28 конкретно-социологический метод -состоит в исследовании права не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных социальных фактов. Социологический метод включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения и т.п. Например, способы анализа письменных документов (отчетов, служебных записок и др.) обеспечивают достоверность знаний о событиях, фактах, необходимых для исследователя.
29 конституционное право
30 корпоративная правовая культура
31 криминология
32 либертарная теория -В. С. Нерсесянц, В юридическо-либертарной классификации правопониманий различают два диаметрально противоположных подхода к определению права через юридическое (лат. ius — право) и легистское (лат. lex — закон) правопонимание. Легистское правопонимание. Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения. В этом случае право и закон — суть одно и то же. С этой точки зрения, властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным в данном является высказывание Гоббса Т. —«Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена».Подобные представления в XIX веке развивали Дж. Остин (англ.)русск., Ш. Амос (англ.)русск., Г. Ф. Шершеневич и др. С легистской точки зрения, определение права можно сформулировать следующим образом: Право — это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Юридическое правопонимание. Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей власти, то есть определенное, отличное от других социальное явление.В рамках юридического правопонимания среди прочих существуют:Естественно-правовой подход.С точки зрения естественно-правового подхода, право — это право, извне преданное человеку и приоритетное к человеческим установлениям.Либертарно-юридический подход, разработанный Нерсесянцем В. С.Основная статья: Либертарно-юридическая концепция Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, под которым, в свою очередь, подразумевается единство трех компонентов:равной для всех нормы и меры;свободы;справедливости.
33 марксистская меновая теория права -Автор меновой теории права Евгений Брониславович Пашуканис (1891—1937 гг.). Ему принадлежит свыше 100 работ по теории государства и права, международному праву, истории государства и права и др. Концепция Пашуканиса получила систематическое выражение в его книге «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий» (1924 г.). Согласно Пашуканису, правовая форма достигает своего кульминационного пункта в буржуазно-капиталистическом обществе. Юридизация человеческих отношений идет вслед за развитием товарно-денежного, капиталистического хозяйства. Капитализм разлагает и отбрасывает различные патриархальные связи, личные зависимости, сословные и цеховые привилегии и т.п. , заменяя их отношениями юридическими, отношениями формально равноправных субъектов.
34 Михаил Байтин -(22 декабря 1921 — 13 апреля 2009) — российский учёный-юрист, профессор кафедры теории государства и права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», доктор юридических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии естественных наук (по секции — гуманитарные науки и творчество). Им опубликовано более 250 научных работ, подготовлено 28 кандидатов юридических наук, из которых 6 стали докторами наук. Созданная им научная школа объединяет более 70 человек. если человек ведет себя соответственно праву, он действует свободно… И, напротив, если человек выходит за пределы правомерного поведения, сознательно нарушает юридические ограничения, обязанности, запреты, совершает преступление или иное правонарушение, он действует несвободно.
35 Михаил Рейснер -7 марта 1868, Вилейка — 3 августа 1928, Москва) — российский учёный-юрист, публицист, социопсихолог и историк. Из-за своих марксистских взглядов был вынужден эмигрировать в Германию и Францию. В 1907 году Рейснер вернулся в Российскую империю и стал преподавателем в Санкт-Петербургском университете. Рейснер был одним из основателей Коммунистической академии как центра марксистской социальной науки. Рейснер также был одним из основателей Русского психоаналитического общества и работал в Наркомпросе.
36 Нерсесянц - (2 октября 1938, Степанакерт, Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджанской ССР — 21 июля 2005) — российский ученый-юрист, специалист в области философии права, политических и правовых учений. Автор фундаментальных трудов по философии права, теории права и государства, истории политических и правовых учений, разработчик оригинальных философско-правовых концепций: либертарно-юридической теории права и государства и концепции цивилизма. Являлся председателем российской секции Международной ассоциации социальной и правовой философии, членом редколлегии серии «Философское наследие». Соавтор Новой философской энциклопедии (статьи «Право», «Философия права»). Им разработана либертарно-юридическая теория права и государства и основанная на ней концепция цивилизма как постсоциалистического общественного строя. Он автор около 400 научных работ, включая 16 индивидуальных монографий и учебников, научный руководитель и консультант кандидатских и докторских диссертаций.[3]. В. С. Нерсесянц воспитал учеников, его идеи имеют последователей.
37 Николай Алексеев -(1 мая 1879 — 2 марта 1964) — русский философ, правовед, один из идеологов евразийства. Попытался применить феноменологический метод в философии права. Ученик П. И. Новогородцева, преподавал в Московском университете (1912—1917), в Праге и Берлине (1922—1931), затем в Сорбонне, Белграде (с 1940). С 1950 в Женеве. Николай Николаевич Алексеев принадлежит к плеяде и правоведов, которые на рубеже XIX—XX веков развивали идеи естественного направления в праве. Создаваемые ими концепции права тесно связаны с религиозно-нравственными идеалами того времени. Для них характерен живой интерес к судьбам России, её культуре, роли личности в истории и государстве, проблемам построения государства и права на принципиально новой нравственной основе. ерьёзная работа Н. Н. Алексеева «Науки общественные и и естественные в историческом взаимоотношении их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук» (М., 1912), посвящена рассмотрению эволюции механизма в обществознании и формулирует основную тему, которая будет занимать ученого на протяжении всей его жизни: это, с одной стороны, «критика существующего социально-научного знания, поскольку проявляется оно в фактическом составе натуралистических социальных теорий, и, с другой стороны, создание новой теории, которая сочетала бы строгую научность с идеей невозможности полнейшей реализации общественных отношений — той рационализации, вера в которую, с одной стороны, воплощается в мечтах о близком земном рае, с другой — связывается с убеждением, что общественную науку можно вылить в математически-рациональные формулы».
38 Николай Коркунов -(14 [26] апреля 1853, Санкт-Петербург — 27 ноября [10 декабря] 1904, станица Удельная, ныне Ленинградская область) — русский учёный-юрист, философ права. Профессор, специалист по государственному и международному праву. Преподавал в Санкт-Петербургском университете, Военно-юридической академии и других учебных заведениях. Разрабатывал социологическое направление в юриспруденции. Его правовые идеи основывались на закономерностях развития общественных явлений. Поэтому он критиковал господствовавшую тогда школу естественного права, выдвигающую в праве на первый план момент воли и требующей строгого разграничения догматического правоведения от социологии и истории. В трудах Н. М. Коркунова историко-социологический элемент играл значительную роль, он не признавал тогдашних немецких авторитетов в правовой науке и внимательно относится к специфическим явлениям русского юридического и политического быта, тем самым часто идя вразрез с общепринятыми учениями.Право, по определению Н. М. Коркунова, есть не просто защита интересов, но разграничение их. Разграничение интересов, составляющее содержание правовых норм, совершается в двоякой форме:Путём поделения объекта пользования в частичное, индивидуальное обладание;Путём приспособления его к совместному пользованию многих.Этим он обусловливал различие частного и публичного права. Н. М. Коркунов отверг обычное понимание власти, как единой воли, господствующей над подданными государства. По его мнению, эта так называемая «волунтарная теории власти», унаследованная правовой наукой от средневековой схоластики и совершенно чуждая величайшим мыслителям античности должна была быть признана несостоятельной. В его концепции властвование предполагало сознание не с активной стороны, не со стороны властвующего, а с пассивной, со стороны подвластного. Государственная власть — не воля, а сила, вытекающая из осознания людьми их зависимости от государства как общественного союза, в котором принудительно устанавливается мирный порядок. Он указывал, что институты народного представительства и ответственности правительства перед парламентом являются второстепенными, а главной гарантией законности должен быть независимый суд, имеющий право проверять на соответствие законам всех подзаконных актов правительства. Поэтому Н. М. Коркунов обосновал, что разделение законодательной функции и исполнительной возможно и в абсолютной монархии. Тем самым он выражал идеи правового государства и стремился применить эту идею к российским условиям самодержавия.