Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормативно-правовой акт.



Нормативно-правовой акт - это официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену, утверждение правовых норм.

Признаки нормативного правового акта суть следующие. Во-первых, нормативный правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях - в результате прямого народного волеизъявления (референдума). Полномочия правотворческих органов на издание нормативных актов устанавливаются в Конституции, законе.

Каждый правотворческий орган имеет право на издание нормативных правовых актов только определенного вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д.) по тем вопросам, регулирование которых входит в компетенцию правотворческого органа. Все виды нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов, основанную на иерархической подчиненности. Каждый вид нормативных актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов.

В некоторых случаях в качестве основного критерия определения места акта в иерархии нормативных правовых актов служит положение издающего их органа в системе государственно-властных органов. В случае нарушения правотворческим органом установленных юридических зависимостей акт должен быть признан неконституционным, незаконным, недействительным, отменен, приостановлен и т.п.

Таким образом, положение нормативного правового акта и объем полномочий, закрепленных за ор органами их издающими, обуславливают юридическую силу издаваемых властным органом нормативных правовых актов. В свою очередь, от юридической силы нормативного правового акта зависит место акта в правовой системе, установление иерархических связей и соподчиненности с другими актами.

Второй признак нормативного правового акта состоит в том, что в нем устанавливаются нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, выраженные в виде абстрактно сформулированных государственно-властных предписаний, адресованных неперсонифицированному кругу лиц и рассчитанных на многократное применение.

Третья характеристика данного источника состоит в том, что он имеет официально-документальную форму и особую структуру. В нормативном правовом акте должны содержаться определенные характеристики. В частности, указание на наименование органа, лица (лиц) его принявшего, вид (форма) акта, название (тематика), место и дата принятия, соответствующая структура акта (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.

Четвертая особенность нормативного правового акта как источника права состоит в особом порядке его подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры есть обязательное условие законности и эффективности подготавливаемых нормативных решений.

 

 

Закон.

По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Верховенством среди них обладает закон.

Закон - это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом государственной власти или народом, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Наибольшей юридической силой среди законов обладает Конституция. В ней закрепляются основы конституционного строя, определяется организация различных ветвей государственной власти, содержание основных прав и обязанностей граждан, принципы государственных отношений. Конституция государства является основой для всех остальных нормативных правовых актов, своего рода первоисточником, а все другие акты должны соответствовать ей.

Следующее место в иерархии законов принадлежит конституционным законам. Они имею наиболее тесную связь с Конституцией страны, поскольку количество и тематика конституционных законов определены в Основном Законе. Данный вид законов характерен, к примеру, для РФ (федеральные конституционные законы).

Промежуточное положение между Конституцией и обычными законами занимают также органические законы. Их принятие направлено на развитие конституционных норм. Но органические законы, в отличии от конституционных, могут быть приняты по любому вопросу. Органические законы характерны, к примеру, для Италии.

Следующими по юридической силе являются обычные законы. Они регулируют на основе Конституции, конституционных законов, органических законов те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования.

Помимо этого в федеративных государствах субъекты федерации имеют право на издание своих законов - законов субъектов федерации в рамках предоставленной им компетенции. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

По форме объединения нормативного материала обычные законы могут быть кодификационные (кодексы) или текущие (тематические).

По времени действия законы делятся на временные (действуют на определенный, указанный в законе срок), постоянные (действуют с момента их принятия до последующей отмены, т.е. на неопределенный срок) и чрезвычайные (начинают действовать при наступлении определенных в законе обстоятельств, как правило, чрезвычайного, экстраординарного характера).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.