Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблематика социально-исторического романа.



I. Теодор Фонтане и актуальность его произведения «Эффи Брист».

Теодор Фонтане – крупнейший представитель критического реализма в Германии 80-90-х годов. Фонтане принадлежит к поколению тех писателей, на чью юность наложили отпечаток предмартовская борьба, революция и ее поражение. Однако он выполнил свой долг перед эпохой весьма своеобразно. Его творчество развивалось по восходящей линии: он долгое время хранил симпатии, порой пристрастные, к дворянству, но затем пришел к ясному пониманию исторической обреченности, внутренней гнилости этого господствующего класса; он видел неизбежность капиталистического развития страны, но одновременно призирал буржуазных дельцов, их мораль и повадки.

Рост оппозиционного и революционного движения в Европе в конце 20-х и начале 30-х годов всколыхнул общественную мысль Германии и дал толчок дальнейшему развитию реалистического направления в литературе – с его широкой постановкой социальных и политических проблем, с его пристальным интересом к повседневной действительности.

Измельчение буржуазного индивида, отсутствие какой-либо героики в буржуазных буднях, обеднение внутреннего мира человека – все эти явления характерны для буржуазного общества и его культуры во всех странах Западной Европы после поражения революции 1848 года. Они нашли отражение в творчестве наиболее замечательных писателей – реалистов, в том числе и Фонтане. «Нужно брать вещи таковыми, каковы они есть, но не такими, какими они кажутся»[1]. Фонтане в свое время был единственным немецким писателем, проявившим прозорливость и создавшим реалистические социальные романы, которые дошли до нас до нас не в последнюю очередь благодаря массе тонких наблюдений и точных деталей картину процессов социальных, духовных, эмоциональных и нравственных изменений во второй половине 19 века.

Проблематика социально-исторического романа.

Немецкий «роман воспитания и становления», в котором нашли отражение черты «философской революции», старался полнее отразить диалектику развития индивидуума и общества, формирования сознания и его более высокой ступени; менее всего он стремился отразить действующие в обществе силы.

Гегель затронул два основных направления, наметившихся в европейском буржуазном романе: с одной стороны, роман является отражением – в большинстве случаев критическим – действительности, а с другой – тенденциозным толкованием ее.

Лишь после того как была устранена отсталость в социально-экономическом развитии Германии, когда в стране, например в Берлине, сложились определенные черты нового общества, немецкий роман приблизился в своем развитии, сначала благодаря Фонтане, а затем братьям Манн, к европейскому роману. Новелла же в это время играла необычную роль.

Причины своеобразного развития немецкого романа не зависят от него как такового. Крушение просветительских идеалов и героических иллюзий, в особенности после 1789 года, сильнее сказалось на западноевропейских странах, нежели в Германии, в которой до 1848 года[2] не было ни буржуазной революции, ни достаточного опыта, чтобы создать общество на капиталистической основе. Это и явилось причиной медленно изменяющегося исторического и эстетического сознания.

Это отразилось в творчестве и в творчестве Т. Фонтане. Лишь в 3-ем периоде своего творчества (70-90е годы) создает свои основные произведения. В это время в Германии быстро росли влияния и деспотизм реакционных сил, особенно после провозглашения империи (1871 год), принятия «Исключительного закона против социалистов»[3] (1878 год) и вступления на трон Вильгельма II. Рушатся многие иллюзии Фонтане о сущности господствующих классов и основах общественно-политического строя Германии, интенсивней становятся его поиски общественной силы, способной оздоровить общество и указать путь в будущее. На этой основе возникают лучшие произведения Фонтане – критического реалиста.

Расцвет творчества Фонтане совпал с периодом господства натурализма в европейской литературе. Конечно, представление Фонтане о человеке как о существе, фатально зависящем от обстоятельств, близко представлениям натуралистов о человеке как продукте определенной среды, целиком и полностью зависящем от этой среды.

Это сходство отметил уже Отто Брам. В одной из своих статей, посвященных Фонтане, Отто Брам писал, что в романе последнего «Невозвратимо» (этот роман был издан за три года до «Эффи Брист») главным является описание «среды». А ведь тщательное описание «среды» и было одной из важных и характерных черт натуралистического искусства.

Правда, между натуралистами и Фонтане в этом вопросе существовали принципиальные отличия. Натуралисты отождествляли общественную среду с биологической средой, как ее формулировали естествоиспытатели того времени. Взаимоотношения среды и человека было для натуралистов чем-то извечно данным, лишенным социально-исторической конкретности. Фонтане, мысливший гораздо более исторично, эту зависимость человека от обстоятельств – от «среды», ограничивал данными конкретно-историческими условиями. Натуралисты как бы утверждали: таков человек вообще – всегда и везде подчиненный железным, неумолимым законам среды. Фонтане же говорил: таков обыватель Германской империи, подданный бюрократического государства.

На натуралистов Фонтане походил и своей нарочито объективной манерой повествования, обращенной к «обыденному» и любовью к точной, конкретной детали.

Объектом изображения в романе Теодора Фонтане «Эффи Брист» является падение молодой замужней женщины. Эта вечная тема любви, которая может появляться в различных национальных обществах, может повториться в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи. Но это не единственный аспект, отраженный в этом произведении. Не менее важным является конкретно-исторический аспект (социальный).

В романе «Эффи Брист» перед нами та общественная среда, тот слой, который чаще и охотнее всего рисовал Фонтане, - средне прусское дворянство. Отец Эффи – небогатый помещик; барон Инштеттен (муж Эффи) в прошлом офицер, ныне – преуспевающий чиновник. Место действия – помещичья усадьба в Хавельланде (Бранденбург), маленький провинциальный городок на берегу Балтийского моря и, наконец, Берлин – столица Германской империи.

Как всегда в своих романах, Фонтане дает точную топографию берлина. Писатель называет нам те магазины и модные кафе – реально существовавшие в то время, - которые посещают его герои (мать Эффи и она сама перед свадьбой ездили в Берлин покупать приданное), и сообщает точный адрес квартиры, где живут Эффи и Инштеттен: Кейтштрассе, 1-с, Берлин Вест. Время действия романа тоже может быть установлено с большой точностью – это восьмидесятые годы.

Таким образом, и в этом романе Фонтане, как обычно, со скрупулезной точностью историка определяет место и время действия. Это одно из средств, которыми пользуется писатель для воссоздания конкретности нарисованных им картин. Но значительно более важным средством является для Фонтане социальная историческая конкретность характеров и конфликтов. Но следует, так же, обратить внимание на психологическую определенность характера главной героини. Необходимо обозначить характер молодой жены, которую еще ребенком выдали замуж за человека, который годится ей в отцы.

Она молода, но поступки ее не столько безнравственны, сколько не продуманны. Эффи поддалась чувству, которое не посетило ее в замужестве. Для понимания мотивировок, двигавших молодой женщиной следует рассмотреть ее жизнь в доме мужа. На ум приходит русская народная пословица: «За мужем как за каменной стеной: широка стена – не обойдешь, высока стена – не перепрыгнешь».

Любопытно, как возник у писателя замысел его будущего романа. Сюжет произведения взят из самой жизни: однажды Фонтане рассказали о катастрофе, постигшей одну знакомую берлинскую семью. Ему рассказали об измене жены, которая стала известна мужу, о дуэли с соперником, о разводе – то есть обо всем том, что читатель находит в романе «Эффи Брист».

Фонтане взял сюжет своего романа, таким образом, почти готовым из скандальной светской хроники Берлина. Фонтане вообще охотно черпал сюжеты из повседневной жизни своих современников, а прототипами его героев были часто его знакомые или случайно встретившиеся люди. Так, внешний облик Эффи такой, какой она появляется впервые на страницах романа в своем матросском костюме – списан Фонтане со случайно повстречавшейся ему пятнадцатилетней девушки.

Конечно, при создании романа Фонтане существенно отошел от услышанного рассказа. Судьба реальных прототипов его героев сложилась не столь печально. «Герой» скандальной истории после развода с неверной женой вскоре женился на другой, а «героиня» вовсе не умерла, как бедная Эффи. Реальный случай Фонтане как бы «додумал до конца». Сообщил ему ту законченность и тем самым типичность, которое действительное происшествие в жизни зачастую не обладает.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.