространство. Суметь увлечь - вот главная задача женщины в любые времена.

Женские образы в романе можно «прочитать» через судьбу его главной героини. Так Эффи повторила бы судьбу своей матери, об этом Фонтане намекает и тем, что Инштеттен выбрал Эффи, зная ее мать (Инштеттен чуть не стал ее мужем), и тем, что Эффи тоже родила дочь. Брак матери тоже был построен на расчете, в его основе лежат чисто имущественные интересы. Супруги фон Брист внутренне чужды друг другу. Как чужды супруги Ринг (семья лесника).

Жена Ринга, робкая, молчаливая женщина, происходила из богатой семьи, но она не имеет право голоса в своем доме. Ее муж – лесничий, но он ведет себя, как «какой-то легендарный король». Эффи тоже должна была себя вести так, как это делали остальные.

О том, что все женские образы читаются через призму образа Эффи, свидетельствует и тот факт, что когда в доме лесника Кора (старшая дочь Рингов) начала кокетничать с Инштеттеном и Крампасом, Эффи, рассердившись, сказала: «… на удивление, и я была такой же, когда мне было четырнадцать».

А когда Эффи разговаривает с мужем о судьбе певицы Триппели, Эффи замечает: «…меня охватывает желание испытать все самой…». И здесь автор снова намекает нам на то, что Эффи живет не так, как бы ей хотелось. В романе явно видна антигуманная сущность светской морали, сводящая систему воспитания молодой девушки лишь к усвоению правил «хорошего тона». Женщина в условиях эксплуататорского общества устраняется из общественной жизни и не играет в ней никакой роли. Взамен активной общественной деятельности предлагаются суррогаты: устройство благотворительных вечеров, участие в любительских спектаклях и конкурсах. Только это и вносит в жизнь Эффи некоторое разнообразие: целым событием становится для нее исполнение роли в посредственной пьесе Э.Вихерта «неосмотрительный шаг». Но даже и этот успех Эффи весьма своеобразно воспринят ее мужем: он видит в нем фактор, способствующий росту его собственного авторитета и популярности.

Приниженное, подчиненное положение женщины в обществе мы видим как одну из наиболее жестоких форм угнетения ее, базирующейся на основе имущественного неравенства и материальной зависимости. Героиня произведения более мужественна, жизнестойка, великодушна и благородна, чем ее муж. Тем не менее, она не поднимается до высот социального протеста, а замыкается в себе, в маленьком мире собственных переживаний и, оскорбленная, вновь и вновь унижаемая, смиряется с судьбой, отказывается от борьбы, находя выход в смерти. Смерть кажется избавлением от жалкого рабского существования, на которое обрекают женщину отношения, сложившиеся в феодальном и буржуазном обществе. Женщина, не смотря на то, что она из богатой семьи, на то, что она имеет высокое положение в обществе, не может выразить свой протест. Она как пес Инштеттена Ролло все понимает, но выразить ничего не может.

Так и Розвита – любимая служанка Эффи, имеет за плечами горькую судьбу. Бедная деревенская девушка подарила честь любимому до свадьбы, а когда родила ребенка, малыша убили, а ее отправили служить кормилицей в богатый дом. Женщина, которая не могла стать матерью своему ребенку, кто это? Да, и тут мы видим бедную Эффи. Ведь она тоже была лишена радости материнства. Знать, что у тебя есть ребенок, и не иметь возможности его растить! Ведь это бесчеловечно.

В жизни Эффи Брист случилось немало бед: она посветила жизнь человеку, который ее не любил (муж), она подарила честь человеку, который не сумел ее защитить (Крампас), она подарила жизнь человеку, который от нее отказался (дочь).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.