Подотрасль права – часть отрасли права, регулирующая относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.
Например, в конституционном праве – избирательное; в природоохранительном праве – горное, водное, лесное; в гражданском праве – жилищное, авторское, наследственное и др.
Правовой институт – это элемент отрасли права, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную
группу общественных отношений.Правовые институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевой правовой институт представляет собой однородные группы юридических норм внутри одной отрасли права. Например, в конституционном праве – институт правового статуса личности, в административном праве – институт государственной службы, в международном праве – институт дипломатического права, в гражданском праве – институт обязательств и т. д.
Межотраслевые правовые институты объединяют в себе правовые нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Институт избирательного права, например, включает в себя нормы государственного, административного и уголовного права.
Систематизация законодательства: понятие и виды
От системы права следует отличать систему законодательства, под которой понимается совокупность всех нормативно-правовых актов, действующих в государстве.
Систематизация законодательства – это упорядочение нормативно- правовых актов, приведение их в единую согласованную систему.
Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе
отраслей права, которые складываются объективно исторически. В наибольшей степени зависимость систематизации законодательства от объективно существующей системы права проявляется при кодификации. Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация.
Инкорпорация – это вид систематизации, то есть такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно.
Можно провестиинкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким
изменениям или дополнениям. Главная задача – расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться
ими не только юристам, но и другим категориям населения.
Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ).
Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно- правового акта, призванного регулировать определенные общественные
отношения.При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.
Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт.Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый
правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом перед