Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соборность Церкви (кафоличность)



 

Сама Богочеловеческая природа Церкви всеохватывающа, соборна, охватывающа всю Вселенную Богочеловека- Господь Иисус Христос Собой и в Себе самым совершенным и полным образом соединил Бога и человека, а через человека - и всю тварь. Судьба твари, по существу, связана с человеком (Рим. 8, 19-24). Своим Бо-гочеловеческим организмом Церковь охватывает "все, что на небе-сах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли" (Кол. 1,16). Все в Богочеловеке, и Он есть Глава Тела Церкви (Кол. 1, 17-18). В Богочеловеческом организме Церкви каждый живет полнотой своей личности как живая богоподобная клеточка. Закон Богочеловеческой соборности охватывает все и действует через все, причем всегда поддерживается Богочеловеческое равновесие между Божиим и человеческим. Мы, члены Церкви, переживаем всю полноту своего существа во всех богоподобных размерах. И еще в Церкви человек переживает свое существо как некое высшее существо, Богочеловеческое существо переживает себя не только как человека, но и как высшую тварь, высшее творение, - словом, переживает себя как благодатного Богочеловека,

Богочеловеческая соборность Церкви, в действительности, есть непрерывное благодатно-добродетельное пребывание человека во Христе: все собирается во Христе, все переживается Им кк Свое, как один неделимый Богочеловеческий организм, ибо жизнь в Церкви есть пребывание в благодатной соборности, благодатно-добродетельный подвиг освящения, преображения, спасения, обретения бессмертия и вечности, становления частью Богочеловека Христа - Церкви, частью Святой Троицы. Соборность поддерживается Господом Иисусом Христом, который самым совершенным образом соединяет Бога и человека и всю тварь, которую Его драгоценная Кровь омывает от греха, зла и смерти (ср. Кол. 1, 19-22). Богочеловеческая Личность Иисуса Христа и есть душа соборности Церкви, ибо она есть "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23), поэтому Церковь является вселенской, соборной в каждом своем члене, в каждой своей ячейке, и эта соборность подтверждена святыми Апостолами, святыми отцами, святыми Вселенскими и Поместными соборами.

 

 

Апостольство Церкви

 

Святые Апостолы были первыми богочеловеками по благодати. Каждый всей своей жизнью, вместе с Ап. Павлом, говорит "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Тал. 2, 20). Каждый из них - это повторенный путь Христов и Сам Христос, или точнее: являемый в них Христос. Все в них Богочеловеческое, ибо все - от Богочеловека. Апостольство есть не что иное, как Богочеловечностъ Господа Иисуса Христа, добровольно усвоенная подвигами святых добродетелей: веры, любви, надежды, молитвы, поста и др. А это значит: все человеческое в них живет Богочеловеком, мысля, чувствуя, желая и действуя Им. Для них Господь Иисус Христос есть высшая ценность и мерило. Все в них от Богочеловека, ради Богочеловека и в Богочеловеке, и всегда и повсюду так. Это есть их бессмертие уже в земном времени и пространстве, ибо они уже на земле связаны со всей Богочсловеческой вечностью Христа.

Это Богочеловеческое апостольство полностью нашло свое продолжение в земных наследниках богоносных Апостолов - в святых отцах. Между ними, по существу: нет никакой разницы: во всех них бессмертно живет и действует Богочеловек Христос, который "вчера, сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13, 8). Святые отцы в действительности выполняют даю святых Апостолов и как особые святые личности, и как иерархи поместных Церквей, и как члены святых Вселенских и Поместных соборов. Для них есть одна Истина - Богочеловек Господь Иисус Христос. И действительно, святые Вселенские соборы, от первого до последнего, исповедуют, защищают, благовествуют и бдительно охраняют одно единственное - Богочеловека Иисуса Христа,

Главное в Священном Предании Православной Церкви заключается в том, что Богочеловек Иисус Христос во всей полноте живет в Богочеловеческом Теле Церкви и является ее вечным, бессмертным Главой. Это великое благовесте святых Апостолов и святых отцов: они ничего не знают, кроме Христа распятого, Хри-ста воскресшего, Христа вознесенного. Все они всей своей жизнью и гением единодушно свидетельствуют: Богочеловек Иисус Христос весь в Церкви Своей как в Теле Своем, Каждый из святых от-цов может по праву сказать со св. Максимом Исповедником: "Я ни в коем случае ничего своего не говорю, но говорю то, чему научился от святых отцов, ничего не меняя в их учении".

И бессмертное благовествование святого Иоанна Дамаскина проникнуто исповеданием святых Богоправославленных отцов: "Все, что нам передано через закон и пророков, и Апостолов, и Евангелистов, мы принимаем и знаем, и высоко ценим, и чего-либо выше этого не ищем. Будем же этим полностью удовлетворены и останемся на этом, "не передвигая межи давней" (Притч. 22, 28) и не нарушая Божественное Предание". - И потому этот трогательный святоотеческий призыв святого Дамаскина адресован всем православным христианам. - "Поэтому, братья, да стоим на Церковном Предании как на камне веры нашей, не передвигая границы, которую поставили святые отцы наши, и не давая места тем, которые желают нововведений и разрушают здания Святой Божией Вселенской и Апостольской Церкви. Ибо если каждый будет поступать по своей воле, мало-помалу разрушится все Тел Церкви".

Святое Предание целиком и полностью от Богочеловека, от святых Апостолов, святых отцов, от Церкви, Церковью, а святые отцы - это стражи апостольских преданий. Все они, как и святые Апостолы, суть только свидетели великой Истины - Богочеловека Христа, которого они немолчно проповедуют, - Они суть ''всезлатыя уста Бога Слова".

Апостольское преемство и наследие имеет полностью Богочеловеческую природу. Что святые Апостолы передают и заповедуют хранить своим наследникам? - Самого Господа Иисуса Христа, единственную Главу Церкви со всеми Его непреходящими богатствами. Если это не передается, то апостольское наследие перестает быть апостольским, и нет больше ни Апостольского Предания, ни Апостольской иерархии, ни Апостольской Церкви.

Священное Предание - это Евангелие Господа Иисуса Христа, а также и Сам Господь Иисус Христос, Который силой Духа Свято-го входит и живет во всякой верущей душе и во всей Церкви. Все, что Христово, силой Духа Святого становится нашим человече-ским, и это только в Церкви. Дух Святой - душа Церкви - каждого верующего, как клеточку, встраивает в тело Церкви, делает его со-причастником Богочеловека (Еф. 5, б). И в действительности, Дух Святой благодатью преображает и являет нам в нем живое Богопо-добие каждого верующего. Ибо что такое жизнь в Церкви? Не что иное, как благодатное обожение каждого верующего через его личные евангельские добродетели, через введение в Церковь - Христа и становление частью Церкви - Христа. Вся жизнь христианина - это постоянный Духов День, ибо Дух Святой через святые таинства и святые добродетели передает Христа Спасителя каждому верующему, делает Его нашим живым преданием, нашей живой жизнью. "Христос - жизнь наша" (Кол. 3, 4), а этим и все Христово вечно становится нашим: и Его Истина, и Его Правда, и Его Любовь, и Его Жизнь, и вся Его Божественная Ипостась.

Святое Предание - это Сам Богочеловек Господь Иисус Христос со всеми богатствами Своей Божественной Ипостаси, а через Него и ради Него - и всей Святой Троили Это наиболее полно выражено в святой Евхаристии, в которой нас ради и нашего ради спасения осуществляется и повторяется все Богочеловеческое домостроительство спасения. Здесь Сам Богочеловек со кеми Своими чудесными дарами - здесь, да и во всей молитвенной, богослужебной жизни Церкви, и над всем этим, - простирается человеколюбивое благовестие: Те, Я с вами во все дни до окончания века" (Мф. 28, 20) - весь в апостольстве и через апостольство со всеми верными до скончания века. - В этом всецело Святое Предание Апостольской Православной Церкви: жизнь во Христе - жизнь во Святой Троице, становление частью Христа и Святой Троицы (ср. Мф. 28,19-20).

Исключительно важно следующее: в Православной Церкви Священное Предание, всегда живое и животворящее, составляют святая Литургия, др. святые Богослужения, святые таинства и свя-тые добродетели, вся Вечная Истина и вечная Правда, вся Любовь, вся вечная жизнь, весь Богочеловек Господь Иисус Христос, вся Святая Троица, вся Богочеловеческая жизнь Церкви во всей своей Богочеловеческой полноте, с Пресвятой Богородицей и со всеми святыми.

Личность Богочеловека Господа Иисуса Христа, преображенная в Церковь и в молитвенное, богосяужебное безбрежное море благодати, вся присутствует в Евхаристии и вся в Церкви - вот Предание. Эту истину благовествуют и исповедуют святые отцы и святые Вселенские Соборы. Молитвою и благочестием охраняется Святое Предание от всякого человеческого демонизма и диаволь-ского гуманизма, и в нем - весь Господь - Иисус Христос, который и есть вечное Священное Предание Церкви. "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1 Тим, 3,16), - явился как Человек, как Богочеловек, как Церковь, и Своим человеколюбивым подвигом спасения и преображения человека возвеличил и вознес человеческое существо выше Херувимов и Серафимов.

 

Пятидесятница

 

Что такое Богочеловек Христос: что в Нем Бог, а что человек? Как познается Бог в Богочеловеке, и как человек? Что нам, людям, Бог даровал в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это открывает нам Дух Святой - "Дух Истины" - открывает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем и о человеке в Нем, и то, что все нам даровано Им. А что все? - Дарованное нам неизмеримо превосходит все, что видел глаз, слышало ухо и приходило на сердце человеку (ср. Ин. 15,26; 16,13; 1 Кор. 2,4-16; Еф. 5,5).

Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Богочеловеческое Тело Свое - Церковь и этим подготовил земной мир для пришествия, жизни и деятельности Святого Духа в Теле Церкви как Души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как Живо горящая Душа (Деян. 2, 1-47). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляли в день Пятидесятницы святые Апостолы и Богородица своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса Христа как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Духа Святого в Богочеловеческом Теле Церкви происходит ради Богочеловека (ср. Ин. 16, 7-13; 15, 26; 14, 26); "Его же ради и Дух Святый в мир прииде" (Молитва акафиста Иисусу Сладчайшему), Все в Бого-человеческом домостроительстве спасения установлено Господом

Иисусом Христом и совершается Им и в Нем - Богочеловеком. Также и деятельность Святого Духа - вся она единосущна Богочеловеческому подвигу спасения мира Иисусом Христом, Бессмертные дары Троического Божества и Самого Духа Святого в день Пятидесятницы снизошли только на святых Апостолов - на святую апстольскую веру - на святое апостольское Предание - на святую апостольскую иерархию - на все, что апостольское - на все, что Богочеловеческое.

Духов День, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрерывно продолжается в Церкви с невыразимой полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (ср. Деян. 10,44-48; 11,15-1б; 15, 8-9; 19, 6). Все в Церкви совершается Духом Святым, от самого малого до великого, Когда священник перед каждением благословляет кадило, он молит Господа Иисуса Христа о "ниспослании благодати Пресвятого Духа". Когда несказанное чудо Божие - Святая Пятидесятница - вновь совершается при хиротонии епископа, то даруется вся полнота лагодати, и этим наглядно подтверждается, что вся жизнь в Церкви осуществляется в Духе Святом. Нет сомнения: Господь Иисус Христос Духом Святым в Церкви, а Церковь Духом Святым в Господе Иисусе Христе. Господь Иисус Христос - глава и тело Церкви, а Дух Святой - ее душа (1 Кор. 12, 1-28). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой положил Себя основанием Церкви - основанием Тела Христова, "совершив воплощение Слова во Святой Деве" (Осмогласник Глас I, В неделю утра, на полунощнице, Канон Пресвятой Троице, песнь 1).

Итак, каждое святое таинство и святая добродетель - это малый Духов День, ибо Дух Святой сходит на нас, сходит существенно, ибо Он - "богатство Божества", Он - "благодати пучина", Он - "благодать и жизнь всякой твари" Духом Святым Господь пребывает в нас, и мы в Нем - об этом нам свидетельствует присутствие в нас Святого Духа. Мы Духом Святым живем во Христе, и Он в нас, - и это знаем "по Духу, который Он дал нам" (1 Ин. 3, 24), Наш человеческий дух Духом Святым научается по-настоящему правильно познавать Христа. Что есть в Боге и в Богочеловеке, мы знаем по Духу Божиему, Которого Он нам дал (ср. 1 Ин.4,15;1Кор.2,4-1б).

Для познания Богочеловека Христа, одного из Лиц Святой Троицы, нам нужна помощь остальных двух Лиц: Бога Отца и Бога Духа Святого (ср. Мф. 11, 27; 1 Кор. 2, 12). Дух Святой есть "Дух премудрости" (Еф. 1, 17), и получающий Его человек исполняется Божественной премудростью. Дух Святой есть "Дух откровения" (Бф. 1, 17). Божественною Премудростью Он в сердце верующего открывает тайну Иисуса Христа - Богочеловека, и такой причастник Святого Духа приходит к истинному познанию Христа. Никакой человеческий дух никакими усилиями не в состоянии познать тайну Христа в ее Божественном и спасительном совершенстве и полноте - это человеческому духу открывает только Дух Святой, почему и называется Он "Духом откровения" (Еф. 1, 17; 3,6; 1 Кор. 2, 10). По этой причине Апостол-духовидец и говорит; "Никто не может назвать Иисуса Господом - как только Духом Святым" (1 Кор. 12,3). Дух Святой как "Дух Истины" и "Дух откровения" водит и всякую истину Богочеловеческой Личности Христа и Его Богочеловеческого домостроительства спасения и учит нас всему, что Христово (Ин. 16,13; 14, 26; 1 Кор. 2, 6-16). Это и есть причина того, что все Евангелие Христово, со всеми своими Богочеловеческими фактами, называется Откровением. И это причина того, что в Церкви всяческий чин, дело, служба, тайна, работа - совершается призыванием силы и благодати Святого Духа.

Словом, вся жизнь Церкви, во всех своих бесконечных Богочеловеческих проявлениях, ведется и руководится Духом Святым, Который всегда пребывает в Господе Иисусе Христе, поэтому в Святом Евангелии и сказано: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8, 9). Подобно Херувиму погруженный в Богочеловеческую тайну Церкви, как в самую чудесную и великую тайну Божию, св. Василий Великий восклицает: "Дух Святый созидает (творит, строит) Церковь Божию".

 

Благодать

 

От Божественной полноты, воплощенной в Богочеловеке Христе, непрестанно изливаются бесчисленные и неизмеримые Божественные силы, необходимые человеческому существу для спасения, обожения, введения в Церковь, становления причастником Христа, причастником Духа Святого и частью Святой Троицы, которые называются одним словом: благодать. Все эти Божественные силы во всей полноте имеют Богочеловеческие свойства и характер, поэтому они полностью находятся в Богочеловеческом Теле Церкви, существуют от него и через него. В Церкви все Богочеловеческое, ибо все принадлежит Богочеловеку, поэтому в ней нет ничего вне Богочеловеческого. Наше спасение - наше обожение - не что иное, как наше непрестанное исполнение и преисполне-ние благодатью. В Церкви и Церковью благодать есть безбрежный океан Божественных сил, которые непрестанно действуют в Богочеловечсском организме Церкви. Богочеловеком Иисусом Христом, который есть Церковь, нам дарованы все Божественные силы, потребные для жизни и благочестия на этом и на том свете (ср. 2 Петр. 1,3-4).

Богочеловеку, как Личности и как Церкви, противостоит человек со своей богоподобной природой. Созданный богоподобным, человек владеет богоподобной свободой, огромной и непостижимой свободой. Имея свободную волю, человек может даже и Бога отвергнуть, и диавола принять; и еще: человек может стать и "богом по благодати", и диаволом по своей свободной воле. Богомудро использованная свободная воля приводит человека к Богу и соединяет с Ним; использованная во зло, она приводит его к диаволу и соединяет с ним. История человеческого рода - красноречивый этому свидетель. Бог потому и стал человеком, чтобы как Богочеловек, в Богочеловеческой Своей Личности, показать и научить человека, как можно богомудро руководить своей свободной волей и из себя благодатью построить благодатного, христоподобного человека и достичь совершенства своего богоподобного существа, А чтобы для достижения этой цели дать человеку силы, Он на Себе, Богочеловеке, основал Церковь с ее святыми таинствами и святыми добродетелями. Становясь "сопричастником" Богочеловеческого Тела, Церкви (Еф. 3, 6), посредством святых таинств и святых добродетелей, человек достигает Богом поставленной цели: становится "богом по благодати". Вся спасительная и Божественная мудрость человека-христианина состоит в том, что он всю свою свободную волю добровольно подчиняет Божественной воле Господа Иисуса Христа; взирая на Самого Господа Иисуса Христа, Который в Своей Богочеловеческой Личности Свою человеческую волю добровольно подчинил Своей Божественной воле. Это Богочеловеческое отношение между волей Божественной и волей человеческой имеет силу самого совершенного закона и самого необходимого правила в Богочеловеческом Теле Христовом - Церкви: свою человеческую волю добровольно подчинять Божественной воле Господа Иисуса Христа, и так посредством святых таинств и святых добродетелей достигать своего спасения, обожения и жизни вечной в царстве любви Христовой.

В Богочеловеческом Теле Церкви присутствует вся благодать Троического Божества, спасающая от греха, смерти и диавола, возрождающая, освящающая, преобразующая, соединяющая нас со Христом и со всем Троическим Божеством и делающая нас Их частью. Но каждому из нас дается эта благодать "по мере дара Христова" (Еф. 4, 7). А Господь Иисус Христос отмеряет каждому благодать по его труду (1 Кор. 3, 8): по труду в вере, в любви, в милосердии, в молитве, в посте, в кротости, в покаянии, в смирении, терпении и в остальных святых добродетелях и святых таинствах. Провидя Своим Божественным Всеведением, как каждый из нас будет пользоваться Его благодатью и дарами, Господь Иисус Христос и разделяет дары Свои "каждому по его силе" (ср. Мф. 25,15). Однако от нашего личного труда и умножения Божественных даров Христовых зависит наше место в животворящем Богочеловеческом Теле Христовом - Церкви, которая, как единое и неделимое небесное и земное Богочеловеческое существо, простирается от земли и выше всех небес над небесами. Насколько полнее человек живет полнотой Христовой благодати, настолько больше он имеет даров и настолько обильнее произливаются на него как на причастника Христова Богочеловеческие силы Церкви, очищающие нас от всякого греха и преображающие в живое Богоподобие. При этом каждый из нас живет во всех и ради всех, ибо все мы одно тело. Поэтому каждый и радуется дарам своих близких, особенно когда они превосходят его собственные дары.

 

Святые таинства

 

Все Божественные таинства святы. Все, что начало быть, начало быть всесвятым Богом Словом. А все, что от Бога Слова, свято и Божественно еть. Без Бога Слова ничего не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3; Кол. 1,16; Евр. 1,10). И на небе, и на земле все свято, кроме греха, а грех есть употребленная во зло свобода сотворенных существ, например, диавола и человека. Свободой злоупотребляют, когда ее употребляют против Бога; совершенный грех рождает смерть, а диавол имеет две главные силы: грех и смерть. Посредством их он поглощает людей и царствует в них, а царство греха и смерти есть ад для богоподобного существа, каким является человек

Творец всего, Бог Слово, становится человеком, чтобы человека освободить от греха и смерти, а тем самым - от диавола и ада. Бог Слово это совершил как Богочеловек всем Своим подвигом на земле, от воплощения до вознесения; в результате этого Он Собой и на Себе основал Церковь, в которой Он осуществляет спасение людей посредством святых таинств и святых добродетелей Духа Святого. Он, Богочеловек Господь Иисус Христос, Он - Церковь, и есть Пресвятое и главное таинство, в котором и от которого происходят все таинства, начиная от святого крещения.

Все в Церкви есть таинство, от самого малого до самого великого, ибо все пронизано неизреченною святостью безгрешного Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Как Церковь, Богочеловек охватывает и небо, и землю, ибо и земля и небо суть Его творение: "все Им и для Него создано" (Кол. 1, 16-20). Он есть и Творец и цель всех творений, всех тварей: "Он есть глава тела Церкви" (Кол. 1, 18); и еще: Церковь есть "Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23). Поэтому в Нем, который объемлет все, суть и спасение, и обожение, и становление частью Христа Богочеловека, и все самое совершенное, что только потребно человеческому существу и на небе, и на земле. Этому служат все святые таинства в Его Церкви и все святые добродетели, и прежде всего: святое таинство крещения, святое таинство миропомазания и святое таинство Причащения (Евхаристии).

Святым крещением мы облекаемся в Господа Иисуса Христа - ради нашего спасения через обожение и соединение с Богочеловеком Иисусом Христом, - ибо Всеблагий Господь как Богочеловек явился в нашем земном мире и остался в нем как Церковь - Богочеловек. И в Нем "обитается полнота Божества телесно" (Кол. 2,9) с одной целью: чтобы все мы исполнились этой полнотой Божества (Кол. 2, 10), чтобы все мы стали частью Богочеловека Христа, частью Святой Троицы, - стали "богами по благодати", богочеловеками по благодати.

Богочеловек есть "великая благочестия тайна" (1 Тим. 3, 16), великая тайна Богочеловеческой веры, а в Богочеловеке - вся тайна Церкви. Одна и всегда одна и та же всебожественная Ипостасная тайна Второго Лица Пресвятой Троицы пронизывает все таинства Церкви и все, что в ней и от нее. Каждое святое таинство исходит и вновь возвращается к святой тайне Церкви, к святой тайне Боговоплощения, Богочеловека, Богочеловечности. В самом деле, всякое святое таинство всецело находится в Церкви, также вся Церковь находится в каждом святом таинстве.

Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. И даже самое незначительное? - Да, каждое из них - глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое "незначительное" священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом. Вот один пример: чин малого освящения воды. Малый чин, а какое великое святое чудо, столь же великое, как и сама Церковь. Это великое чудо уже две тысячи лет происходит для миллионов душ православных христиан, очищает, освящает их, исцеляет, дарует бессмертие и не перестает совершаться - и не перестанет, пока существуют небо и земля, А святая вода есть только одна из многочисленных святых тайн, которые непрестанно совершаются в Православной Христовой Церкви.

Но и любая святая добродетель в душе православного христианина есть святое таинство, ибо любая из них находится в органической связи со святым таинством крещения, а через него и со всем Богочеловеческим таинством Церкви, например, вера есть святая добродетель, а тем самым святое таинство, которым православный христианин живет непрестанно. А святая вера силой святости своей рождает в его душе и остальные святые добродетели - молитву, любовь, надежду, пост, милосердие, смирение, кротость... И каждая из них есть опять же святое таинство. Все они одно другим живут, живут вечно и бессмертно, и одно другим питается, и все, что от них, свято есть. Потому-то и нет числа святым таинствам в Церкви Христовой, в этой объемлющей небо и землю великой, святой тайне Богочеловека. В ней и каждое "Господи, помилуй" есть святое таинство, и каждая покаянная слеза, и каждый молитвенный вздох и вопль о грехах.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.