Подготовка к судебному заседанию о применении принудительных мер медицинского характера может проводиться как в общем порядке, так (при наличии для этого законных оснований) и в форме предварительного слушания. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 237 суд в ходе предварительного слушания по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору с целью устранения препятствий для его рассмотрения судом в случаях, когда есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, и т.д..
Судебное разбирательство по делам о применении принудительных мер медицинского характера проводится по общим правилам производства в суде первой инстанции с соблюдением определенных особенностей.
Суд должен проверять доказательства, устанавливающие или опровергающие совершение лицом общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, а также другие существенные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. С этой целью в судебное заседание, как и в общем порядке производства, могут быть вызваны потерпевшие, свидетели, лицо, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, его законные представители, а также эксперты и специалисты. Допускается с учетом мнения эксперта-психиатра и допрос лица, в отношении которого поставлен вопрос о применении принудительных мер медицинского характера.
По делам о применении принудительных мер медицинского характера суд выносит одно из следующих решений (ст. 443 УПК):
- постановление об освобождении этого лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
- постановление о прекращении уголовного дела с отказом в применении принудительных мер медицинского характера. Суд обязан прекратить уголовное дело и отказать в применении принудительных мер медицинского характера не только в отношении страдающего психическим расстройством лица, не представляющего опасности по своему психическому состоянию, но и в отношении лица, которое по своему психическому состоянию хотя и представляет определенную опасность, но совершило деяние небольшой тяжести .
Анализ особенностей производства о применении принудительных мер медицинского характера необходимо проводить с учетом положений постановлений Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 7 апреля 2011 г. «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера».
Тема 8. Общие положения о производстве по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Рассматриваемый особый порядок следует отличать от особой процедуры ведения уголовного процесса в отношении лиц, пользующихся международным (дипломатическим, консульским и т.д.) иммунитетом, который предоставлен им в первую очередь международным правом и в целом отличается еще большим объемом изъятий из ординарного строя судопроизводства.
Особый порядок уголовного судопроизводства, предусмотренный гл. 52 УПК, в том или ином объеме и с теми или иными различиями применяется в отношении следующих категорий лиц (ч. 1 ст. 447):
- членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления;
- судей Конституционного Суда РФ, судей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, присяжных или арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия;
- Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ;
- Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
- Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидатов в Президенты Российской Федерации;
- Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ;
- следователей;
- адвокатов;
- членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
- зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.